Железная руда будет дешеветь, вытесняя с рынка мелких поставщиков

Сейчас, когда эйфория по поводу непродолжительного роста цен на железную руду, развеялась, рынок начал задаваться вопросом: какова же справедливая стоимость этого сырьевого товара? В четверг спотовая цена в Китае закрылась на отметке $66.42, что на 30% ниже 17-месячного пика $94.86, достигнутого 21 февраля.

Участникам рынка приходится иметь дело с факторами, которые выступали в роли драйверов и будут выступать до конца года. Традиционный метод анализа баланса спроса и предложения и оценки стоимости маржинальных поставок может послужить отправной точкой. Но за последний год рынок осознал, что главным драйвером являются политические решения Китая и последующая реакция на них.

Цены взлетели почти на 150% от минимума 10 декабря 2015 года на $38.52, достигнув пиковых максимумов в феврале. Это очень удивило большинство наблюдателей рынка, поскольку удорожание было спровоцировано преимущественно решением Пекина расширить стимулирование роста инфраструктуры и строительства - это ключевые источники спроса на сталь в крупнейшей стране-производителе и потребителе металла. В этом году Пекин может свернуть часть этих стимулов и тем самым ограничить рост спроса на сталь и железную руду. Если так, то это станет медвежьим сигналом для цен до конца текущего года.

Как показал опрос сотен участников индустрии в рамках недавнего форума на Сингапурской бирже, пессимистичный настрой в отношении цен усиливается. Около трети респондентов ожидают, что средняя цена в этом году составит $60-$70, тогда как половина опрошенных пророчит падение котировок ниже $60. Это заставляет рынок задаться вопросом: какова маржинальная стоимость руды, поставляемой в Китай, и насколько должна упасть цена, чтобы вытеснить избыточное предложение и сбалансировать рынок.

Большинство оценок указывает на уровень в районе $60. На этой отметке 90% производителей сохраняют рентабельность. В последние месяцы рост цен привел к увеличению поставок в Поднебесную со стороны так называемых альтернативных производителей, к коим относятся страны, не включающие трех ключевых экспортеров в лице Австралии, Бразилии и Южной Африки.

Вытеснение мелких поставщиков

Как показывают данные китайских клиентов, в первом квартале было импортировало 270.9 млн тонн железной руды, что соответствует приросту объемов на 12.2% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Крупнейшие поставщики действительно нарастили свои объемы поставок, однако их рост оказался ниже общего уровня увеличения объемов – экспорт из Австралии вырос на 10.8%, из Бразилии – на 3.8%, а из Южной Африки – на 3.3%. Индия рванула на четвертое место, показав прирост на 332.4% и экспортировав 9.9 млн тонн или почти две трети общего объема экспорта в Китай за весь прошлый год. Китайский импорт из Ирана повысился на 113.4%, а из Перу – на 20%.

Главными поставщиками сырья в Китай остаются три ключевых экспортера, но при этом рост цен на руду обусловил увеличение поставок со стороны альтернативных производителей, причем довольно энергичное. Эти альтернативные поставщики в первом квартале обеспечили 13.9% импорта железной руды в Поднебесную против прироста на 12.2% за весь 2016 год. И сейчас рынок гадает, насколько стремительно эти дополнительные тонны сырья выйдут из рынка в ответ на недавнее резкое снижение цен.

Один из производителей руды вблизи восточного побережья Индии отметил, что его компания отправила несколько грузов в Китай в этом году, но когда цена опустилась ниже отметки $70, ей пришлось выйти из рынка. Консультанты индустрии CRU на недавнем форуме представили данные, согласно которым, порядка 50 млн тонн из 100 млн тонн, экспортируемых ежегодно в Китай производителями, не входящими в тройку ключевых экспортеров, поставлялись в довольно эластичном режиме, а значит, этот экспорт будет чувствительным к удешевлению сырья.

Но также возможно, что рынок лишится дополнительных высокозатратных поставок в свете того, что к концу 2018 года из Австралии и Бразилии придет 100 млн тонн низкозатратного производства. Крупнейшие австралийские производители в лице Rio Tinto, BHP Billiton и Fortescue Metals Group снизили стоимость производства до уровней ниже $15 за тонну. Соответственно, они будут сохранять рентабельность даже при ценах ниже $40. Аналогичная ситуация наблюдается и с бразильской Vale, несмотря на то, что ее затраты на перевозку выше из-за дальних расстояний поставок в Китай.

Цены на железную руду должны провести еще какое-то время под отметкой $60, чтобы вытеснить альтернативные поставки, а также обеспечить условия, при которых высокозатратные китайские производители не возобновляли операции, но, конечно, при условии, что власти Пекина не преподнесут рынку никаких сюрпризов.

Источник http://ru.reuters.com/ http://www.forexpf.ru/
При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=339014 обязательна
Условия использования материалов

Торговые условия
FxPro отменяет комиссию с пластиковых карт

Торговые условия
Минимальный депозит - отсутствует
Комиссия за пополнение - не взимается
Бонусы до 100% - пожалуйста!