Bloomberg | Периодика

Россия. Зарплаты растут, но потребители все еще предпочитают экономить

21 июня 2017  Источник http://www.bloomberg.com/ http://www.forexpf.ru/
В мае и апреле реальные зарплаты в России выросли на 3.7%, это самый высокий показатель за последние три года. А вот розничные продажи, 27 месяцев пробыв в отрицательной зоне, с трудом преодолели нулевую отметку, при этом Центробанк России полагает, что в ближайшие два-три года потребитель будет столь же осторожен и прижимист. В этом случае понятно, почему регулятор ждет снижения инфляционных рисков в краткосрочной перспективе. Конечно, глава Центробанка Эльвира Набиуллина назвала рост потребления «более выраженным», но при этом решила все-таки снизить учетную ставку третий раз подряд на последнем заседании. По мнению Чарльза Робертсона, старшего экономиста в лондонском отделении Renaissance Capital, по поводу инфляции, обусловленной потреблением можно не волноваться еще долго. Розничные продажи в этом году вырастут всего на 1.5%, а в следующем – на 2.2%.

Между тем, последние данные говорят о том, что россияне стали больше тратить на товары длительного пользования. В прошлом месяце продажи автомобилей выросли на 15% в годовом исчислении, это самый стремительный рост с 2012 года. В рамках базового сценария Центробанка, темпы роста потребления домохозяйств опередят рост заработных плат в лучшем случае в 2019-2020 году, когда существенно снизится процент по вкладам, а экономика перейдет в фазу устойчивого роста. Согласно данным Росстата, в мае розничные продажи выросли на 0.7%, апрельский показатель был пересмотрен до +0.1%. Между тем, реальные заработные платы увеличиваются уже десятый месяц подряд, каждый раз опережая прогнозы экономистов, опрошенных Bloomberg. По данным министерства экономики, в мае годовые темпы роста ВВП достигли 3.1% по сравнению с +1.7% в апреле, при этом позитивную динамику демонстрировали все ключевые сектора экономики.

Сберегательная модель поведения

Домохозяйства не торопятся увеличивать свои расходы, пострадав от валютного кризиса и почти двухлетнего экономического спада. Согласно результатам опроса, проведенного для Центробанка, на вопрос о распределении потенциального прироста семейного бюджета почти половина респондентов ответила, что предпочтет скорее отложить эти деньги, нежели тратить. «Тот факт, что реальные зарплаты продолжают увеличиваться быстрее, чем розничные продажи, указывает на дальнейший рост сбережений, которые и без того находятся на высоком уровне, - отмечают аналитики Goldman Sachs Group Inc. Клеменс Граф и Мурат Унур. – На данном этапе ускорение роста экономики пока не отражается на расходах и не приводит к падению норы сбережений и потому не вызывает беспокойства по поводу инфляции». В первом квартале доля доходов в виде сбережений упала до 7.7% с 11.3% и 14.1% в 2016 и 2015 гг. соответственно. Показатель все еще находится гораздо выше диапазона в 4-5%, который Центробанк считает «тревожным» для инфляции. Россия не достигала этих уровней с 2008 года.

Чувствительность к ценам

По данным исследовательского холдинга «Ромир», в мае средний чек россиян упал максимально с начала года, на 2.3% до 512 рублей. Но если в супермаркетах показатель упал, то в менее крупных магазинах и дисконтах он вырос на 2.9%. Это показывает, что россияне избирательны в покупках и ищут более привлекательные цены. Недавнее исследование в рамках «потребительского индекса Иванова», проводимое Sberbank CIB, показало, что в первом квартале 73% респондентов отметили чувствительность к уровню цен, а доля потребителей, покупающих товары по промо-акциям, выросла до 45%. «Динамика внутреннего спроса продолжает оказывать дезинфляционное воздействие, благодаря сохранению сберегательной модели поведения населения», - заявил Банк России в рамках заедания в минувшую пятницу. - В настоящий момент умеренный рост потребительских расходов не создает инфляционного давления».
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=346755. Присылайте свои материалы для публикации на сайте. Об использовании информации.