Чем вызвано мощнейшее ралли на рынке никеля? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Чем вызвано мощнейшее ралли на рынке никеля?

2 ноября 2017 БКС Экспресс | ГМК НорНикель Гайворонский Сергей
Что произошло?

Котировки никеля на Лондонской бирже металлов (LME) подскочили более чем на 6% за вчерашний день, обновив 2-х летний максимум. Сегодня рост металла продолжился, цена по ходу торгов росла почти на 5%, достигая отметки $12800 за тонну.

Благодаря данному скачку цен, никель прибавил 28% с начала 2017 года и стал металлом с лучшей динамикой среди 22 других видов сырья, входящих в индекс Bloomberg.

График никеля на LME

Чем вызвано мощнейшее ралли на рынке никеля?


Причиной столь сильного ралли стало одновременное обновление прогнозов по перспективам рынка никеля двумя авторитетными игроками на рынке металлов Glencore и Trafigura Group. Прогноз по динамике спроса был резко пересмотрен в сторону повышения, что гипотетически грозит дефицитом рынку из-за недофинансирования мощностей в последние годы.

Чем вызван пересмотр прогнозов?

Главная причина позитивного взгляда аналитиков на никель – бурный рост рынка электромобилей. Производители разрабатывают новые более мощные аккумуляторы, способные увеличить дистанцию, которую электрокар проедет без подзарядки.

Добавление никеля в литий-ионные батареи позволяет держать заряд на более длинной дистанции и увеличивает емкость батареи. Длина маршрута, который электромобиль может пройти без подзарядки является одним из факторов, по которому электрокары уступают бензиновым аналогам.

Самых впечатляющих результатов на пути увеличения емкости аккумулятора на текущий момент добилась Тесла. Она впервые использовала никель при конструировании батареи для своей флагманской модели "Model X". Результат оказался успешным.

Теперь новую технологию берет на вооружение Дженерал Моторс для своей бюджетной модели Chevy Bolt. Аналитики считают, что в ближайшие годы конкуренция заставит большинство производителей батарей для электрокаров использовать никель.

Два других необходимых для производства батарей ингредиента: кобальт и литий, выросли в два раза с начала прошлого года, никель не отличался столь впечатляющей динамикой. Главная причина в значительной величине запасов, рисках навеса предложения в случае возвращения на рынок Индонезии и Филиппин, а также в сравнительной новизне технологии производства батарей для которых необходим никель.

Главный экономист Trafigura Group Саад Рахим считает, что спрос на никель к 2030 году составит 3 млн тонн, что соответствует росту показателя на 50%. Одновременно прогноз по спросу на металл повысил другой гигант отрасли – Glencore. По мнению аналитиков компании спрос в 2030 году достигнет 3,2 млн тонн, что означает рост более чем в 1,5 раза.

Важный момент заключается в возможности пересмотра прогнозов вверх. Увеличение запаса хода и мощности электромобилей может потребовать более значительного добавления никеля в сплав. Немецкий концерн Porsche ожидает роста соотношения никеля к кобальту и марганцу в 8 раз в аккумуляторах по мере развития рынка электромобилей. Это сместит спрос в сторону данного металла.

Кто останется в выигрыше?

На текущий момент рынок никеля пребывает в состоянии незначительного дефицита. По оценкам Норильского никеля в 2017 году спрос превысит предложение на 45 тыс. тонн. Совокупный объем рынка данного металла около 2 млн тонн. Крупнейший производитель – компания Vale, вслед за ней идет ГМК Норникель.



Ключевым моментом является то, что воспользоваться ростом спроса со стороны быстрорастущего рынка электрокаров смогут далеко не все производители. Для улучшения свойств аккумуляторов подходит только так называемый «чистый никель».

Согласно оценкам Норникеля, которые были представлены в презентации компании по итогам первого полугодия, на качественный, или «чистый никель» приходится только 1180 тыс. тонн из совокупного предложения металла. Еще около 897 тыс. тонн – это «грязный никель», к которому относят ферроникель и различные другие сплавы. В отличие от «чистого никеля», данное сырье нельзя применять для изготовления батарей, поясняют аналитики UBS.

В данных условиях главными бенефициарами роста рынка электромобилей становятся только производители «чистого никеля». Из гигантов рынка к ним относятся: ГМК Норникель, Vale, Sumitomo Corp., среди более мелких производителей можно выделить Western Areas и Австралийскую Независимую Компанию (АНК).

В команду проигравших можно записать Cerro Matoso из Колумбии, Anglo American’s mines в Бразилии, подразделения Glencore в новой Каледонии. Также по данным Норникеля, представленным в годовом отчете за 2016 год, крупнейшими производителями грязного никеля являются компании из Китая и Индонезии.

Производители «чистого никеля» отреагировали на новые тренды в отрасли «еще вчера». Норникель в июне анонсировал подписание контракта с немецким производителем батарей для электрокаров BASF, по которому будет эксклюзивно поставлять сырье по рыночным ценам.

Компания BHP Billiton, на долю которой приходится около 3% мирового производства, объявила о модернизации своего Западного дивизиона. Появление нового рынка для «чистого никеля» стало поворотным моментом для дочерней компании, которую BHP собирался полностью ликвидировать к 2019 году.

Теперь с 2019 года планируется начать поставки сырья для производства аккумуляторов. Глава подразделения Эдвард Хейгл ждет, что в ближайшие 6 лет спрос со стороны производителей батарей для электрокаров покроет до 90% всего выпуска компании, который достигнет 100 тыс. тонн.

Издание Financial Times сообщает о переговорах компании Vale с китайским производителем аккумуляторов GEM с целью развития своего убыточного подразделения в Новой Каледонии на партнерских началах. В результате почти закрытый завод может получить последний шанс в случае успеха переговоров.

Более мелкие производители не отстают от «старших товарищей». АНК и Western Areas основали завод по переработке металла в порошковый сульфат никеля, использующийся в аккумуляторах высокой мощности. Данное сырье имеет стабильную премию к котировкам LME, которая будет увеличиваться.

Какие существуют риски?

Главными риском для роста цен на никель продолжает оставаться огромный объем запасов данного металла. С 2012 года он увеличился в 4 раза по информации издания Bloomberg. Рост предложения со стороны гигантов в надежде на революцию рынка может только усугубить ситуацию.

Добавляет негатива постоянный риск навеса предложения в случае возвращения на рынок Индонезии и Филиппин. Индонезия уже допустила крупнейшего производителя страны до экспорта никелевой руды. Филиппины задумываются о снятии запрета на открытую добычу, увеличивая беспокойство, что мировое предложение достигнет колоссальных размеров.

Согласно данным Reuters, Bloomberg и оценкам Норильского Никеля большинство руды, добываемой в Индонезии – это «грязный никель», не пригодный для добавления в аккумуляторы. Тоже касается многих других производителей и части запасов.

Однако проблема в том, что электрокары на данный момент – нишевая индустрия. Время которое потребуется на то, чтобы значительная доля выпускаемых авто стала электрическими, остается неопределенным. А главным драйвером для роста спроса на металл, по расчетам Норникеля, остается выплавка нержавеющей стали.


Из презентации Норникеля за 1-ое полугодие 2017 г.

На диаграмме, взятой из презентации Норникеля за первое полугодие 2017 года, продемонстрированы основные драйверы роста спроса на металл в текущем году. Около 74 тыс. тонн роста мирового спроса будет обеспечено потребностями Америки, Индонезии, Китая и другими странами Азии в никеле для выплавки «нержавейки». И только 17 тыс. тонн приходится на рост спроса на батареи.

«Грязный никель», который составляет практически половину всего мирового производства, отлично подходит для выплавки нержавеющей стали и дешевле чистого в производстве. Риски увеличения производства данного сырья со стороны Индонезии, как мы писали выше, достаточно велики. Данные риски в своей презентации отражает и ГМК Норникель.


Из презентации Норникеля за 1-ое полугодие 2017 г.

Сокращение производства никеля в Китае и Индонезии, наблюдавшееся с 2013 года, может подойти к концу. Возможный рост предложения со стороны этих стран в ближайшие годы может нивелировать весь дефицит, который начал образовываться на рынке и по прогнозам Норникеля должен вырасти до 75 тыс. тонн в 2018 году. Причем данные фундаментальные риски на горизонте 3-5 лет кажутся более осязаемыми, чем возможные выгоды от рынка батарей на том же временном горизонте.

Все это не грозит перспективам будущего спроса на «чистый металл» со стороны производителей аккумуляторов. Извлеченные запасы чистого никеля близки к истощению в отличие от запасов ферроникеля, которые и составляют основу навеса. В случае если число электрокаров будет расти темпом, заложенным в сегодняшние прогнозы, производители «чистого никеля», в конечном счете, останутся в серьезном выигрыше, и Норникель в их числе.

Хроническое недофинансирование производства «чистого никеля», против более дешевого ферроникеля, только подстегнет рост цен на данный металл в долгосрочном периоде. Это хорошо видно на примере сульфида никеля, который, как ожидается, будет покупаться производителями батарей с премией к цене металла.


Из презентации Норникеля за 1-ое полугодие 2017 г.

Однако активизация производства может породить профицит металла на среднесрочном горизонте и спровоцировать новый обвал цен, пока производители аккумуляторов еще не начали "забирать" с рынка огромное количество металла, которое аналитики прогнозируют в 2030 году.

Такую угрозу отмечает и руководитель департамента по анализу рынков компании ГМК Норникель Антон Берлин. Он рассказал изданию Bloomberg, что возможно рынок поднялся слишком быстро. В этом году спрос на «чистый никель» со стороны производителей батарей составит около 65 тыс. тонн по его оценкам, в сравнении с совокупным спросом в 2 млн тонн. Потребуется несколько лет, чтобы производители электрокаров стали значимым потребителем на рынке данного металла.

Про растущий спрос со стороны электрокаров рынок знает давно. Это подтверждается активностью производителей, которые спешно заходят на новый рынок. Однако ралли случилось только вчера. Кардинально ничего не изменилось. Две крупные компании выпустили оптимистичные отчеты по рынку, в которых говорится о перспективах роста спроса. Когда предыдущие несколько лет говорилось только об огромных запасах и грядущих банкротствах.

Эмоциональную реакцию участников рынка можно понять, как и ожидание долгосрочного улучшения ситуации. Однако пройдет несколько дней, все вспомнят об Индонезии и запасах, и ралли не продлится долго.

Что ждать от Норникеля?

Акции Норникеля сегодня закрылись на максимальных значениях с декабря 2016 года. Котировки компании выросли на 40% менее чем за пять месяцев благодаря росту цен на металлы. Ралли декабря минувшего года стало результатом взрывного роста цен на никель после достижения металлом дна летом 2015 года.

Рублевая стоимость тонны никеля



В 4-ом квартале 2016 года на пике роста никель в рублях был на таких же значениях, как и сегодня. Отчасти благодаря более слабому курсу российской валюты. Стоимость акций также была идентична сегодняшней. Однако стоит отметить, что медь и палладий в тот момент были гораздо ниже текущих значений. В этом смысле у Норникеля есть преимущество.

График Норникеля, дневной таймфрейм



Никель больше не главный металл в производственной корзине компании, по итогам первого полугодия он уступил сразу меди и палладию. Случилось это не только из-за роста цен на два эти металла, но и по причине сокращения производства никеля.

В ближайший год никель может вернуть позиции, благодаря росту производства на модернизированной Талнахской фабрике. Тенденция начала проявляться уже в производственном отчете за 3-ий квартал.

Долгосрочные перспективы у акций компании позитивные, одна из причин, конечно, новый рынок "чистого никеля". Однако сегодня акции выглядят перегретыми. А угроза резкого окончания спекулятивного ралли в никеле может отправить котировки в коррекцию.

Поэтому текущие уровни выглядят неплохо для того чтобы зафиксировать прибыль для краткосрочных и некоторых среднесрочных инвесторов, как указано в нашей торговой рекомендации. Потенциал краткосрочного роста ограничен, риски снижения на территории выше 11000 начинают преобладать. А до рублевой цены никеля, когда акции компании установили исторический максимум, как видно из графика, еще далеко.

В обзоре использованы материалы Reuters, Bloomberg и информация с сайта Норильского Никеля

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter