Кошкаров Альберт banki.ru | Акции

Спешим на выручку: как заработать на супермаркете

10 октября 2017  Источник http://www.banki.ru/
Почему есть смысл покупать акции российских компаний потребительского сектора
Российский рынок акций растет пятый месяц подряд вопреки санкциям и волатильности нефтяных цен. С июня индекс ММВБ поднялся на 14%. В числе лидеров акции компаний потребительского сектора. Аналитики предрекают им к концу года новые максимумы.

Потребители стали больше тратить…

Акции компаний потребительского сектора — возможно, последний шанс для инвестора заработать на восстановлении российской экономики после кризиса. За последние несколько месяцев они уже принесли своим владельцам неплохую доходность. С середины июня индекс потребительского сектора Московской биржи (MICEXCGS) вырос на 12%. При этом котировки бумаг таких компаний, как X5 Retail Group и «Дикси», и вовсе показали прирост свыше 40%.

«Потребительский сектор восстанавливается после кризиса одним из последних», — говорит аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. По его словам, наметившаяся стабилизация потребительской инфляции на низком уровне наконец перестает давить на выручку, а также стимулирует спрос за счет поддержки роста реальных доходов населения.

В сентябре потребительские цены, по данным Росстата, снизились на 0,1%, а в августе — на 0,5%. С начала года цены выросли всего на 1,7%. Как считает экономист Sberbank CIB Антон Струченевский, столь низкая текущая инфляция позволяет предположить, что в конце года темпы роста потребительских цен могут продолжить снижаться. Он прогнозирует, что по итогам года инфляция может составить всего 3%. В БКС ожидают инфляцию в этом году на уровне 3,2% годовых.

Другая причина оживления на рынке розницы связана со снижением ставок по потребительским кредитам. Так, в мае Сбербанк снизил стоимость кредитов с поручительством до 12,9% и без поручительства — до 13,9%. По оценкам агентства Fitch, в этом году необеспеченное кредитование вырастет на 7%.

…а ретейлеры — больше продавать

Все это сказывается на росте розничной торговли. Росстат фиксирует рост оборота розницы в январе — августе этого года на 0,2% (в сопоставимых ценах) по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. В Промсвязьбанке прогнозируют, что по итогам года суммарный оборот продовольственной розницы вырастет на 1,1%, а в 2018 году — еще на 2%.

Об оживлении розницы свидетельствует и поведение самих торговых сетей. В этом году многие игроки продолжили расширять площади и открывать новые для себя форматы. Например, сеть «Магнит» Сергея Галицкого в этом году запланировала открыть 2 740 новых магазинов, в том числе около 1,7 тыс. в формате «у дома». Кроме того, ретейлер запустил проект по созданию сети собственных аптек и магазинов мелкооптовой торговли. Их ближайший конкурент Х5 Retail Group (сеть «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») только в январе — июне открыла более 1 300 новых универсамов. В начале октября РБК сообщал, что Х5 намерена продать свои гипермаркеты. По словам экспертов, это может объясняться тем, что небольшие торговые точки зачастую эффективнее крупных магазинов. «Магазины у дома и небольшие супермаркеты сейчас показывают более высокую динамику, чем гипермаркеты», — констатирует ведущий аналитик «Финама» Наталья Малых.

Несмотря на такую тенденцию, другой ретейлер — «Лента», которому принадлежат свыше 240 супермаркетов в России, только за последний год открыл 65 новых магазинов. В том числе 48 гипермаркетов. Их ближайший конкурент «О'кей», напротив, закрыл два гипермаркета: у компании более 100 магазинов, из них 72 гипермаркета, плюс 58 торговых точек «Да!».
Магазины у дома и небольшие супермаркеты сейчас показывают более высокую динамику, чем гипермаркеты.

Старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка Илья Фролов указывает, что в ретейле наблюдается перераспределение рыночных долей. «Безусловный бенефициар — X5 Retail Group. Даже в относительно неблагополучные 2015—2016 годы компания наращивала выручку на 27—28% ежегодно, вплотную приблизившись по этому показателю в абсолютном выражении к лидеру сектора — «Магниту», — говорит он.

В январе — июне выручка Х5 выросла на 27%, до 610 млрд рублей, «Магнит» отчитался о 550 млрд рублей выручки (рост на 6%). Нигматуллин отмечает, что хотя «Магнит» сильно сократил инвестиции, но в этом году может догнать Х5 по динамике выручки.

«Лента» в первом полугодии заработала 163 млрд рублей, увеличив свою выручку на 17%. У «Дикси», по данным отчетности за январь — июнь, выручка составила 141 млрд рублей, снизившись по сравнению с прошлым годом на 11%. В этом году в первом полугодии компания закрыла более 100 торговых точек. Сейчас у «Дикси» немногим более 2 700 магазинов. Сеть пока сохраняет за собой третье место по размеру торговых площадей.

Какие акции покупать

Торговые сети представлены на рынке в основном крупными ретейлерами. 96% капитализации приходится на три компании — «Магнит», X5 Retail Group, «Ленту». Акции «Магнита», «Ленты» обращаются на Московской бирже, в Лондоне торгуются расписки «Магнита», «Ленты» и Х5. Также на рынке представлены бумаги группы «О'кей» и «Дикси», на них приходится оставшаяся доля рынка.

Фаворитом роста пока являются депозитарные расписки (GDR) Х5: с середины лета они поднялись в цене почти на 40% и сейчас стоят выше 40 долларов. На приросте котировок дополнительно сказалось укрепление рубля.

Кроме того, в сентябре набсовет компании утвердил новую дивидендную политику, пообещав, что в зависимости от финансовых показателей будет направлять на выплату не менее четверти чистой прибыли. Это подстегнуло интерес инвесторов к бумагам компании. Сейчас большинство инвестбанков рекомендует покупать расписки Х5, ожидая дальнейшего роста капитализации ретейлера. В частности, «Ренессанс Капитал» и «Открытие Капитал» прогнозируют рост стоимости его GDR до 45 долларов, а Sberbank CIB и JP Morgan ожидают, что они поднимутся к 50 долларам. Как считает Илья Фролов из Промсвязьбанка, компании и дальше будут снижать инвестиционную активность в ближайшие годы, повышая норму дивидендных выплат акционерам.

Другой возможный кандидат на рост — «Лента». «Это самый приемлемый вариант для инвестора с точки зрения соотношения риска к доходности», — говорит Наталья Малых. По ее оценке, акции компании могут вырасти еще на 30% как за счет роста доходов в будущем, так и за счет того, что бумаги «Ленты» недооценены по сравнению с другими ретейлерами. В «Финаме» ожидают роста бумаг компании до 464 рублей. Сейчас расписки «Ленты» торгуются на уровне 335 рублей.

«Дикси» — в аутсайдерах

Акции других ретейлеров, в частности «Магнита», уже не выглядят дешевыми, поэтому могут не показать значительного прироста, считает Малых. В «Финаме» ожидают роста их стоимости не выше 4,4%. В Промсвязьбанке прогнозируют даже некоторое снижение стоимости бумаг «Магнита» — на 5%. «В продуктовом сегменте мы не видим особого потенциала для роста, если, например, вести речь о бумагах «Магнита» или «Дикси». «Лента» выглядит более привлекательной, поскольку сохраняет высокие темпы роста и высокую рентабельность», — комментирует Фролов.

Нигматуллин из «Открытие Брокер» отмечает, что «Магнит» традиционно выплачивал высокие дивиденды инвесторам, но в этом году компания существенно увеличила инвестиционную программу. Это сказывается на текущих операционных показателях. Но в перспективе, считает аналитик, ретейлер может показать более высокий рост по сравнению с конкурентами за счет повышения эффективности продаж и роста объемов выручки.

В Sberbank CIB прогнозируют рост стоимости GDR «Магнита» до 45 долларов, сейчас они торгуются на уровне 40 долларов за расписку.

В аутсайдерах потребительского рынка могут оказаться бумаги «Дикси». Большинство опрошенных Банки.ру экспертов не ожидают от них позитивной динамики. В Промсвязьбанке отмечают, что котировки акций компании поддерживает начавшаяся в этом году программа выкупа. Руководство «Дикси» планирует выкупить с рынка до 44,36% голосующих акций материнской «Дикси Групп». Приобретателем является ее «дочка» «Дикси Юг», которая уже сосредоточила у себя 19,4% бумаг. Последние сделки прошли в начале октября. У ряда экспертов есть опасения, что в итоге компания может просто перестать быть публичной.

Кроме того, как указывает Наталья Малых, долговая нагрузка у «Дикси» значительно выше, чем у конкурентов, что также негативно влияет на ожидания рынка. По данным отчетности группы за первое полугодие, долг компании составлял 28 млрд рублей.

В перспективе рост потребительского сектора может быть связан с дальнейшим улучшением макроэкономической ситуации. Причем речь не только о росте доходов граждан или инфляции. По словам Малых, многое зависит и от уровня занятости, а также от курса рубля.
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=362620. Присылайте свои материалы для публикации на сайте. Об использовании информации.