Абаева Мадина QB Finance | Периодика

Станет ли ФКБС новым игроком банковского сектора

16 октября 2017  Источник http://www.qbfin.ru/
В прошлую среду Бинбанк попросил Центробанк рассмотреть возможность санации финансовой организации через Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС). В случае согласия регулятора санации в этом году подвергнется уже третий по счету банк, входящий в топ-30 по размеру активов (первые два – «Югра» и «Открытие»). Как и в случае с «Открытием», одной из причин проблем Бинбанка стало поглощение активов с низким качеством кредитного портфеля (в частности, Уралприватбанка, приобретенного в 2015 году). Другим негативным фактором стали займы «Рост банку», санацией которого Бинбанк занимался в течение последних двух лет.

Теперь же «Рост» и Бинбанк наряду с «Бинбанк Диджитал» войдут в состав ФКБС – специального инвестиционного фонда с уставным капиталом в 1,5 млрд руб., созданного в начале нынешнего года ЦБ для санации проблемных банков. Уже сегодня ФКБС можно назвать «новым игроком» российского банковского сектора. Его первым проектом стало «Открытие», активы которого к 1 августа составляли 2,4 трлн руб. В случае санации Бинбанка активы фонда могут вырасти до 3,6 трлн руб., что позволит ему занять четвертую строчку в рейтинге крупнейших банков страны.

Вкупе с присоединением ВТБ 24 к Группе ВТБ это означает, что теперь топ-5 будет состоять лишь из банков с полным или частичным государственным участием. В целом же по отрасли на долю госбанков будет приходиться 60% активов, тогда как в 2010 году этот показатель составлял лишь 41% (оценка QBF). Это явно противоречит недавним заявлениям Эльвиры Набиуллиной о намерении не допустить дальнейшего роста государственной доли в банковском секторе – в ходе Московского финансового форума ситуацию с «Открытием» председатель ЦБ называла «частным случаем».

Формально после оздоровления проблемных банков их активы должны быть переданы стратегическим инвесторам – в этом случае регуляторы действительно смогут избежать увеличения доли банков с государственным участием. Однако в ближайшее время эти активы будут находиться под контролем ФКБС. И далеко не факт, что в условиях кризиса их удастся быстро приватизировать. Это дает повод усомниться в том, что ФКБС останется лишь временным игроком отрасли.


Впрочем, такой сценарий во многом был неотвратим. Причина тому – продолжающаяся более 10 лет национализация банковской системы, которую сейчас трудно обратить вспять. Первым ее этапом стал банковский кризис 2004 года, в эпицентре которого оказался Гута-банк, занимавший в то время 22-е место по размеру активов: после объявления о неплатежеспособности он был выкуплен Группой ВТБ. Следующим этапом национализации стал кризис 2008 года, в ходе которого правительство пошло на оказание финансовой помощи Связьбанку, Газпромбанку, банкам «Глобэкс» и «КИТ-финанс», а ЦБ – на предоставление субординированных кредитов ВТБ, Россельхозбанку и Сбербанку. Без помощи не остался и Внешэкономбанк (ВЭБ), воссозданный в 2007 году в качестве одной из государственных корпораций. Наконец, в посткризисные годы Сбербанк приобрел «Тройку Диалог», а Группа ВТБ – «Банк Москвы».

На этом фоне фактическая национализация Бинбанка и «Открытия» не выглядит чем-то из ряда вон выходящим – наоборот, она задана логикой предшествующего развития, причем не только банковской отрасли, но и всей экономики в целом. В период с 2005 по 2015 год доля государства и госкомпаний в российском ВВП выросла с 35 до 70%, следует из последнего доклада Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции.

Уровень конкуренции снижается, например, и в отрасли авиаперевозок (в результате национализации «Трансаэро» доля «Аэрофлота» в пассажиропотоке, согласно данным Росавиации, выросла с 36,7% в 2015 году до 42,3% в 2016-м), и на продовольственным рынке (где после внедрения эмбарго потребители лишились доступа к целому ряду иностранных продуктов), и в электроэнергетике (где вскоре после разделения РАО ЕЭС более половины генерирующих мощностей скупили «Интер РАО», «Газпром энергохолдинг», «РусГидро» и Росатом).

В этой связи предотвратить дальнейшее огосударствление банковской системы вряд ли получится без демонополизации реального сектора. Регуляторам стоит задуматься об этом уже сейчас просто потому, что невозможно создать остров конкурентного рынка посреди океана государственных монополий.
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=363485. Присылайте свои материалы для публикации на сайте. Об использовании информации.