Поможет ли налоговая реформа экономике США?

Если "сделать Америку снова великой" - цель, то нет ничего лучше, чем вернуть экономический рост конца 1990-х гг. Команда президента Дональда Трампа утверждает, что республиканский налоговый план, рассматриваемый сейчас в конгрессе, сделает именно это. В Белом доме заявляют, что законопроект сдвинет темпы роста до 4% и выше.

Подобные высоты нельзя назвать нереальными. Однако, если Америке удастся их добиться, налоговая реформа не будет иметь к этому никакого отношения. И дело не в специфике конкретного плана. Скорее это отражает недооценку реальности: налоговая реформа может сделать много хорошего, но она не способна привести к высокому долгосрочному росту.

Большинство оценок налоговых предложений республиканцев (как и анализ большинства других налоговых планов) указывают, что их воздействие на темпы роста будет минимальным. Согласно прогнозу неправительственной общественной организации Penn Wharton Budget Model в случае принятия закона он поднимет ВВП всего на 0,4-0,9% к 2027 г.

Глупости, заявляют в ответ сторонники школы "экономики предложения". Экономический рост можно эффективно стимулировать за счет снижения барьеров для производства (предложения) товаров и услуг, то есть за счет снижения налогов и снятия запретов, создаваемых государственным регулированием.

Более низкие налоговые ставки на трудовые доходы должны повысить предложение рабочей силы, более низкие налоги на доходы от капитала должны (благодаря увеличению сбережений и инвестиций) способствовать развитию инноваций, которые в конечном итоге повысят производительность.

Однако реальная экономика не так прямолинейна. Сокращение налогов, которые повышают доходы от работы по найму, увеличивают стоимость нерабочего времени; этот "эффект замещения" (substitution effect) предполагает, что люди должны работать больше, когда налоговые ставки снижаются. Но существует компенсирующий "эффект дохода" (income effect): по мере роста заработка спрос на большинство благ, включая отдых, также растет, отмечает британский журнал The Economist.

Хотя теория гласит, что снижение предельных налоговых ставок должно поддерживать "эффект замещения", в реальной жизни не все так четко. Суммируя литературу по этой теме, неправительственная исследовательская организация Congressional Research Service заключила, что на практике налоговые изменения не сильно влияют на участие рабочих и на рабочие часы.

В то же время декларируемый доход от трудовой деятельности увеличивается после сокращения подоходного налога, главным образом из-за уменьшения уклонений от налогообложения. Но получаемый доход недостаточно большой, чтобы заметно влиять на долгосрочный экономический рост.

Нет убедительных доказательств и о воздействии снижения налогов на доход от капитала. На практике эффект налоговых изменений на темпы сбережений минимален или вообще отсутствует. Нормы сбережений в Америке упали за последние 40 лет, несмотря на снижение фактической ставки налога на доход с капитала.

Внутренние сбережения - далеко не единственный источник инвестируемых средств; республиканцы утверждают, что их план поможет привлечь поток денег из-за рубежа. Но подобный поток, как правило, движется медленно и неравномерно.

В то же время в остальном изменения в налогообложении могут кардинально изменить ситуацию. Они могут сильно повлиять на рост в краткосрочной перспективе, особенно после рецессии, когда еще много резервных мощностей, которые будут загружаться с увеличением спроса.

Поможет ли налоговая реформа экономике США?


Но сегодня это неактуально. Америка имеет меньше резервных мощностей, чем в самом начале восстановления, к тому же ФРС, опасаясь инфляции, может ликвидировать стимулирующий эффект низких налогов более высокой процентной ставкой.

Скорее всего, наибольшее воздействие налоговая реформа окажет на бюджет. Следует заметить, что республиканцы крайне негативно относились к государственным заимствованиям сразу после рецессии, когда резко возросший дефицит помог урегулировать много острых проблем. Сегодня лидеры Республиканской партии заявляют, что их законопроект увеличит госдолг на $1,5 трлн, или около 8% от нынешнего ВВП, в ближайшие десять лет.

Но самыми грандиозными будут распределительные последствия. Согласно анализу Tax Policy Centre внесенный в палату представителей законопроект позволит снизить налоговую нагрузку для 0,1% самых богатых американцев в среднем на $278 тыс. к 2027 г. В то же время сокращение для 20% самых низкооплачиваемых граждан составит всего $10.

Республиканский налоговый план позволит устранить неэффективность в налоговом кодексе, что должно помочь американской экономике работать немного лучше. Однако в этой реформе, как и любой другой, распределительные и бюджетные последствия не второстепенные элементы в борьбе за ускорение роста. Они основные пункты реформы.

Источник http://www.vestifinance.ru/
При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=370147 обязательна
Условия использования материалов