«Зачем банкам выяснять историю денежных средств», или «Риски в эпоху тотального compliance-контроля» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


«Зачем банкам выяснять историю денежных средств», или «Риски в эпоху тотального compliance-контроля»

7 августа 2017 QB Finance Юдин Максим
«От подношений и боги становятся сговорчивыми», писал Еврипид. Однако, современные банки всё чаще отворачиваются от «подношений»: они вынуждены отказывать в открытии счетов, если вкладчики не могут предоставить подробнейших сведений о происхождении капитала. Я бы хотел разобраться, в чём состоят текущие реформы мирового банковского сектора и на ком они отразятся в первую очередь.

Что такое комплаенс?

В переводе с английского, слово «compliance» означает способность действовать в соответствии с инструкциями и специальными требованиями. Термин чаще всего используется в банковской сфере. Его можно понимать как систему мер, позволяющих финансовым учреждениям вести деятельность согласно требованиям законодательства и различных правил, принятых представителями власти, профессиональными ассоциациями и руководством учреждения.

Сompliance-контроль призван помочь банкам избежать работы с капиталом, полученным преступным путём. По действующим международным нормам, кредитно-финансовые структуры не должны участвовать в операциях с денежными средствами, которые принесли торговля оружием и наркотиками, предназначены для финансирования террористических группировках и т.д.

Во многих банках сейчас особенно настороженно относятся к публичным личностям и представителям власти различного уровня, которые могли участвовать также и в коррупционных схемах.


Если выяснится, что банк работает с денежными потоками, нажитыми незаконным способом, к нему могут быть применены различные санкции со стороны регулирующих органов. Кредитно-финансовая структура рискует подвергнуться штрафу, лишиться лицензии, SWIFT или договора с ведущими платежными системами Mastercard и Visa. Естественно, руководители учреждений проявляют повышенные меры осторожности и порой отказывают клиентам в заключении договора даже при минимальных основаниях для сомнений в том, что их капитал имеет легальное происхождение. Отсюда опасность, которую несут жёсткие требования комплаенс: значительно усложняется доступ к банковским услугам для рядовых граждан, а кредитно-финансовые структуры теряют клиентов, которые им интересны с точки зрения прибыли.

Специфика compliance в разных странах

Пакет документов, необходимый для прохождения процедуры, каждый банк устанавливает в индивидуальном порядке. Также, предоставляемый набор бумаг зависит и от законодательства, регламентирующего сompliance-контроль в соответствующем государстве. Рассмотрим три принципиально отличающихся друг от друга подхода к выявлению истории денежных средств – американский, европейский и российский.

В Соединенных Штатах Америки отслеживание капитала, поступающего в банки, регламентируется законом налогообложении иностранных счетов. Он известен как FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act). Документ принят в 2010 году с конкретной целью – не позволять гражданам США скрывать размер доходов ради ухода от налоговых отчислений. Американский реулятор запрашивает информацию о вкладах соотечественников во всём мире. С технической точки зрения это осуществляется благодаря регистрации финансовых институтов разных стран в Налоговой службе США (Internal Revenue Service – IRS). Процедура требует, чтобы банки вели работу по выявлению среди своих вкладчиков налогоплательщиков Штатов. Кредитно-финансовые организации, сотрудничающие с IRS, обязуются ежегодно раскрывать информацию о вкладчиках Налоговой службе США, а также при необходимости удерживать 30% с любого платежа в пользу американского государства, если в отношении клиентов отсутствует необходимая документация. При этом, регулирующие органы США сегодня не отслеживают историю капитала иностранцев, являющихся клиентами американских банков, и не выдают информацию о них государствам, резидентами которых являются клиенты финансовых организаций.

Европейскую модель сompliance-контроля можно назвать максимально открытой. В странах ЕС налажен взаимообмен информацией, касающейся финансовых потоков. Данный подход имеет свои преимущества и недостатки. Его плюс состоит в том, что в условиях финансовой прозрачности очень сложно скрыть экономические преступления. Недостаток сводится к тому, что банковская тайна фактически уходит в прошлое, а это несёт определённые риски. Даже швейцарские банки, веками бывшие оплотом приватности и сохранения клиентской тайны, вынуждены сегодня раскравать информацию о своих клиентах и хранящихся на их счетах средствах.

В России нормы сompliance-контроля находятся в стадии становления. Мне хочется верить, что они станут золотой серединой между тем, что мы наблюдаем в США и Европе.


С одной стороны, наша страна не подписала соглашение с Европейским Союзом, регламентирующее тотальное раскрытие информации о вкладчиках. С другой – сейчас в законодательстве чётко прописано, что иностранные компании должны предоставлять отчёт российским налоговым органам. Данные нормы были приняты в рамках законодательства о деофшоризации.

Приведённые характеристики делают российский подход к сompliance похожим на нормы, принятые в США. Но в 2014 году, когда в силу вступило американское законодательство по выявлению капитала налогоплательщиков США, российские банки оказались в непростой ситуации. Внедрение отчётности FATCA путём межправительственного обмена в России не было одобрено, однако отказ отечественных банков от присоединения к акту США грозил им фактическим исключением из числа участников международного рынка. Предоставлять информацию о клиентах представителям американской стороны российские финансовые организации не имели права в соответствии с нормой российского законодательства о банковской тайне.

В июне 2014 года был принят Федеральный закон, который позволяет отечественным финансовым учреждениям соблюдать FATCA. В документе прописано, что российские банки обязаны получить согласие клиентов на разглашение информации о них до начала обмена данными с IRS.

Как compliance-контроль отразился на вкладчиках?

Парадоксально, но с развитием системы compliance-контроля для заведения денежных средств на депозит подчас требуется больше документов, чем для оформления займа. Со специалистов, едва начавших карьеру, нередко требуют столько же бумаг, сколько с владельцев крупного бизнеса. Многим предпринимателям для прохождения комплаенс-проверки приходится обращаться за помощью к финансовым советникам.

Если бизнес может позволить себе издержки на дополнительные юридические услуги, то рядовые вкладчики просто теряют возможность сотрудничать с рядом кредитно-финансовых структур. В итоге часть граждан рискуют лишиться доступа к банковским услугам, что представляется серьёзной проблемой. В связи с этим я советую современным владельцам капитала обратить внимание на альтернативные инструменты для работы с капиталом, прежде всего, продукты инвестиционного рынка.

Опасностью для предпринимателей может обернуться отказ от банковской тайны – прямо у нас на глазах она уходит в прошлое. Вспомним, что во время Второй мировой войны Швейцарии удалось сохранить нейтралитет: государство отказалось выдавать информацию о вкладах иностранных граждан. Многим гражданам европейских государств это решение позволило сохранить сбережения. Сегодня неосторожное раскрытие данных о клиентах банков способно поставить под удар предпринимателей, нюансы бизнес-процессов которых могут открыться конкурентам.

Итак, комплаенс стоит рассматривать как один из способов подстраховки банков в условиях нестабильности и постоянно меняющейся экономической и политической ситуации. В современных реалиях владельцам капитала придётся приготовиться к дополнительным требованиям кредитно-финансовых структур и, возможно, внести коррективы в личные финансовые стратегии, например, обратиться к альтернативным продуктам для работы с капиталом.

http://www.qbfin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter