В развитых странах снова растет спрос на нефть » Элитный трейдер
Элитный трейдер


В развитых странах снова растет спрос на нефть

21 сентября 2017 The Wall Street Journal | Oil
Развивающийся в течение десятилетия тренд на сокращение потребления нефти в развитых странах может совершить разворот, поскольку низкие цены на топливо обусловили рост спроса и массовое возвращение автомобилистов к «прожорливым» и потребляющим слишком много горючего машинам. Как показывают оценки МЭА и ряда других аналитических организаций, спрос на нефть со стороны стран ОЭСР, который снижался в период с 2005 по 2014 г., в последние 3 года демонстрирует стремительный рост в условиях обвала цен на нефть из области $100+ до текущих уровней в районе $55.

Если этот тренд будет сохраняться, то к концу следующего года рынок отыграет примерно 62% от общего объема сокращения потребления нефти странами ОЭСР с 2008 года, невзирая на все усилия правительств по повышению эффективности использования топлива, борьбе с загрязнением атмосферы и снижению зависимости от импортируемой нефти. От развитых государств уже давно ожидался тренд на снижение потребления нефти, однако вместо этого оно сейчас активно увеличивается, и это, вкупе с ростом спроса со стороны развивающегося мира, бросает тень неопределенности на прогнозы относительно того, когда же мировой спрос достигнет своих предельных значений. Некоторые энергетические компании, включая Royal Dutch Shell, предупреждали ранее, что это может произойти в следующем десятилетии.

«Нынешний период низких цен на нефть, безусловно, замедлил этот процесс энергетического перехода», - считают аналитики энергетической консалтинговой компании FGE. «Если цены на нефть останутся на текущих уровнях, то структурное снижение спроса, которого все ожидают, будет отодвинуто на более поздние сроки». Динамика спроса на нефть весьма красноречива. Использование нефти в странах ОЭСР достигло в 2005 году пикового максимума 50.4 млн бар/д, после чего упало к 2014 году почти на 10%, поскольку рост цен неблагоприятно отразился на потреблении.

С тех пор этот показатель демонстрировал, по данным МЭА, средний ежегодный прирост примерно на 400 тыс. бар/д, и в следующем году он, как ожидается, достигнет значения 47.4 млн бар/д, приблизившись к уровнях 10-летней давности, на которых он находился прежде чем скачок цен на нефть к рекордным отметкам вблизи $150 вынудил власти вплотную заняться вопросами эффективности использования топлива.

Майкл Коэн, аналитик Barclays, пишет, что хотя на рост спроса повлияло общее оживление экономической активности в северной Америке и Европе, более существенным фактором, обусловившим сдвиг в паттерне потребительского поведения, стали упавшие цены на нефть.«В течение ряда лет мы наблюдали устойчивое улучшение средних показателей топливной экономичности, однако сейчас этот процесс преимущественно забуксовал. Конечно, автомобилисты не кинулись массово скупать самые «прожорливые» модели машин, однако теперь они уже не выбирают варианты с наиболее экономичным расходом топлива, которым они отдали бы предпочтение в те времена, когда цена на нефть превышала отметку $100».

Если в последнее время объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стабилизировался, прекратив рост благодаря более активным процессам газификации, то сейчас возобновившийся рост потребления нефти может поставить этот тренд под угрозу. Рост популярности электрокаров и гибридных автомобилей, производимых множеством компаний от Tesla до Toyota, породил всплеск спекуляций на тему потенциальной способности этого феномена радикально изменить характер взаимосвязи между автомобилями и потреблением нефти. Однако многие аналитики полагают, что на самом деле это мнение не отражает текущих реалий. По данным FGE, в 1-м полугодии 2017 г. на каждый новый электромобиль, купленный в США, приходилось по 60 новых автомобилей класса SUV, характеризующихся большим потреблением топлива. В Китае подобное соотношение составило 1:30, в Европе – 1:25.

В 2009 г. Тони Хейворд, занимавший на тот момент пост главы BP, прогнозировал, что спрос на бензин в США уже никогда больше не достигнет уровней, отмеченных за год до того, как цены взлетели в район $150. Однако в августе этого года Минэнерго США сообщило о росте показателя до нового рекордного значения 9.9 млн бар/д. Рост спроса, одновременно наблюдаемый как в развитых, так и в развивающихся странах, стал благословением для производителей и переработчиков нефти, а также помог альянсу ОПЕК+, поддержав его усилия по сокращению объемов предложения на мировом рынке.

Сланцевики США, поспособствовавшие кризису 2014 года, снова подняли голову в начале 2017 г., опять угрожая наводнить рынок нефтью, однако при этом мировые цены на нефть стабилизировались над отметкой $50. Многие аналитики расценивают это именно как доказательство растущего потребления. Некоторые природоохранные организации считают, что властям необходимо было воспользоваться периодом низких цен на нефть для повышения налогов с розничных продаж на бензозаправках, чтобы ограничить негативные последствия, сопряженные с ростом использования нефти.

Другие сохраняют более оптимистичный настрой, полагая, что в свете других долгосрочных трендов текущее восстановление представляет собой лишь временное явление. Чарли Кроник из Greenpeace уверен, что отмечаемое сейчас в Азии стремление ключевых групп потребителей в Китае и Индии добиться запрета на автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями может оказаться гораздо эффективнее любых аналогичных политик, продвигаемых на Западе, и «переломить ситуацию на мировом рынке в пользу электромобилей».

Тем не менее, ряд аналитиков считают, что в условиях продолжающейся адаптации энергетического сектора к завершению эпохи «нефти по $100» нельзя игнорировать ни столь заметный сдвиг в структуре потребления в странах ОЭСР, ни его возможные последствия, которые, в том числе, могут обусловить в конечном итоге потребность в увеличении объема предложения. «Текущая проблема рынка нефти состоит в том, что он, судя по всему, ориентируется на потенциальное замедление спроса в течение ближайшего десятилетия, игнорируя при этом реальность и фундаментальные факторы, присутствующие в ней», - пишут эксперты Energy Aspects. «Инвесторов по-прежнему завораживает грядущая революция в энергетике, которая пока так и не грядет».

http://www.wsj.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter