Криптовалютная тюльпаномания » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Криптовалютная тюльпаномания

22 мая 2017 Живой журнал Лежава Александр
В 1620-ые годы в Голландии произошло событие, ставшее предвестником и прообразом всех будущих спекуляций и кризисов подобного рода. Спекуляция луковицами тюльпанов вошла в мировую историю биржевых спекуляций, кризисов и мошенничеств под названием тюльпаномании или тюльпанной лихорадки. Она имела все признаки и формы срочных сделок, приводила к классической биржевой игре на разницу и завершилась оглушительным крахом.

В большой степени она представляла собой торговлю «воздухом», поскольку сделки в основной массе своей не предусматривали поставку реального товара, а представляли собой торговлю на разницу в ценах. Сейчас подобная биржевая активность известна как фьючерсная торговля.

Когда надутый на спекуляции луковицами тюльпанов «пузырь» лопнул, обвал биржевого рынка ударил по всей голландской экономике, начался полномасштабный финансовый кризис. Катализатором этого краха стала именно фьючерсная торговля, та самая торговля «воздухом», которая сначала обеспечила резкий и все ускоряющийся рост, а затем еще более быстрое падение.

Мнения историков и экономистов в отношении данного события несколько расходятся. Одни считают, что это был первый в истории пример спланированного биржевого краха и экономического кризиса. Другие полагают, что биржевая спекуляция с тюльпанами, продолжавшаяся в течение длительного времени и осуществляемая с помощью определенных выработанных приемов, представляла собой откровенное мошенничество, возникшее в местной торговой среде и отражавшее дух того времени. Представляется, что обе эти характеристики лишь дополняют друг друга.

В этой самой первой для капиталистической экономики торговле «воздухом» в данном случае интересно то, что предметом биржевой спекуляции были не валютные ценности или ценные бумаги, не необходимые для жизни биржевые товары, а «ценности», представлявшие собой в большой степени продукт фантазии и иллюзий.

Тюльпаномания стала предвестницей гораздо более широкомасштабной биржевой спекуляции, получившей широкое распространение с конца XVII века и продолжающейся в мире и по сей день во все возрастающих масштабах. Разница лишь в том, что тогда биржевой крах затронул лишь Голландию, тогда как нынешний может захлестнуть весь мир.

Ярким наглядным примером современной тюльпаномании может служить поведение биржевой цены самой раскрученной в мире на сегодняшний день криптовалюты – биткойна. В пятницу 19 мая 2017 года ее биржевая цена превысила отметку в 2000 американских дензнаков. Это довольно показательный номинальный рубеж, которого не удавалось достичь даже твердым обеспеченным деньгам – золоту.

Такое поведение биржевой цены криптовалюты представляет интерес по ряду моментов. С одной стороны, власть предержащие и центральные банки пока практически игнорируют криптовалюты и не рассматривают их как какую-либо потенциальную угрозу для своих интересов. В этом плане поведение биржевой цены криптовалюты может в некоторой степени и с определенными допущениями рассматриваться как не подверженный или слабо подверженный манипуляциям со стороны властей индикатор нарастающих глобальных рисков в финансово-экономической и геополитической сферах. Криптовалюта рассматривается частью участников рынка как возможная независимая от центральных банков альтернатива их бумажным необеспеченным валютам.

В этой роли, по идее, должны были бы быть твердые обеспеченные деньги, в роли которых исторически выступали физические драгоценные металлы, но они являются слишком серьезными конкурентами для современных построенных на долге бумажных необеспеченных валют и их хозяев. Именно поэтому ими в течение нескольких последних лет прикладываются серьезные усилия, чтобы не допустить того, чтобы мировые цены золота и серебра объективно отражали происходящие в мире события и поставили под сомнение у широкой публики доверие к бумажным фантикам, именуемым валютами.

Проблема для противников твердых обеспеченных денег заключается в том, что они выступают против действия объективных экономических законов. Они могут противодействовать им довольно длительное время, но чем дольше это будет продолжаться, тем сильнее и резче будет происходить восстановление экономическими законами естественного для них состояния. В этом плане нынешнее поведение биржевой цены биткойна отражает то, что будет характерно для поведения цен драгоценных металлов, когда у противников не останется больше сил сдерживать действие объективных законов.

Если посмотреть на поведение биржевой цены биткойна под несколько иным углом, то она ничем не отличается от надувания очередного классического «пузыря». Удивляться этому в условиях современной экономики, сплошь и рядом состоящей из «пузырей» различных размеров и надувающихся разными темпами, особенно не приходится. Нельзя исключать, что «пузырь» на рынке криптовалюты является в какой-то степени апофеозом всех «пузырей», по сравнению с которым меркнет даже тюльпаномания первой половины XVII века.

Там в качестве базового товара для сделок были хотя бы вполне материальные луковицы тюльпанов, в случае с криптовалютами нет даже и этого. Ценность этого «актива» полностью виртуальна, то есть, еще более иллюзорна, чем те обещанные к поставке луковицы. Его наличие или отсутствие, по большому счету, определяется нажатием всего лишь одной кнопки на компьютере или выключателя электросети, и если он по каким-то причинам окажется выключен, вчерашний владелец целого состояния в криптовалюте уже через мгновение может оказаться лишь хозяином своего компьютера, но без единого гроша. И в этом заключается принципиальное отличие любой валюты, включая и криптовалюту, от твердых обеспеченных денег – физического золота и серебра.

Когда лопнет надувающийся «криптопузырь», это всего лишь вопрос времени. Когда это произойдет, то в отличие от той же тюльпаномании уже не к кому будет предъявить претензии, что вас ограбили. Сами, всё сами. Единственное, что представляет чисто спортивный интерес, это вопрос, что именно произойдет раньше: лопнет «пузырь» фондового рынка, который потянет за собой и все криптовалюты, или крах «пузыря» какой-нибудь криптовалюты, например, того же биткойна, ознаменует фееричное начало краха фондового рынка? Пока же криптовалютная тюльпаномания продолжается, и горячие головы могут успеть еще в ней поучаствовать, но что-то подсказывает, что долго ждать ее финала не придется.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter