Как Росстат в действительности считает инфляцию » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Как Росстат в действительности считает инфляцию

27 октября 2017 БКС Экспресс
По итогам сентября 2017 года, инфляция в России по данным Росстата, показала минимальное значение за всю историю современной России – 3% г/г. Наколенная инфляция с января по сентябрь 2017 года составила 1,67%. Как рассчитывается данный показатель и можно ли доверять аномальным цифрам статистики?

Данные по росту цен в нашей стране собирает федеральная служба государственной статистики (Росстат) с 1992 года. Инструментом оценки выступает индекс потребительских цен (ИПЦ). Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. Важно, что в выборке участвуют товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
Методология. Процесс наблюдения за ценами включает в себя следующий этапы:

Отбор населенных пунктов, в которых организуется наблюдение

- Всего 271 населенный пункт (н.п.) Т.е. выборка идет по очень широкой географической области;

- 2-4 города на субъект РФ;

- В отобранных н.п. должно быть устойчивое наличие товаров и услуг, входящих в базу расчета индекса. Редкие, периодически возникающие предложения не учитываются;

- Численность населения в отобранных н.п. должна составлять не менее 35% городского населения субъекта.

Отбор базовых организаций торговли и сферы услуг

- Более 58 тысяч, включая средние, малые и крупные предприятия. Влияние монопольного ценообразования сведено к минимуму;

- Как в центре населенного пункта, так и на окраинах;

- Фирменные магазины, салоны, бутики и пр. организации с ценами выше средних, включаются в индекс пропорционально обороту торговли. Но при условии, что товары и услуги рассчитаны на массового потребителя;

- Цены регистрируются также на рынках и ярмарках, в передвижных палатках и киосках;

- Не включаются организации, уровень цен которых многократно превышает средний по выбранной категории. (эксклюзивные салоны, бутики, в основном иностранных производителей).

Отбор товаров/услуг-представителей (Потребительская корзина)

- Под товаром-представителем понимается совокупность марок, моделей и т.п. определенного вида товара, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями)

- В выборку исследуемых цен входит более 500 наименований товаров и услуг;

- Единая для всех субъектов выборка;

- Потребительская корзина пересматривается не чаще, чем раз в год;

- Входят товары и услуги необязательного пользования (например, легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т.д);

- Новые позиции включаются в корзину в тех случаях, когда их доля составляет не менее 0,1% от общих потребительских расходов населения;

- Потребительская корзина условно делится на продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению;

- При отборе товара важна регулярность наличия в продаже;

- Отбор товаров конкретных марок проводится пропорционально объему их продаж с использованием ценовых котировок для каждой марки;

- На каждый товар (услугу)-представитель должно быть зарегистрировано не менее 5 ценовых котировок (как правило, регистрируется 5-10 котировок);

- Исключение составляют отдельные виды услуг на которые в городе действуют единые тарифы (электроэнергия, услуги связи, муниципальный городской транспорт и т.п.).

Регистрация цен и тарифов

- Не используются оптовые цены (мешки муки, сахара и пр.);

- Не рекомендуется учитывать цены для льготных категорий населения, а также товары, реализуемые по краткосрочным распродажам (1-15 дней);

- В случае цены, приведенной в иностранной валюте, пересчет идет либо по курсу ЦБ, либо по курсу реализующей организации;

- Сбор цен производится специалистами территориальных органов государственной статистики;

- Регистрация изменения цен и тарифов осуществляется ежемесячно по полному списку корзины и еженедельно по ограниченному кругу товаров и услуг. Таким образом, еженедельные данные по инфляции не включают ряд товаров и услуг, и является, по сути, предварительными.

Расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги

- На уровне города средние цены на товары (услуги)-представители определяются по формуле средней геометрической простой величины;

- Как по субъекту РФ, так и по России в целом средняя потребительская цена на товар (услугу)-представитель определяется как средняя арифметическая взвешенная. В качестве весов используется информация о численности населения в отдельных городах и субъектах. Таким образом, данные по ценам одного и того же товара/услуги в густонаселенных районах имеют больший вес в индексе.

Формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен

- Потребительская корзина формируется на основании потребительских расходов домашних хозяйств, полученных по итогам выборочного обследования;

- Пересмотр системы весов, осуществляется ежегодно.

Состав индекса потребительских цен

Ниже приведен неполный список групп товаров и услуг при расчете ИПЦ.

Продовольственные товары: мясопродукты, рыбопродукты, масло и жиры, молоко и молочная продукция, сыры, консервы, яйца, сахар, кондитерские изделия, мука, хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные и крупяные изделия, плодоовощная продукция, включая картофель, алкогольные напитки.

Непродовольственные товары: ткани, полотенца, одежда и белье, меха и меховые изделия, трикотажные изделия, чулочно-носочные изделия, обувь кожаная, текстильная и комбинированная, моющие и чистящие средства, парфюмерно-косметические товары, галантерея, табачные изделия, мебель, ковры и ковровые изделия, посуда, часы, электротовары и другие бытовые приборы, печатные издания, бумажно-беловые товары, велосипеды и мотоциклы, телерадиотовары, персональные компьютеры, средства связи, игрушки, строительные материалы, ювелирные изделия, легковые автомобили, нефтепродукты, медицинские товары, медикаменты.

Платные услуги: ремонт, пошив одежды и обуви, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, ремонт и техническое обслуживание бытовой аппаратуры, ремонт жилищ, услуги парикмахерских, услуги пассажирского транспорта, услуги связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги по снабжению электроэнергией, услуги в системе образования, услуги в сфере зарубежного туризма, медицинские услуги, услуги правового характера, услуги банков, посреднические и прочие услуги.

Базовый индекс потребительских цен

Чтобы отфильтровать сезонные колебания, шоки спроса и предложения, связанные с административным, событийным характером, применяют базовый индекс потребительских цен. Он рассчитывается путем исключения определенных групп товаров/услуг из ИПЦ. Например, в нем отсутствует молочная продукция, овощи, фрукты, алкоголь, нефтепродукты, транспорт, услуги связи, услуги ЖКХ.

Динамика индекса потребительских цен

Ниже приведена актуальная информация по ИПЦ для каждого года, начиная с декабря 2009 г. ИПЦ в декабре каждого года приравнивается к 100%.

Как видно из этой диаграммы, прирост ИПЦ в России действительно самый низкий за декабрь 2016г. - сентябрь 2017 г. При этом в летние месяцы наблюдается выраженная дефляция. За период наблюдений снижение цен фиксировалось еще шесть лет. Самое продолжительное снижение цен (3 мес.) наблюдалось в 2011году. Снижения ИПЦ связано с удешевлением плодовоовощной продукции в период сбора урожая.

Как Росстат в действительности считает инфляцию


Ниже представлена инфляционная динамика с года начала регистрации цен в табличном виде. Накопленная инфляция с начала 2017 г. по сентябрь месяц, согласно ИПЦ составляет 1,67%.



Резюме

Методология сбора потребительских цен и подсчета их изменения является довольно сложной, охватывающей большое количество товаров и услуг массового потребления. Выборка населенных пунктов и взвешенный расчет средних цен, исходя из численности населения и объёма потребления товара или услуги, позволяет предположить действительно объективное измерение общего уровня цен в стране.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter