Золотые резервы Ирландии: высшая секретность против свободы информации » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Золотые резервы Ирландии: высшая секретность против свободы информации

26 апреля 2017 goldenfront.ru | Gold (XAU/USD)
В данной и следующей статьях изложена хроника затянувшегося расследования. Я попытался (правда, пока без особых результатов) узнать подробности, касающиеся официальных золотых запасов Ирландии, а именно их действительное место нахождения, тип договора о хранении, а также подтверждающую документацию в виде списка золотых слитков с указанием веса каждого. Золотые резервы Ирландии находятся в ведении Центрального банка страны (ЦБ), но преимущественно хранятся (предположительно) в Банке Англии в Лондоне.

Много раз расследование заходило в тупик из-за отказа от сотрудничества со стороны ЦБ и Министерства финансов Ирландии. Мои информационные запросы игнорировались, отклонялись и не выполнялись. Кроме того, в процесс открыто вмешивался Банк Англии. О большинстве препятствий, с которыми мне пришлось столкнуться в ходе расследования, я и рассказал в этих двух статьях.

6 тонн золота

Валютный фонд Ирландии составляет «всего» 6 т золота — ничтожное количество по сравнению с заявленными золотыми запасами многих крупных европейских центральных банков. Очень странно, что при таких небольших объемах информация об ирландском золоте хранится за семью печатями. Не стоит забывать, однако, что Ирландия является членом Еврозоны, ЦБ Ирландии входит в состав Европейского центрального банка (ЕЦБ), а ирландское золото (предположительно) хранится в Банке Англии. Учитывая то, в каких клубах имеет членство ЦБ, то, скорее всего, именно политика секретности ЕЦБ и Банка Англии диктует ему, что говорить, а что нет о своих золотых запасах.

Но опять же не забывайте, что все управляющие центральных банков, и ЦБ Ирландии здесь не исключение, высокомерные и самовлюбленные люди, не считающие себя обязанными отчитываться перед кем-то, кроме себя самих и иногда правительства. Кроме того, неуправляемая культура высокомерия и «культ» независимости этих организаций также объясняет их презрительное отношение к публичному обсуждению, особенно на такие деликатные для них темы, как золотой запас.

Много лет золотые резервы Ирландии насчитывали 14 т. Так было до конца 1998 г. В январе 1999 г, будучи членом Еврозоны, ЦБ Ирландии, как и центральные банки других стран, перевел на счет только что созданного ЕЦБ 8 т золота, оставив у себя лишь 6 т. С тех пор эта цифра не менялась, по крайней мере, официально. Предположительно большая часть из этих 6 т хранится в Банке Англии в виде золотых слитков. Небольшой остаток в виде золотых монет находится в ЦБ Ирландии, в Дублине.

Закон о центральном банке (1942) и законы о свободе информации

Центральный банк Ирландии был учрежден на основании “Закона о центральном банке от 1942 г?, где говорится:

"Банк — это государственная корпорация, учрежденная на основании закона (Закон от 1942 г), согласно которому весь капитал контролируется министром. Министр финансов является единственным акционером Банка“.

В Ирландии министр финансов возглавляет Министерство финансов, а также входит в Кабмин, т.е. правительственный или исполнительный орган. С марта 2011 г пост министра финансов Ирландии занимает Майкл Нунан (Michael Noonan).

Запросы на предоставление доступа к данным были введены в Ирландии относительно недавним Законом о свободе информации (далее также Закон о праве на информацию, Закон) от 1997 г, принятым коалиционным правительством. Закон обеспечивает прозрачность и открытость органов управления, заседаний Кабинета министров и т.д. Однако полномочия Закона от 1997 г были несколько ослаблены внесенными в него в 2003 г поправками, направленными на сужение сферы действия Закона, а также предусматривающими плату за подачу информационных запросов.

Впервые я заинтересовался золотыми запасами Ирландии в августе 2011 г. В то время под действие Закона попадали такие правительственные учреждения, как Министерство финансов, но на ЦБ Ирландии Закон не распространялся. Последующий Закон от 2014 г заменил Закон от 1997 г и поправки к нему от 2003 г, а также расширил сферу действия запросов на все государственные органы, включая ЦБ. Законом от 2014 г (раздел 42 и Приложение 1) предусмотрены некоторые исключения, касающиеся определенной информации конкретных органов. Часть данных ЦБ также выходит из сферы действия Закона. На сайте правительства http://foi.gov.ie изложены основные положения Закона о праве на информацию. Для рассмотрения решений, принятых госорганами в отношении информационных запросов, существует также независимый Комиссариат по вопросам информации.

В 2011 г я начал замечать, что иностранные специалисты по вопросам золота сталкиваются с некоторыми трудностями при получении информации из своих центральных банков относительно золотых резервов других стран. Поэтому я подумал, что в этом плане с Ирландией проблем быть не должно, учитывая ее небольшие золотые запасы. Кроме того, ЦБ Ирландии все-таки не такой тяжеловес, как Бундесбанк или Банк Франции. Но не тут-то было. Я быстро понял, что центральные банки предпринимают все возможное, чтобы не раскрывать детали своих золотых резервов.

Свое ирландское расследование я разделил на две части. В первой представлены все данные, полученные мной после обращения в Министерство финансов и ЦБ Ирландии до запроса 2015 г. После введения в силу нового законопроекта в 2014 г ЦБ Ирландии попал в сферу действия Закона.

Во второй части я расскажу о запросе, поданном в ЦБ, о том, как мне отказали, как я подал апелляционную жалобу и имел «частичный» успех. Я удалил из писем некоторые имена чиновников, адреса и телефоны.

Золотые резервы Ирландии: высшая секретность против свободы информации


2011 — первый отказ Центрального банка

Сага началась 26 августа 2011 г с письма в адрес ЦБ Ирландии. Я задал несколько, казалось, безобидных вопросов относительно золотых запасов страны. Вопросы были такие:

«Не могли бы вы уточнить, в скольких хранилищах Центральный банк Ирландии держит свое золото.

В примечании 10 на стр. 98 годового отчета Банка за 2010 год сказано, что «Золотые запасы представлены монетами, хранящимися в Банке, а также золотыми слитками, находящимися в Банке Англии».

Не могли бы вы рассказать про слитки, хранящиеся в Банке Англии: были ли они переданы по свопу или в кредит, или же имеют какой-то иной статус, и если да, то какой процент? Кроме того, хранится ли золото на специальном счете, и есть ли у вас список слитков, который вы могли бы предоставить?”


ЦБ Ирландии ответил неделю спустя, 1 сентября 2011 г:

"Доброе утро!

Мы получили ваш запрос относительно хранения золота и отвечаем на него.

Примечания к отчетности подтверждают местоположение золотых запасов Центрального Банка Ирландии. Тем не менее, Банк не в праве разглашать дальнейшую информацию или излагать свою инвестиционную политику относительно золотых резервов.

Это все, чем мы можем Вам помочь".


Уже зная, что Закон не действует в отношении ЦБ Ирландии, но распространяется на Министерство финансов, в сентябре 2011 г я написал в (независимый) Комиссариат по вопросам информации и поинтересовался, будет ли, по их мнению, действовать Закон, если сделать запрос в Министерство финансов на доступ к информации по центральному банку, при том, что сам ЦБ исключен из сферы действия Закона.

Комиссариат ответил 20 сентября 2011 г и посоветовал поступить следующим образом:

«Вам следует связаться с Центральным отделением Министерства финансов по вопросам свободы информации и узнать у них, попадает ли необходимая Вам информация под действие Закона. Их электронная почта: [email protected]»

В этот же день я отправил письму по указанному адресу:

«У меня есть гипотетический вопрос к Министерству финансов относительно права доступа к информации. Дело касается Центрального банка. Суть вопроса в следующем:

Если я сделаю запрос в Министерство финансов на доступ к информации, включающей в себя переписку между Министерством и ЦБ, то будет ли предоставленная Министерством информация содержать данные по ЦБ, или же мой запрос будет отклонен».


Министерство финансов ответило в тот же день:

«Добрый день!

Согласно Закону о праве на информацию, решение предоставлять или не предоставлять данные принимает организация, владеющая этими данными. Центральный банк исключен из сферы действия Закона. Более подробная информация по адресу www.foi.gov.ie».


Немного загадочный и не особо полезный ответ. Поэтому я решил подать информационный запрос в Министерство финансов.

Министерство финансов — неответственный или некомпетентный орган?

8 ноября 2011 г я подал следующий запрос в Министерство финансов:

«Пожалуйста, направьте это письмо специалисту по вопросам свободы информации XXXX XXXXXXX или иному ответственному лицу в Министерстве финансов.

Я бы хотел сделать следующий запрос на основании Закона о праве на информацию.

В соответствии с Законом я прошу предоставить мне доступ ко всем данным и корреспонденции, датированным периодом с 1997 по 2011 г, на тему:
Золотых запасов Ирландии, находящихся в ведении Центрального банка и хранящихся в Банке Англии;
инвестиционной политики по золотым запасам Ирландии;
ирландского золота, переведенного на счета ЕЦБ в период с 1999 по 2011 г».


Спустя месяц я так и не получил от Министерства финансов ни подтверждения, ни ответа на свой запрос. Согласно Законам о свободе информации, отсутствие ответа в течение 4 недель после первого запроса приравнивается к отказу и позволяет обратиться с просьбой пересмотреть решение об отказе.

13 декабря 2011 г я отправил письмо в Отдел Министерства финансов по вопросам свободы информации:

«В 4-недельный срок, установленный Комиссариатом по вопросам информации, я не получил ни ответа, ни подтверждения своего запроса, поданного в соответствии с Законом о праве на информацию, что приравнивается к «отказу», поэтому я бы хотел, чтобы по моему запросу была проведена «внутренняя проверка».

Пожалуйста, незамедлительно подтвердите получение запроса на проведение внутренней проверки, в противном случае завтра я обращусь в Комиссариат по вопросам информации».

Два дня спустя я получил от Министерства просто фантастический ответ, по-другому его и не назовешь:

«Спасибо за письмо. Мы приносим свои извинения за задержку с ответом. К сожалению, специалист, занимающийся вопросами свободы информации, в настоящее время отсутствует. Не могли бы Вы позвонить мне по номеру 669xxxx, чтобы мы могли обсудить Ваш вопрос. Запросы обрабатываются только после оплаты в размере €15.00. Я не знаю точно, что случилось в Вашем случае, но буду рад оказать дальнейшую помощь. Я нахожусь в Отделе только по утрам.

С уважением, Xxxxxxx Xxx, Отдел по вопросам свободы информации, добавочный номер: xxxx


На что я ответил:

«Случилось то, что в течение четырех недель я не получил от вас никакого ответа, поэтому уведомил Комиссариат по вопросам информации о неудовлетворительной работе вашего министерства. Если на месте нет нужного специалиста, то обязательно должен быть кто-то его замещающий — правило, установленное Комиссариатом. Именно поэтому я попросил в своем первом письме направить мой запрос «сотруднику отдела по вопросам свободы информации XXXX XXXXXXX или иному ответственному лицу».

Согласно Законам о праве на информацию «в каждой организации должен быть специалист, работающий с запросами представителей общественности».

Кроме того, поскольку Центральное отделение по вопросам свободы информации (единственное на все ирландское правительство) находится в вашем министерстве, то мне с трудом верится, что в нем работает только один человек.

В связи с этим, мне бы хотелось получить исчерпывающее объяснение того, почему мой запрос был проигнорирован, а также прошу освободить меня от оплаты, т.к. время ожидания ответа составляет уже более 5 недель».




20 декабря 2011 г, как раз перед Рождеством, мне позвонил специалист из Отдела по свободе информации Министерства финансов. Я записал наш с ней разговор и привожу его здесь:

«не существует никаких данных или корреспонденции относительно золотых резервов. Я разговаривала с разными людьми в Министерстве, и все они сказали, что никаких данных нет. По их словам, ответственность за золото была переложена на Центральный банк еще до 1999 г».

Она добавила также, что пришлет подтверждающее письмо, и что я имею право обратиться с просьбой к «главному специалисту, чтобы он проконтролировал проведенную по моему запросу работу».

На следующий день я получил от нее письмо:

«В продолжение нашего телефонного разговора. Запрос на проведение внутренней проверки необходимо подать в наш Отдел в течение 15 дней с момента получения официального письма. Стоимость внутренней проверки составляет €75. Письмо будет отправлено завтра».


Официальное письмо пришло на почту в указанный день, ознакомиться с полной версией можно здесь -> Ответ Отдела по вопросам свободы информации, дек. 2011. Краткое содержание письма:

«22 декабря 2011 г.

Наше министерство получило от Вас запрос по электронной почте 9 ноября. Сегодня я, как ответственное лицо, принял окончательное решение по Вашему запросу. Со мной можно связаться по телефону. Мы сожалеем о задержке ответа на Ваш запрос.

Также сообщаю Вам, что Министерству не удалось обнаружить никаких необходимых Вам данных. В связи с этим, я вынужден отклонить запрос в соответствии с разделом 10(1)(a) Закона о праве на информацию.

...Право на апелляцию (см. выше)».

Поскольку после слов «они просили передать, что никаких данных нет», мне совершенно не верилось, что внутренняя проверка принесет какие-либо результаты, я посчитал бессмысленным тратить €75. Кстати сказать, пока не проведена внутренняя проверка, независимый Комиссар, как правило, не рассматривает запрос на информацию. В Комиссариате, когда я сообщал им о недобросовестной работе Министерства финансов, мне сказали:

«По Закону заявители должны, за исключением некоторых случаев, сначала воспользоваться своим правом на проведение внутренней проверки в соответствующем госоргане и только потом обращаться за помощью к Комиссару.

Если в течение трех недель (15 рабочих дней) по внутренней проверке не было принято никакого решения, или Вас не устраивает ответ Министерства, вы можете обратиться напрямую в Комиссариат для рассмотрения вашего дела».

Тем не менее, с трудом верится, что в Министерстве финансов Ирландии не имеется никаких данных или корреспонденции на тему золотых запасов страны.

Во-первых, всего несколько месяцев назад, 16 июня 2011 г, в D?il ?ireann (ирландское правительство), сам глава Министерства финансов Майкл Нунан в ответ на вопрос парламентариев заявил, что «Центробанк уведомил его о том, что стоимость золота, находящегося в ведении Банка, оценивается в €203.792 млн по состоянию на конец 2010 г (в конце 2009 г эта цифра составляла €147.975 млн)». А именно:

Депутат Симус Кирк (Seamus Kirk) спросил Министра финансов, будет ли прибыль центральных банков ЕС, получаемая от золота, использована для борьбы с долговым кризисом в периферийных странах Еврозоны, включая Грецию, Португалию и Ирландию; и будет ли он делать заявление на этот счет. [15924/11]

Министр финансов (депутат Майкл Нунан): Центробанк уведомил меня о том, что стоимость золота, находящего в ведении Банка, оценивается в €203.792 млн по состоянию на конец 2010 г (в конце 2009 г эта цифра составляла €147.975 млн)». Золото оценивается по рыночной стоимости на момент закрытия биржи, а ценные бумаги по среднерыночным ценам закрытия по итогам года. Увеличение стоимости золота, хранящегося в Банке, в конце 2010 г связано с изменениями рыночной стоимости золота в течение года.


Обратите внимание, что Нунан не сказал, что сам лично или кто-то из его подчиненных просматривал годовой отчет ЦБ. Он сказал, что Центробанк уведомил. Если Центробанк уведомил Нунана, то это должно было быть каким-то образом официально задокументировано Министерством финансов. Если таких документов не существует, то, учитывая ответ Министерства финансов на мой запрос, это говорит о том, что Министерство небрежно относится к ведению документации и действует непрофессионально и безответственно. Если все же документы, подтверждающие взаимодействие Нунана с ЦБ относительно золотых запасов, существуют, то значит в Министерстве финансов имеются данные об ирландском золоте, и мне они солгали.

Но еще важнее то, что народ Ирландии доверяет золотые запасы своей страны ирландскому государству и его Министерству финансов. Министерство финансов, в свою очередь, использует ЦБ в качестве агента или ответственного хранителя, а значит ЦБ Ирландии отвечает за золотые запасы перед Министерством финансов. Кроме того, Банк Англии (по документам) является субпопечителем (или, может быть, депозитарием) ЦБ Ирландии.

Ответ на мой запрос и звонок из Министерства финансов о том, что у них нет никаких данных относительно золотых запасов Ирландии, контроля этих запасов и передачи золота в ЕЦБ (если это, конечно, правда), указывает на полное отсутствие надзора со стороны ирландского правительства и Министерства финансов над таким важным компонентом валютных резервов Ирландии, а также на халатное отношение к аудиту денежного актива государства.

2012 — второй отказ Центрального банка

Годовой отчет Центрального банка Ирландии обычно публикуется в конце апреля, когда заканчивается финансовый год. После того, как в конце апреля 2012 г был опубликован годовой отчет ЦБ Ирландии за 2011 г, в мае 2012 я решил задать еще несколько вопросов Центральному банку на тему золотых резервов в надежде, что мое письмо попадет в руки кого-то более открытого к сотрудничеству, чем в сентябре 2011 (см. выше).

24 мая 2012 г после прочтения соответствующих разделов годового отчета и, поняв, каким образом аудиторы и сотрудники банка готовят годовую отчетность в отношении балансовых позиций, я направил семь вполне конкретных и резонных вопросов о золотых запасах Ирландии на электронный адрес Центрального банка [email protected]:

«Добрый день! У меня есть несколько вопросов по одной из позиций годового отчета ЦБ за 2011 г.

На позиции 1 в балансной ведомости на стр. 98, от 31 декабря 2011 г, указано: «Золото и поступления золота» на сумму €234,967,000. В примечании 10 к отчетности на стр. 112 сказано, что «Золото и золотые поступления представлены монетами, хранящимися в Банке, а также золотыми слитками, находящимися в Банке Англии».

Принимая во внимание, что по сравнению с данными 2010 г стоимость золота в 2011 г увеличилась при неизменном объеме, то по оценке 2011 г запас составляет около 193,000 чистых тройских унций или 6 тонн, или примерно 485 лондонских слитков хорошей поставки.

Мои вопросы:

Хранится ли золото ЦБ Ирландии в Банке Англии на каких-то слитковых условиях или на условиях чистых унций?

Хранится ли золото ЦБ Ирландии в Банке Англии на выделенном счете или считается депозитом?

Хранится ли золото ЦБ Ирландии в Банке Англии по договору ответственного хранения (где ЦБ Ирландии — депонент, а Банк Англии — ответственный хранитель), или же банки находятся в отношениях кредитор/дебитор?

Находится ли золото ЦБ Ирландии, хранящееся в Банке Англии, в фактической и правомерной собственности ЦБ, не наложены ли на него залоговые права, не взимаются ли комиссионные, не находится ли оно под обременением, не предъявляются ли к нему претензии?

Не передано ли в настоящее время золото ЦБ Ирландии, хранящееся в Банке Англии, в кредит или по свопу Банку Англии или иной стороне?

Принимая во внимание тот факт, что объем золота ЦБ Ирландии, хранящегося в Банке Англии, не изменялся в период с 2010 по 2011 г, каким образом члены Комиссии ЦБ Ирландии осуществляли проверку золотых запасов в ходе подготовки отчетности за 2011 г?

И последний вопрос: принимая во внимание тот факт, что объем золота ЦБ Ирландии, хранящегося в Банке Англии, не изменялся в период с 2010 по 2011 г, какие источники материалов использовал Генеральный ревизор и аудитор Банка в ходе аудита отчетности за 2011 г?

12 июня 2012 г ЦБ Ирландии прислал следующий ответ:

«Спасибо за запрос от 24 мая 2012 г, высланный на наш электронный адрес по вопросам публикаций. Поскольку у меня нет Вашего почтового адреса, отвечаю Вам по электронной почте.

Сообщаю, что золото ЦБ Ирландии находится на безопасном хранении в Банке Англии.

Политика Банка не позволяет разглашать финансовые/коммерческие детали (помимо тех, что изложены в годовой отчетности) относительно этих или иных финансовых активов Банка. Обратите внимание, что сторонние аудиторы подтвердили, что отчетность достоверно и открыто отображает деятельность Банка.

Xxxxxxx Xxxxxxx, Отдел стратегии, планирования и публикаций, Генеральный секретариат».

В тот же день, 12 июня 2012 г, я отправил ответное письмо тому самому сотрудники ЦБ из Отдела стратегии, планирования и публикаций.

«Уважаемый, Xxxxxxx,

спасибо за ответ. Не могли бы Вы дать мне ссылку на опубликованную Политику Банка, имеющую законную силу, где бы говорилось об обсуждении Банком его финансовых активов и инвестиций, чтобы я мог соотнести свои вопросы с этой политикой?»

20 июня 2012 г, я получил ответ от этого человека:

«Уважаемый господин Мэнли, спасибо за Ваше письмо от 12 июня 2012 г.

Руководство и сотрудники банка соблюдают условия договора по трудоустройству, который запрещает раскрывать или с кем бы то ни было обсуждать деятельность Банка.

Обязательства руководства и сотрудников в этом отношении регулируются Разделом 33AK Закона о Центральном банке от 1942 г. При приеме на работу всем сотрудникам выдается копия данного Раздела, с положениями которого они должны ознакомиться и всегда их соблюдать.

Xxxxxxx Xxxxxxx, Отдел стратегии, планирования и публикаций, Генеральный секретариат».


Раздел 33AK Закона о Центральном банке от 1942 г — это длинный и ограничительный раздел, появившийся в Законе только в 2003 г. В нем конкретизируются обстоятельства, при которых Центральный банк не раскрывает конфиденциальную информацию, включая:

«любой вопрос, возникший в связи с исполнением функций Банка или осуществления его полномочий».

Важно, что Раздел 33AK Закона о Центральном банке от 1942 г регулярно подвергается критике в как нелепый предлог Министерства финансов и ЦБ, позволяющий им не отвечать на какие-либо вопросы, связанные с деятельностью Центрального банка. К примеру, Министерство финансов воспользовалось данным законом, чтобы избежать обсуждения многочисленных вопросов относительно экономической катастрофы в Ирландии и последующих антикризисных мероприятий. Частые злоупотребления Разделом 33AK были кратко изложены в антикризисном блоге в 2013 г в статье «Подрывает ли 33AK банковский сектор Ирландии?»:

«До ноября 2012 г министр Нунан ни разу не упоминал Раздел 33AK, но теперь пользуется им регулярно, чтобы «отшить» надоедливых членов парламента с их важными вопросами относительно банковского сектора...»

«Не сомневаемся, что открывателя Раздела 33AK часто похлопывают по плечу в Министерстве финансов, но не стоит ли отменить этот закон в интересах Республики?»

Согласно независимому Комиссару по вопросам информации Ирландии, в чьи обязанности входит следить за соблюдением Закона о праве на информацию, Центральный банк описал Раздел 33AK как ответвление:

«главным образом от обязательств по соблюдению «профессиональной тайны», возникающих в результате определенных правовых обязательств ЕС, изложенных в Надзорных директивах, которые в настоящее время носят название надзорных законодательных актов ЕС».

На мой взгляд, использование Раздела 33AK вышеупомянутым сотрудником Отдела стратегии, планирования и публикаций Центрального банка Ирландии с тем, чтобы не отвечать на простые вопросы относительно золотых запасов страны и опубликованной финансовой отчетности Банка — чистой воды злоупотребление властью и законом, грубое нарушение, не имеющее ничего общего с ЕС, и выходящее за рамки сути закона.



Закон о свободе информации (2014) — новая надежда

В октябре 2014 г президент Ирландии утвердил Закон о свободе информации. Он аннулировал и заменил собой Законы от 1997 и 2003 г. Закон 2014 г распространяется на «все государственные органы», но некоторая информация (полностью или частично) исключена из сферы действия Закона. Важно отметить, что ЦБ Ирландии попадает под действие Закона (2014), но с некоторыми исключениями. Для новых госорганов (с исключениями) Закон действует только в отношении информации и дынных, созданных после 21 апреля 2008 г.

Во второй части статьи (скоро будет опубликована) я подробно расскажу о своем информационном запросе касательно ирландских золотых запасов. Я направил его в ЦБ Ирландии в 2015 г в связи с введением нового Закона. Вы узнаете, что ответственный сотрудник ЦБ сначала полностью отклонил мой запрос и даже связался с Банком Англии, чтобы обсудить некоторые моменты. В отказе мной были обнаружены такие перлы:

«разглашение подробной информации относительно золотых слитков, хранящихся в Банке Англии от лица ЦБ Ирландии, может серьезно и неблагоприятно сказаться на финансовых интересах Государства».

«запрашиваемые данные (список золотых слитков) не существуют или были утеряны — мы сделали все возможное, чтобы найти их».

Я подал апелляционную жалобу. Частично апелляция была успешной и позволила выяснить некоторые очень скромные детали относительно предполагаемых золотых запасов Ирландии, включая золото, хранящееся в Банке Англии, и монеты, находящиеся в Дублине.

Высшая секретность против свободы информации, часть вторая

Вторая и последняя часть серии. В первой части под названием «Золотые резервы Ирландии: высшая секретность против свободы информации, часть первая», опубликованной 23 января, я рассказал о своих первых попытках в 2011 и 2012 годах выудить у Центрального банка (ЦБ) и Министерства финансов Ирландии какую-нибудь информацию о золотых резервах страны. Попытки оказались неудачными, поскольку ЦБ, в то время исключенный из сферы действия Закона о свободе информации (далее также Закон о праве на информацию, Закон), отказался от сотрудничества со мной по данному вопросу. Кроме того, Министерство финансов по весьма странным причинам отклонило мой информационный запрос, а позже заявило, что не владеет данными о запасах золота, вверенного Центральному банку Ирландии (ЦБ, принадлежащему Министерству).

14 октября 2014 г в Ирландии вступил в силу новый и расширенный Закон о свободе информации. Действие нового Закона (2014 г) распространилось на «все государственные органы» Ирландии, включая теперь и Центральный банк. Информация и данные, принадлежащие внесенным в список государственным органам, носят неретроспективный характер. Согласно новому Закону (2014 г) информационные запросы в адрес дополнительно внесенных учреждений позволяют получить доступ только к данным, датированным позже 21 апреля 2008 г.

Информационный запрос в ЦБ Ирландии — 2015

В виду вступления в силу нового Закона (2014 г) и расширения сферы его действия на ЦБ Ирландии, 21 июня 2015 г я подал информационный запрос в ЦБ, задав им несколько вопросов относительно золотых резервов. Я знал, что Закон распространяется только на данные, датированные после 20 апреля 2008 г, поэтому в своих вопросах учел это временное ограничение. Финансовый год ЦБ Ирландии наступает вслед за календарным годом, а годовая отчетность составляется 31 декабря (т.е. в конце календарного года). Таким образом, логично было начинать с годового отчета ЦБ за 2009 и годового отчета за 2010 г.

В годовом отчете за 2009 г на стр. 77, в примечании 10 к позиции балансовой ведомости «Золото и золотые поступления» указано:

«За исключением монет, хранящихся в Банке, золотые запасы лежат также на депозитах в зарубежных банках. В балансе за 2009 г наблюдается изменение в виду увеличения рыночной стоимости золота в течение года».

В годовом отчете за 2010 г на стр. 98, в примечании 10 к позиции Балансной ведомости «Золото и золотые поступления» указано:

«Золото и золотые поступления состоят из монет, хранящихся в Банке, а также золотых слитков, находящихся в Банке Англии. В балансе за 2010 г наблюдается изменение в виду увеличения рыночной стоимости золота в течение года».

Обратите внимание на разницу в словах между отчетами 2009 и 2010 гг. За исключением монет, золотые запасы в 2009 г лежали также на «депозитах в зарубежных банках», в то время, как в 2010 г говорилось уже о «золотых слитках, находящихся в Банке Англии», т.е. сначала золотые депозиты в зарубежных банках (во множественном числе), а потом золотые слитки, находящиеся в конкретном месте, а именно в Банке Англии.

В предыдущих отчетах ЦБ Ирландии за 2008 и 2007 гг речь идет о «золотых запасах, лежащих на депозитах в зарубежных банках». В еще более раннем отчете за 2006 г можно найти очень важную фразу:

«Золото хранится в слитках и ... может быть внесено на депозит на лондонском рынке золота по рыночным условиям».

Смотрите скриншот ниже.

В годовом отчете за 2006 г, также, как и в отчетах за 2007-2009 гг, на стр. 89, в примечании 10 к балансной ведомости сказано:

«За исключением монет, хранящихся в Банке, золотые запасы лежат на депозитах в зарубежных банках. Изменение стоимости объясняется увеличением рыночной стоимости золота в течение года».

Фраза «золотые запасы лежат на депозитах в зарубежных банках» относится к золоту, депонированному на лондонском рынке золота, т.е. это золото, внесенное центральным банком на депозиты коммерческих слитковых банков.



Выдержка из годового отчета ЦБ Ирландии за 2006 г — золотые запасы

На самом деле, фраза «золотые запасы лежат на депозитах в зарубежных банках» есть в каждом годовом отчете ЦБ Ирландии, начиная с 2000 г и до 2009 г.

Учитывая, что в отчете за 2010 г говорится о золотых запасах в виде «слитков, находящихся в Банке Англии», то я попросил предоставить мне список слитков с указанием веса каждого. Если заявляется, что золотые слитки физически хранятся в Банке Англии, то должен быть и доступ к этим слиткам, чтобы составить список.

Поскольку золотые запасы ЦБ Ирландии изменились с «депозитов в зарубежных банках» в 2009 г на «золотые слитки, находящиеся в Банке Англии» в 2010 г, то я попросил предоставить мне переписку на эту тему. Золото на депозитные счета зачисляется в виде чистых унций, а при хранении в слитках золото исчисляется слитками. Здесь есть два кардинальных отличия. Когда вы кладете золото на депозитный счет в слитковом банке (т.е. предоставляете заем), то обратно вы получаете столько же золота, сколько вносили на депозит (и, возможно, еще проценты в виде золота), но не обязательно те же самые слитки, т.к. ваши слитки банк мог уже продать или выдать в кредит.

Информационный запрос

Информационный запрос, поданный мной в ЦБ Ирландии 21 июня 2015 г, выглядел следующим образом (выделен синим цветом) и состоял из 2 частей. Во второй части я задал 2 вопроса:

«Уважаемый представитель Отдела по вопросам свободы информации (Отдел),

данный запрос составлен на основании Закона о свободе информации 2014 г.

Я бы хотел запросить копии документов (включая документы на бумажных и электронных носителях, а также электронную переписку), содержащих следующую информацию:

«1. Подробные данные по золотым запасам ЦБ Ирландии за 2009 г, лежащих на «депозитах в зарубежных банках», как сказано на стр. 77 годового отчета за 2009 г.

Необходимая мне информация:

- названия зарубежных банков, где были открыты золотые депозиты в 2009 г; срок депонирования в 2009 г; информация по процентам, заработанным на этих золотых депозитах; даты закрытия депозитных счетов (поскольку в 2010 г золото уже не лежало на депозитах).

Справочные материалы: на стр. 77, в примечании 10 к балансной отчетности за 2009 г говорится: «Золото и золотые поступления за исключением монет, хранящихся в Банке, золотые запасы лежат на депозитах в зарубежных банках.

2. Подробные данные по золотым запасам ЦБ Ирландии за 2010 г, находящихся в виде «золотых слитков в Банке Англии», как сказано на стр. 98 годового отчета за 2010 г.

Прошу предоставить мне следующую информацию по «золотым слиткам, находящимся в Банке Англии»:

- Список с указанием веса каждого слитка, список слитков или список слитков с указанием веса и идентификационными данными для каждого слитка, хранящегося в Банке Англии от имени ЦБ Ирландии. Список должен включать в себя (для каждого слитка) такие данные, как маркировку, серийный номер (серийный номер аффинажера, а не Банка Англии), год производства, вес брутто, пробу, чистые унции.

- Информацию или переписку, где объясняются причины перехода ЦБ Ирландии с «депозитов в зарубежных банках» в 2009 г (см. выше) на «золотые слитки, находящиеся в Банке Англии» в 2010 г.

Справочные материалы: на стр. 98, в примечании 10 к балансной отчетности за 2010 г говорится, что «Золото и золотые поступления представлены монетами, хранящимися в Банке, а также золотыми слитками, находящимися в Банке Англии».

6 июля 2015 г Отдел по вопросам свободы информации ЦБ Ирландии подтвердил по электронной почте получение моего запроса. С текстом письма можно ознакомиться здесь -> Подтверждение ЦБ Ирландии моего запроса о золоте 20150706. Там же вы найдете полный текст моего запроса, соответствующий вышеприведенному тексту, выделенному синим цветом.


Информационный запрос полностью отклонен

20 июля 2015 г я получил письмо по электронной почте от «специалиста Отдела по вопросам свободы информации» ЦБ Ирландии, сообщающее о полном отклонении моего запроса и объясняющее причины такого решения. С письмом можно ознакомиться здесь -> Письмо с решением отклонить информационный запрос относительно золотых резервов – 20 июля 2015. Во вступительной части письма говорится:

«Сегодня, 20 июля 2015 г, я, Xxxxxxx Xxxxx, специалист Отдела по вопросам свободы информации, принял окончательное решение отклонить Ваш запрос. Если у Вас есть вопросы, со мной можно связаться по телефону (01) xxx xxxx, возможно, я смогу оказать Вам какую-нибудь помощь».

Как вы, наверное, помните, в своем первом вопросе я попросил ЦБ сообщить мне «названия зарубежных банков, где были открыты золотые депозиты в 2009 г; срок депонирования в 2009 г; информацию по процентам, заработанным на этих золотых депозитах; даты закрытия депозитных счетов», т.е. данные золотых депозитов или, иными словами, займов.

Специалист Отдела по вопросам свободы информации назвал эту часть запроса «Категория 1». Он полностью проигнорировал мой вопрос о займе и заявил: «Обратите, пожалуйста, внимание, что на протяжении всего 2009 г золотые слитки ЦБ Ирландии находились в Банке Англии».

Такой ответ не соответствует заданному вопросу, более того, вводит в заблуждение, т.к. при предоставлении займа золото может оставаться в Банке Англии. Оно продолжает находиться в хранилище Банка Англии, но на срок депозита право собственности на него передается слитковому банку, и, скорее всего, затем депозитные счета переоформляются на краткосрочные депозиты в других слитковых банках. Также не отвеченным остался вопрос о «золотых запасах, лежащих на депозитах в зарубежных банках», и не объяснялось, почему речь идет о депозитах в зарубежных банках (во множественном числе).

Специалист Отдела по вопросам свободы информации пошел еще дальше, сказав, что «нашел одну запись, удовлетворяющую требованиям Вашего запроса, а именно выписку Банка Англии от 31 декабря 2009 г, где указано точное на тот момент количество золотых слитков, хранящихся в Банке Англии», но «я принял решение отклонить эту часть Вашего запроса по следующим причинам».

Далее следовал совсем уж нелепый и смехотворный или, как сказал бывший премьер-министр Ирландии, «абсурдный, невероятный, странный и бесподобный» (GUBU) ответ. Специалист Отдела заявил, что отказывается предоставить мне выписку из Банка Англии, ссылаясь при этом на Раздел 40 (1) Закона (2014), освобождающий от обязательств по предоставлению информации, если:

«доступ к данным может серьезно и негативно повлиять на способность Правительства управлять экономикой страны или на финансовые интересы Государства...»

Специалист также добавил, что на его взгляд, «предоставление подробных данных о золотых слитках, хранящихся в Банке Англии от имени ЦБ Ирландии, может серьезно и негативно повлиять на финансовые интересы Государства, поскольку будет раскрыта важная информация о золотых запасах ЦБ».

Предоставление данных о золотых слитках раскроет важную информацию об этих самых золотых слитках? Вы серьезно?

Он продолжал: «Кроме того, предоставление важных данных даст возможность определить, сколько монет храниться в ЦБ, и сколько золотых слитков — в Банке Англии. Данная информация позволит легко высчитать рыночную стоимость отдельных запасов». И? Что в этом такого? Ничего особенного в этом нет. Запас золотых монет ЦБ Ирландии не имеет совершенно никакого отношения к заданным мной вопросам.

Не будем слишком углубляться в детали, но специалист Отдела по вопросам свободы информации продолжил копать яму весьма неловкими отговорками, когда затронул тему «общественного интереса к разглашению данных». Он заявил, что «несмотря на общественный интерес к обеспечению прозрачности и контроля за деятельностью государственных органов, я считаю, что важнее будет интерес общественности к сохранению конфиденциальности информации об оценке золотых запасов, связанных с финансовым состоянием ЦБ», поэтому «на мой взгляд, в интересах общества будет лучше отказать в доступе к данным».

Теперь вы видите, с чем приходится сталкиваться, когда мелким бюрократам центрального банка дается воля и небольшая власть, позволяющая решать, что интересно общественности, а что нет.

Вопрос: кто голосовал за то, чтобы эти анонимные сотрудники ЦБ имели право говорить, что интересует общество, а что нет? Ответ: никто.

Категория 2(a)

Во второй части своего запроса я просил ЦБ Ирландии предоставить «список с указанием веса каждого слитка, список слитков или список слитков с указанием веса и идентификационными данными для каждого слитка, хранящегося в Банке Англии от имени ЦБ Ирландии». В конце концов, в годовом отчете за 2010 г ясно сказано, что золотые запасы ЦБ Ирландии состоят из «золотых слитков, находящихся в Банке Англии».

Список слитков представляет собой попунктный перечень всех хранящихся золотых слитков, где для каждого слитка проставлен уникальный идентификатор. На лондонском рынке золота действуют «Правила хорошей поставки», определенные Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов (London Bullion Market Association (LBMA)). В правилах поясняется, какие данные должны быть указаны в списке для крупных слитков весом более 400 унций, принадлежащих центральным банкам, а именно серийный номер слитка, название аффинажера, вес брутто в тройских унциях, проба и масса золотого слитка в химической чистоте в тройских унциях. Все золото, ввозимое и вывозимое из хранилищ лондонского рынка золота, включая хранилища Банка Англии, должно сопровождаться стандартным списком. Индексные фонды выпускают такие списки для своего золота в конце каждого биржевого дня, поэтому создать список с помощью системы ведения учета не такая уж трудная задача.

Если вы храните золото в Банке Англии, как это делает ЦБ Ирландии, то вы определенно можете получить список, предоставляемый Банком Англии, поскольку Банк Англии оснащен системой ведения учета золотых слитков, где записывается вся необходимая информация. Более того, Банк Англии предоставляет список на 80 т золотых слитков Резервному банку Австралии, хранящему у них свое золото. Данный список стал достоянием общественности благодаря информационному запросу, и любой желающий может с ним ознакомиться.

Полный список также необходим при проведении физического аудита золота. Крупные индексные фонды с золотым обеспечением проводят такой аудит дважды в год. Имейте эту информацию в виду, если вдруг захотите узнать у ЦБ Ирландии, как они проводят, если вообще проводят, аудит своего золота, хранящегося в Банке Англии.

Теперь, когда вы имеете некоторое представление о списках, вас точно удивит ответ специалиста Отдела на вопрос, почему мне было отказано в получении списка:

«В Разделе 15(1) Закона сказано, что информационный запрос может быть отклонен, если:

«запрашиваемые данные не существуют или были утеряны» — мы сделали все возможное, чтобы найти их».

Ваш запрос был направлен в два подразделения ЦБ Ирландии: Отдел урегулирования платежей и расчетов по ценным бумагам, а также Отдел валютного контроля. Оба подразделения подтвердили, что не владеют данными, удовлетворяющими Ваш запрос. Соответственно эта часть запроса была отклонена».

Если ЦБ Ирландии хранит золото в Банке Англии, значит, они лгут о том, что списка не существует, т.к. список, даже если он никогда не распечатывался, должен быть в системе ведения учета Банка Англии.

Если ЦБ Ирландии утверждает, что такого списка у них нет, значит они совершенно не контролируют свои золотые запасы в Банке Англии. Кроме того, отсутствие списка очень даже на руку ЦБ, т.к. в таком случае он может заявлять о своей неосведомленности, что в свою очередь освобождает от ответственности.

Категория 2(b)

В вопросе о «причинах перехода ЦБ Ирландии с «депозитов в зарубежных банках» в 2009 г на «золотые слитки, находящиеся в Банке Англии» в 2010 г, специалист Отдела по вопросам свободы информации вновь уклонился от обсуждения золотых займов и опять напомнил, что:

«золотые слитки ЦБ Ирландии находились в Банке Англии как в 2009, так и в 2010 г. Принимая во внимание тот факт, что перехода с зарубежных банков в Банк Англии не было, то не может существовать и никаких данных, удовлетворяющих эту часть Вашего запроса, поэтому она также была отклонена».

Почему формулировка в отчетах за 2009 и 2010 г разная, специалист Отдела не объяснил.

Конец письма был посвящен моему праву на запрос проведения проверки вышестоящим сотрудником ЦБ, для чего необходимо было написать заявление в Отдел по вопросам свободы информации ЦБ Ирландии с указанием причин для проведения проверки, а также оплатой в размере €30.

Заканчивалось письмо фразой: «Если у Вас будут вопросы относительно вышеизложенного, со мной можно связаться по телефону +353 1 xxxxxxx». Я решил воспользоваться предложением и на следующий же день позвонил ему.

Телефонный разговор со специалистом Отдела по вопросам свободы информации

Далее я кратко изложил наш телефонный разговор со специалистом Отдела по вопросам свободы информации ЦБ Ирландии после того, как он отклонил мой запрос.

В своем запросе я просил ЦБ объяснить разницу в формулировках между отчетами 2009 и 2010 г, т.к. в отчете за 2009 г говорилось, что золото лежало на депозитных счетах в зарубежных банках, в то время, как в отчете за 2010 г было сказано, что золото хранилось в виде золотых слитков в Банке Англии.

Во время телефонного разговора сотрудник Банка заявил, что и там, и там речь идет об одном и том же золоте и, что ЦБ Ирландии изменил формулировку в отчете за 2010 г с тем, чтобы конкретизировать информацию. Я не поверил, но он подкрепил свои слова тем фактом, что в отчете за 2010 г в двух рядом расположенных колонках приводятся данные за 2010 и данные за 2009 г с общим примечанием (золото, находящееся в Банке Англии).

Он сказал, что этот момент ему разъяснила вышестоящая сотрудница службы бухгалтерского учета, и, по ее словам, «никаких изменений в инвестиционной политике банка не было». (Данная фраза могла означать, что угодно, как и то, что золото все еще отдано взаймы). Учитывая, что один из моих предыдущих вопросов, заданных в 2014 г, когда я просил рассказать о золотой инвестиционной политике Банка, был встречен нежеланием со мной сотрудничать и вообще разговаривать (см. Часть 1), то теперь уже невозможно узнать, какой на самом деле была инвестиционная политика ЦБ Ирландии раньше и какая она сейчас.

Потом я поведал своему собеседнику о золотых займах коммерческим банкам с использованием клиентского золота Банка Англии и попросил его объяснить, почему во всех отчетах с 2000 по 2009 г говорится о «золотых депозитах» в «зарубежных банках» (во множественном числе), а в отчете за 2006 г сообщается, что Банк занимался золотыми займами на лондонском рынке золота. Этого он объяснить не смог, но, кажется, немного замешкался, когда я начал говорить о золотых займах. Он также заявил, что поскольку Закон о праве на информацию действует только в отношении данных ЦБ Ирландии, датированных серединой 2008 г и позже (так оно и есть), то он не может комментировать происходящее до 2008 г. Весьма удобная отговорка.

Далее он сообщил, что нашел одну «выписку» за 2009 г из Банка Англии с указанием конкретного числа хранящихся золотых слитков и чистых унций и, что они рассматривали возможность предоставления этой информации мне. И вот тут начались странности.

По его словам, они дважды связывались по конференцсвязи с Банком Англии, пытаясь выяснить, существует ли список слитков с указанием веса и можно ли предоставить его мне. Во втором разговоре участвовал даже начальник службы безопасности Отдела по вопросам свободы информации Банка Англии, но Банк Англии сказал сотруднику ЦБ Ирландии, что «ни в коем случае нельзя» разглашать количество золотых слитков и чистых унций, поскольку это «особо секретная» и «особо» какая-то еще информация (я не уловил вторую фразу с «особо», поскольку был очень занят конспектированием нашего разговора).

Речь о национальной безопасности. Получается, что Банк Англии инструктирует другой самостоятельный центральный банк (ЦБ Ирландии) насчет того, что позволено, а что не позволено разглашать в рамках Закона о праве на информацию. Думаю, что Комиссариат Ирландии по вопросам информации и всех порядочных ирландских журналистов должен заинтересовать сей факт, как и то, что Банк Англии вмешивался в запрос, поданный в соответствии с ирландским законом о праве на информацию.

Специалист Отдела по вопросам свободы информации заявил в своем письме, что запрашиваемые мной данные являются «важной информацией о золотых запасах ЦБ». Когда я сказал, что это естественно и, что в этом и заключается суть моего запроса, он ответил: «Понимаете, Закон о праве на информацию составлялся без учета специфики Центрального банка, а у нас много конфиденциальной информации и т.д.». И снова обратите внимание, как сотрудник центрального банка интерпретировал Закон в свою пользу.

В конце разговора я поинтересовался, есть ли смысл делать новые информационные запросы. Он ответил, что есть, но при этом попытался перенаправить меня со своими вопросами в пресс-службу Банка.
Апелляция в ЦБ Ирландии

Далее я решил подать апелляцию на ответ Отдела по вопросам свободы информации. Я хотел поставить под сомнение неуместные оправдания сотрудника ЦБ Ирландии, а также возразить против того, чтобы ЦБ Великобритании имел право вмешиваться в процесс принятия решений по информационным запросам, поданным в соответствии с ирландским законом. 18 августа 2015 г я направил в ЦБ Ирландии следующий запрос на проведение внутренней проверки / апелляцию:

«Уважаемый представитель Отдела по вопросам свободы информации,

я бы хотел провести внутреннюю проверку / подать апелляцию на окончательное решение по информационному запросу (№ 2015-000132), принятому специалистом Отдела по вопросам свободы информации Xxxxxxx Xxxxx и отправленному мне по электронной почте 20 июля 2015 г. Данным решением был отклонен мой запрос от 21 июня 2015 г.

Причины для проведения проверки

Ниже я перечислил причины для пересмотра принятого решения.

Я сделал запрос на получение подробной информации по золотым слиткам, хранящимся от имени ЦБ Ирландии в Банке Англии. Такие данные существуют.

Специалист Отдела по вопросам свободы информации написал: «Я нашел одну запись, удовлетворяющую требованиям Вашего запроса, а именно выписку Банка Англии от 31 декабря 2009 г, где указано точное на тот момент количество золотых слитков, хранящихся в Банке Англии».

Сотрудник банка процитировал «Раздел 40 (1) Закона»:

(a) доступ к данным может серьезно и негативно повлиять на способность Правительства управлять экономикой страны или на финансовые интересы Государства...»

В частности, он заявил:

«На мой взгляд, предоставление подробных данных о золотых слитках, хранящихся в Банке Англии от имени ЦБ Ирландии, может серьезно и негативно повлиять на финансовые интересы Государства, поскольку будет раскрыта важная информация о золотых запасах ЦБ».

1. При этом сотрудник Отдела не предоставил никаких доказательств того, как статистические данные по количеству золотых слитков, принадлежащих ЦБ Ирландии, могут серьезно и негативно повлиять на финансовые интересы Государства».

Также не было предоставлено никаких доказательств того, каким образом разглашение «важной информации о золотых запасах ЦБ» может «серьезно и негативно повлиять на финансовые интересы Государства».

Я бы хотел, чтобы решение о непредоставлении выписки Банка Англии от 31 декабря 2009 г было пересмотрено, и мне был предоставлен доступ к указанным данным.

В ходе последующего телефонного разговора с представителем Отдела по вопросам свободы информации, состоявшегося 21 июля, выяснилось, что ЦБ Ирландии провел два сеанса конференцсвязи с Банком Англии касательно моего запроса. Во втором разговоре участвовал даже «начальник службы безопасности» или кто-то с подобными полномочиями из Отдела по вопросам свободы информации Банка Англии, и Банк Англии сказал ЦБ Ирландии, что «ни в коем случае нельзя» разглашать количество золотых слитков и чистых унций, поскольку эта информация «особо секретная».

2. Я считаю неприемлемым вмешательство центрального банка другой страны в решение по информационному запросу, поданному в соответствии с Законом Ирландии. А именно, Банк Англии вмешался в исполнение Закона о праве на информацию, принятого в другом суверенном государстве. Любые вмешательства Банка Англии в данный вопрос недопустимы, и я прошу провести проверку подобных взаимодействий. Кроме того, непонятно, как информация по золотым слиткам может быть «особо секретной».

Специалист Отдела по вопросам свободы информации заявил, что «предоставление важных данных позволит определить, сколько монет храниться в ЦБ, и сколько золотых слитков — в Банке Англии. Данная информация позволит высчитать рыночную стоимость отдельных запасов».

«Несмотря на общественный интерес к обеспечению прозрачности и контроля за деятельностью государственных органов, я считаю, что важнее будет интерес общественности к сохранению конфиденциальности информации об оценке золотых запасов, связанных с финансовым состоянием ЦБ».

3. Информация об оценке золотых запасов не является конфиденциальной. Согласно международным стандартам бухгалтерского учета, в балансовй ведомости золото ЦБ Ирландии оценивается по рыночной стоимости. Объяснение сотрудника Отдела не несет в себе никакого смысла, а призвано лишь отклонить мой запрос. Я не запрашиваю данные о золотых монетах. Высказывание подобного факта считаю излишним и неуместным.

Специалист Отдела заявил: «Ваш запрос был направлен в два подразделения ЦБ Ирландии: Отдел урегулирования платежей и расчетов по ценным бумагам, а также Отдел валютного контроля. Оба подразделения подтвердили, что не владеют данными, удовлетворяющими Ваш запрос».

На все золото, хранящееся в Банке Англии от имени других государств, имеются списки с указанием веса. Предоставляю вам доказательство данного факта в виде ответа на информационный запрос от 2014 г, поданный в адрес Резервного банка Австралии, приславшего в ответ таблицу в формате Excel под названием «Список золотых слитков Резервного банка Австралии, хранящихся в Банке Англии». Подробная информация ниже.

Информационный запрос в Резервный банк Австралии от 2014 г

http://www.rba.gov.au/foi/disclosure-log/rbafoi-131418.html

Идентификационный номер: RBAFOI-131418


Краткое изложение запроса: Список золотых слитков Резервного банка Австралии, хранящихся в Банке Англии.

Дата выпуска: 17 июля 2014 г

Содержание: Один XLS-файл.

http://www.rba.gov.au/foi/disclosure-log/xls/131418.xls

Согласно международным стандартам бухгалтерского учета, доступ к подробным данным активов, находящихся на попечении, является минимальным требованием.

4. При отклонении моего запроса никто не объяснил, почему Банк Англии не предоставил подобного списка золотых слитков ЦБ Ирландии. В связи с этим меня интересует, почему ЦБ Ирландии не может запросить и предоставить список, тогда как другие центральные банки, как, например, Резервный банк Австралии, могут.

В годовом отчете ЦБ Ирландии за 2009 год говорится, что золотые запасы лежат на «депозитах в зарубежных банках», стр. 77 отчета за 2009 г.

В годовом отчете ЦБ Ирландии за 2010 г говорится, что в 2010 г золотые запасы состояли из «золотых слитков, находящихся в Банке Англии», стр. 98 отчета за 2010 г.

В 2009 г речь шла о золотых депозитах, но не о золоте, находящемся на хранении. В 2009 г речь шла также и о зарубежных банках во множественном числе.

Отдел по вопросам свободы информации никак не объяснил, почему в годовом отчете за 2009 г была использована формулировка «депозиты в зарубежных банках» (во множественном числе).

В ответе было просто сказано, что «в 2009 г золотые слитки ЦБ Ирландии находились в Банке Англии». Золото, переданное взаймы, никуда не перемещается, а остается в Банке Англии, поэтому заявление, что «в 2009 г золотые слитки ЦБ Ирландии находились в Банке Англии» не отвечает на вопрос «депозитов в зарубежных банках».

5. При отклонении «Категории 2(b)» моего запроса было использовано именно это обоснование (т.е. в 2009 г золотые слитки ЦБ Ирландии находились в Банке Англии»). Поскольку на вопрос о «депозитах в зарубежных банках» не было предоставлено никакого объяснения, то, следовательно, и не было причин для отклонения запроса, поэтому я прошу пересмотреть данный пункт.

Специалист Отдела заявил: «в публичном доступе достаточно информации относительно золотых запасов ЦБ Ирландии».

Такая оценка носит субъективный характер. Если бы в публичном доступе было достаточно информации по золотым запасам ЦБ Ирландии, то у меня не было бы необходимости подавать информационный запрос.

Общественность призывает к прозрачности и контролю за деятельностью ЦБ Ирландии. ЦБ Ирландии отвечает перед министром финансов, который, будучи частью ирландского правительства, трудится на благо граждан Ирландии. На мой взгляд, отклонение запроса подрывает общественный интерес и наносит вред прозрачности и финансовой ответственности, а также не соответствует Закону о праве на информацию.


Ответ

4 сентября 2015 г я получил ответ и решение ЦБ Ирландии относительно моего запроса на проведение внутренней проверки. Ознакомиться с письмом можно по ссылке -> 20150904_Решение по запросу на проведение внутренней проверки.

Вкратце ответ, написанный другим специалистом Отдела по вопросам информации, звучал следующим образом:

«Я обладаю более широкими полномочиями, чем предыдущий специалист, работающий по Вашему делу. 2 сентября 2015 г я решил изменить первое решение, вынесенное по Вашему запросу».

«Принимая решение, я опирался на оригинальный запрос, данные из Вашего запроса, а также поданное Вами апелляционное письмо».

«Я обнаружил две записи, удовлетворяющие первую часть Вашего запроса, а именно выписки Банка Англии от 2009 и 2010 г. Я решил изменить первое решение относительно разглашения данных выписок».

«На мой взгляд, разглашение объемов золотых запасов, хранящихся в Банке Англии и позволяющих оценить золотые запасы, находящиеся в Валютном центре, не создают угрозу безопасности Валютного центра, по сравнению со стоимостью банкнот, выпущенных в обращение Центральным банком. Таким образом, я считаю, что разглашение количества золотых слитков и чистых унций, хранящихся в Банке Англии в 2009 и 2010 г, согласно данным из двух выписок, вряд ли «серьезно и негативно повлияет на финансовые интересы Государства».

«Что касается второй части Вашего запроса, то я подтверждаю, что не существует списка с указанием веса каждого слитка, списка слитков или списка слитков с указанием веса и идентификационными данными для каждого слитка, хранящегося в Банке Англии от имени ЦБ Ирландии в период 2009/10 гг. Мне сообщили, что Банк Англии не может предоставить списки, срок давности которых уже истек.

Соответственно, я решил подтвердить первое решение относительно второй части Вашего запроса ... на основании того, что «запрашиваемые данные не существуют или были утеряны» — мы сделали все возможное, чтобы найти их».

Кроме того, предыдущий специалист, работавший по Вашему запросу, сообщил Вам в устной форме, что изменение формулировки в примечании 10, имевшее место быть в 2010 г, направлено на более точное отражение внешних золотых запасов ЦБ Ирландии».


Из всего вышесказанного вытекает, что:

a) Второй сотрудник Отдела по вопросам свободы информации не объяснил, почему первый сотрудник сделал вводящее в заблуждение и ошибочное заявление о том, что предоставление данных «серьезно и негативно повлияет на финансовые интересы Государства». Получается, что данное заявление первого специалиста было просто обманом или, проще говоря, «чушью».

b) Второй сотрудник Отдела по вопросам свободы информации никак не прокомментировал и не подтвердил вмешательство зарубежного центрального банка, т.е. Банка Англии, в принятие решения по первому запросу, или присутствие сотрудника службы безопасности Банка Англии во время сеанса конференцсвязи, сказавшего, что «ни в коем случае нельзя предоставлять данные по золотым слиткам этому парню», потому что они «особо секретные».

c) Второй сотрудник Отдела по вопросам свободы информации по неосмотрительности добавил, что золотые монеты ЦБ Ирландии хранятся в «Валютном центре», расположенном в г. Сандифорд графства Дублин, в малоэтажном здании на территории университетского городка. Ни в своем информационном запросе, ни в последующем запросе на проведение проверки я не интересовался золотыми монетами. Но поскольку второй сотрудник Отдела сам вызвался предоставить нам эту информацию, то теперь мы знаем, где именно находятся запасы золотых монет.



Валютный центр ЦБ Ирландии, Сандифорд, Дублин — дом золотомонетного резерва страны

d) Второй сотрудник Отдела по вопросам свободы информации заявил, что не существует данных «с уникальным идентификатором для каждого золотого слитка ЦБ Ирландии, находящегося на хранении в Банке Англии в период с 2009 по 2010 г».

Если за этот период (2009 и 2010 гг) нельзя идентифицировать ирландское золото, то можно предположить, что оно не хранилось на отдельных/выделенных условиях в виде конкретных золотых слитков, тогда получается, что заявление ЦБ Ирландии в годовом отчете за 2010 г относительно того, что «золотые слитки хранятся в Банке Англии» является недостоверным.

e) «Мне сообщили, что Банк Англии не может предоставить списки, срок давности которых уже истек». Звучит неправдоподобно. В Банке Англии достаточно сложная система ведения учета золотых слитков, которая не менялась как минимум с конца 1970-х гг. Кроме того, сейчас Банк Англии использует систему безбумажной передачи акций (Book Entry Transfer (BET)) для перевода золотых слитков с одного счета на другой, а данная система сама по себе требуется создания архивов данных.

Все системы обработки транзакций и балансных расчетов на финансовом рынке имеют функцию архивации. Исторические данные на финансовых рынках должны храниться несколько лет на электронных и резервных носителях на случай, если клиенты запросят какую-нибудь информацию. Заявление, что Банк Англии не может создать список золотых слитков за прошлые годы, звучит как-то оскорбительно и по-детски. Кроме того, это говорит о невозможности ЦБ Ирландии независимо контролировать свои золотые запасы, хранящиеся в Банке Англии.

f) «Изменение формулировки в примечании 10, имевшее место быть в 2010 г, направлено на более точное отражение внешних золотых запасов ЦБ Ирландии». Если верить этим словам, то в годовом отчете ЦБ Ирландии за 2009 г указана неточная и недостоверная информация. Тем не менее, ни в одном отчете не поясняется, что формулировка изменена с целью предоставления более точных данных.

Второй сотрудник Отдела по вопросам свободы информации не прояснил также и ситуацию с «депозитами в зарубежных банках» (во множественном числе), о которых идет речь в отчете за 2009 г, а также не прокомментировал 5 пункт моего запроса на проведение проверки.

Предоставленные данные

Теми двумя выписками, предоставить которые разрешил второй сотрудник Отдела по вопросам свободы информации, оказались 2 SWIFT-выписки по золотым счетам за конец 2009 и 2010 гг, отправленные Банком Англии в адрес ЦБ Ирландии. Даты выписок можно посмотреть здесь -> 2015-000132 Сроки. Настоящие выписки, из которых ЦБ Ирландии удалил SWIFT-коды, можно посмотреть здесь -> 2015-000132 Данные swift. Каждая выписка состоит из 6 страниц, но содержит в основном несущественную межбанковскую разметку. Важная информация находится только лишь в конце первой страницы каждой выписки, где указано общее количество золотых слитков. Раз невозможно создать список с указанием веса, значит, золото хранится не на депозитном счете, а просто в виде чистых унций (как наличный счет), а количество слитков в выписке говорит лишь о том, сколько золота было внесено в какой-то исторический момент, когда счет превратился в золотой.

Выписка за 2009 г:

ЗОЛОТОЙ СЧЕТ 258

ПОДТВЕРЖДАЕМ СЛЕДУЮЩИЙ БАЛАНС ВАШЕГО СЧЕТА

НАЗВАНИЕ СЧЕТА: ЦБ ИРЛАНДИИ

COB: 31/12/2009

КОЛ-ВО СЛИТКОВ: 453

ЧИСТЫХ УНЦИЙ ЗОЛОТА: 182,556.209

Выписка за 2010 г:

ЗОЛОТОЙ СЧЕТ 258

ПОДТВЕРЖДАЕМ СЛЕДУЮЩИЙ БАЛАНС ВАШЕГО СЧЕТА

НАЗВАНИЕ СЧЕТА: ЦБ ИРЛАНДИИ

COB: 31/12/2010

КОЛ-ВО СЛИТКОВ: 453

ЧИСТЫХ УНЦИЙ ЗОЛОТА: 182,555.914

Вот те самые данные, о которые первый сотрудник Отдела сказал, что доступ к ним «может серьезно и негативно повлиять на способность Правительства управлять экономикой страны или на финансовые интересы Государства...» Должно быть он пошутил?

Выводы

Я надеюсь, что примеры, приведенные мной в первой и второй части статьи, покажут читателям надменное отношения ЦБ Ирландии и Министерства финансов Ирландии к Закону о свободе информации. Я подробно изложил несколько ситуаций, когда простые вопросы о золотых запасах Ирландии игнорировались, блокировались или отклонялись, несмотря на Закон о праве на информацию.

ЦБ Ирландии полностью пренебрегает Законом и его сутью. Судя по недавней статье, вышедшей в Ирландских СМИ, вопрос этот очень распространенный и актуальный. В статье ирландской Times от 10 июня 2016 г под названием «Центральный банк приказал пересмотреть отказ в доступе к данным» (Central Bank ordered to review refusal of access to records) говорится о том, что независимый Комиссар по вопросам информации обратил внимание на тот факт, что им «с трудом удается убедить Банк в расширении нашей сферы влияния», а также заявил, что недавний информационный запрос, о котором идет речь в статье, показал, что «Банк совершенно не хочет действовать в соответствии с Законом о праве на информацию».

В той же статье приводится цитата ЦБ: «Банк готов принять принципы открытости, прозрачности и ответственности, а также выполнять свои обязательства по предоставлению доступа к данным в соответствии с Законом о праве на информацию».

Но это полнейшая ложь. ЦБ Ирландии продемонстрировал свое надменное отношение и полный отказ от сотрудничества на тему золотых резервов страны. Более того, создается впечатление, что ни один из политических представителей не желает прижать ЦБ в плане соблюдения Закона, нет также и журналистов, желающих провести свое расследование на тему золотых запасов, хранящихся в Банке Англии. Проводился ли когда-либо физический аудит эти золотых резервов? Скорее всего, нет, если принять во внимание полное отсутствие контроля со стороны ЦБ Ирландии над своими золотыми запасами. Суть, как мне кажется, кроется в рынке золотого кредитования. Учитывая всю секретность вокруг золотых списков, можно предположить, что мировые центральные банки просто не хотят, чтобы общественность что-либо знала об этой стороне их деятельности.

http://goldenfront.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter