Каукин Андрей, Миллер Евгения ИХ "Финам" | Периодика

Налоговый маневр в нефтянке - как мотивировать развитие НПЗ?

29 сентября 2017  Источник http://www.finam.ru/
Налоговый маневр, проводимый в нефтяной отрасли с конца 2014 г., должен был решить проблемы, связанные с неэффективностью отечественной нефтепереработки. Однако корректировка его первоначальных параметров в течение двух последующих лет с целью получения дополнительных средств в бюджет создает демотивирующие условия для НПЗ по повышению глубины переработки и модернизации производства.

Наши исследования позволяют предложить вариант реализации налогового маневра, дающего возможность решить проблему стимулирования перехода к производству "корзины" нефтепродуктов с большей долей бензина.

Программа мер (Федеральный закон от 24.11.2014 г. № 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".) по реформированию налогообложения нефтяной отрасли, призванных мотивировать к повышению энергоэффективности отечественной нефтепереработки и экономики в целом, сократить масштаб субсидирования нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) России и стран ЕАЭС, а также повысить эффективность налоговой системы (Бобылев Ю., Идрисов Г., Каукин А., Расенко О. Нефть, бюджет и налоговый маневр // Экономическое развитие России. 2015. № 11. С. 47–50.), была принята в конце 2014 г. Достичь основной цели налогового маневра – выравнивание условий деятельности нефтяных компаний на внутреннем и внешнем рынках – планировалось за счет сокращения экспортных пошлин и акцизов на нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ на нефть.

На практике описанный механизм, изначально заложенный в Налоговый кодекс, претерпел значительные изменения (например, в конце 2015 г. снижение экспортной пошлины было заморожено с целью сохранения наполняемости бюджета в новых макроэкономических условиях) и фактически не сработал (Идрисов Г., Каукин А. Налоговый маневр: ускорение экономического роста в ущерб бюджетной консолидации // Экономическое развитие России. 2016. № 6. С. 7–11.). Несмотря на удешевление нефти, стоимость производства нефтепродуктов в среднем по экономике осталась достаточно высокой, нефтеперерабатывающая отрасль продолжает получать неявную субсидию (за счет заниженных относительно мировых внутренних цен на нефть), которая не доходит до конечного потребителя.

Более того, несмотря на заявленные в 2014 г. планы по постепенному снижению акцизов на нефтепродукты, их ставки постоянно повышаются. Возникла ситуация, при которой доля налогов в рублевом выражении в тонне нефтепродуктов для внутреннего рынка значительно превышает долю налогов в тонне нефтепродуктов, отправляемых на экспорт (Гордеев Д. Повышение акцизов блокирует налоговый маневр // Экономическое развитие России. 2016. № 9. С. 49–53.). Учитывая новый механизм распределения по уровням бюджета акцизных платежей1 (Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 145-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 6 Федерального закона “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации” и статью 30 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”"), взимаемых при продаже нефтепродуктов, производимых на территории России и позволяющих в значительной степени увеличить поступления в региональные бюджеты, это тормозит реализацию стратегии реформирования нефтяной отрасли (Гордеев Д. Повышение акцизов блокирует налоговый маневр // Экономическое развитие России. 2016. № 9. С. 49–53).

В Институте Гайдара был разработан вариант реализации налогового маневра, который учитывает последствия кризиса, текущую экономическую ситуацию, экономику отдельных НПЗ и достижение первоначально запланированных конечных результатов реформы.

Согласно действующему законодательству (ФЗ от 24.11.2014 г. № 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), параметры налогового маневра в 2016–2017 гг. имеют следующие значения (на момент проведения расчетов и написания статьи): коэффициент в формуле расчета экспортной пошлины на отечественную нефть в 2016 г. – 0,42, с 1 января 2017 г. – 0,3; базовая ставка НДПИ увеличивается с 857 руб./т в 2016 г. До 919 руб./т с 1 января 2017 г.; ставка экспортной пошлины на светлые нефтепродукты – 0,4 в 2016 г. и 0,3 с 2017 г.; ставка экспортной пошлины на темные нефтепродукты – 0,82 для 2016 г. и 1,00 начиная с 2017 г. Предусмотрено увеличение акциза на нефтепродукты в 2017 г. по сравнению со значением в 2016 г.(в расчетах используется числовое значение акциза на автомобильный бензин класса 5 (10 130 за тонну в 2016–2017 гг. и 10 535 за тонну начиная с 1 января 2018 г.).

Основные параметры предлагаемого экспертами Института Гайдара варианта налогового маневра (Методология расчетов для российских нефтепродуктов и нефти представлена в работах: Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Экспортная пошлина на нефть: отменить нельзя сохранить // Нефть России. № 12, декабрь 2011 г., с. 72–77; Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Модернизация или консервация: роль экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты // Экономическая политика. 2012. № 3. С. 5–19):

– полная единовременная отмена вывозных таможенных пошлин на нефть с одновременным и эквивалентным (в абсолютных значениях в долларах за тонну) повышением НДПИ на добычу нефти, полная отмена вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты в 2019 г.;

– ставка акциза на нефтепродукты остается на уровне 2018 г.;

– введение паушальной субсидии (единовременная, неделимая субсидия) (могут рассматриваться и другие виды субсидии, например, отрицательный акциз, т.е. "обратный" акциз, система налоговых вычетов) всем НПЗ, с целью модернизации мощностей, постепенно сокращаемой до полной отмены в 2024 г.;

– распределение субсидии между НПЗ направлено в первую очередь

на стимулирование перехода к производству "корзины" с большей долей бензина (в том числе возврата на уже осуществленные инвестиции).

В табл. 1 представлена динамика налоговых поступлений при осуществлении варианта налогового маневра, рассчитанного специалистам и Института Гайдара. Из нее видно, что при реализации варианта с обменным курсом в 57,48 руб./долл. и ценой на нефть в 61,70 долл./барр. В 2024 г. розничные цены на бензин в 2019 г. вырастут в реальном выражении примерно на 7% по сравнению с 2018 г. и на 16,5% в 2024 г., а прирост суммарных поступлений в бюджет составит 1,7 п.п. ВВП в 2019 г., 2,5 п.п. ВВП в 2024 г. (относительно 2018 г.). Чистый эффект от предлагаемой версии налогового маневра, за вычетом 1,0 п.п. в 2019 г. (0,0 п.п. в 2024 г.) необходимого на субсидии НПЗ и 0,4 п.п. в 2019 г. (1,2 п.п. в 2024 г.), которые являются следствием изменения макроэкономических условий, составит 0,3 п.п. ВВП в 2019 г. и 1,3 п.п. ВВП в 2024 г.

1. Динамика налоговых поступлений при осуществлении полного налогового маневра в варианте Института Гайдара

Налоговый маневр в нефтянке - как мотивировать развитие НПЗ?


Примечание. Расчеты в ценах 2015 г. Источник: расчеты авторов на основе данных ЦДУТЭК, Росстат, ФТС России.

2. Динамика размера субсидий НПЗ и итогового эффекта от налогового маневра в варианте Института Гайдара, млрд руб.



Примечание. Расчеты в ценах 2015 г. Источник: расчеты авторов на основе данных ЦДУТЭК, Росстат, ФТС России.

Для модельного расчета распределения субсидии между НПЗ был введен показатель, который представляет собой усредненное значение индивидуальных минимумов добавленной стоимости (моделировалась как разница между стоимостью произведенной корзины нефтепродуктов и стоимостью использованной нефти) отдельных НПЗ в 2013–2015 гг.; усреднение производилось внутри групп НПЗ (расчет проводился по коммерческим данным, предоставленным ЦДУ ТЭК, за 2015 г.), использующих сравнимые объемы сырой нефти в производстве (на рис. 1 в качестве примера представлены значения добавленной стоимости НПЗ крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), использующих более 14 тыс. тонн нефти ежегодно, и ее среднее значение по группе). Расчет показывает, что в ходе реализации налогового маневра добавленная стоимость, производимая рядом НПЗ, при условии отсутствия модернизации мощностей опустится ниже исторических минимумов, которые еще позволяли им функционировать (с учетом возможного кросс-субсидирования внутри ВИНК). На рис. 1 также представлен пример прогноза добавленной стоимости в расчете на тонну входящей нефти, производимой НПЗ, по параметрам предложенной реформы на 2016–2024 гг., без учета субсидии. Видно, что некоторые заводы без модернизации своих мощностей не смогут функционировать с положительной рентабельностью и будут вынуждены запустить процесс модернизации. Субсидия таким НПЗ направлена на обеспечение их функционирования в переходном периоде. Субсидия также может быть предоставлена тем НПЗ, которые уже начали процесс модернизации для обеспечения возврата на уже осуществленные инвестиции.

Рис. 1. Динамика добавленной стоимости НПЗ в 2013–2015 гг. и прогноз на 2019–2024 гг. по параметрам предложенного налогового маневра без учета субсидии, 1 руб. в расчете на 1 т входящей нефти



Предлагаемый вариант реформы будет способствовать модернизации НПЗ, увеличению глубины переработки нефти и расширению доли светлых фракций, либо к закрытию неэффективных убыточных производств. При этом вводится паушальная субсидия всем НПЗ, позволяющая пройти переходный период после единовременной отмены экспортной пошлины на нефть и модернизировать производство. Даже с учетом такой субсидии маневр увеличивает объем поступлений в бюджет от нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей. Также стоит отметить, что предлагаемый вариант сохраняет ставку акциза на нефтепродукты на уровне 2018 г., за счет которого происходит пополнение региональных бюджетов.
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=361048. Присылайте свои материалы для публикации на сайте. Об использовании информации.