Психология инвестора » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Психология инвестора

11 декабря 2017
Мини-сериал от Урбана Кармела (fat-pitch.blogspot.ru) о некоторых нюансах психологии

Психология инвестора, часть 1: влияние времени, шкалы и инфляции на восприятие графика

Резюме: то, как данные представлены, оказывает сильное влияние на инвестора. Поведенческие экономисты называют это свойство психики обрамлением (framing): вещи таковы, какими человек их видит. Ниже в подтверждение гипотезы я приведу небольшой трюк с графиками.

За последние 85 лет индекс SnP 500 вырос на 35 600%. Рост выглядит параболическим. Потому кажется весьма неустойчивым. (данные предоставлены Робертом Шиллером)

Психология инвестора


Есть два рациональных объяснения такому резкому ускорению цен.

Во-первых, график взят за довольно длительный срок. За прошедшее время средняя годовая доходность была всего 7,2% годовых. Логарифмическая шкала позволяет учесть этот факт и выдвинуть вперед среднегодовой рост, а не общее приращение.



Во-вторых, инфляция также оказывает влияние. За прошедшие 85 лет 1 долл. США вырос в номинале на 2 100%, что соответствует примерно 3,7% годовых. Таким образом, реальное приращение будет всего 3,5%.



То, как представлены данные, дает повод подумать, что рост цен параболичен и неустойчив. Это опровергают два доказательства, представленные в виде графиков.

Если целью манипулятора будет показать, насколько взлетели цены, он будет использовать номинальную шкалу и длинный период, оставляя читателю на свое усмотрение преобразовывать график в истинную форму.

Психология инвестора, часть 2: отслеживание фондового рынка плохо влияет на ваши результаты

Резюме: ирония инвестирования в акции в том, что даже если вы ничего не знаете об акциях и не следите за финансовыми новостями, вы, вероятно, заработаете больше тех, кто пытается быть немного умнее и читает новостную и комментаторскую ленту более опытных сотоварищей.

Человеческий ум имеет свойство оценивать риск по ярким запоминающимся событиям. Крах 1987 года, технологический пузырь, финансовый кризис, авария 2010 года - это все памятные события. Ум автоматически предпочитает ярким событиям вешать ярлык "наиболее вероятный". Он игнорирует вероятность средней долговременной доходности, которая лучше оценивает ваши шансы на заработок. Факт, что фондовый рынок растет в 76% времени всего срока наблюдения, что он дает в среднем 7,5% в год и что ежегодные падения более 20% встречаются менее чем в 5% случаев, игнорируются при принятии решений. Ум интерпретирует каждую 10%-ную коррекцию как начало чего-то гораздо худшего, даже если падение на 10% является типичным ежегодным событием на бычьих рынках.

Медвежье мнение быстрее разлетается по интернету, чем бычье. Помните, что при отсутствии текущей действительно важной информации, цифра ожидаемой средней годовой доходности - ваш главный путеводитель. Попытка предсказания масштабного, но довольно редкого события, с высокой вероятностью не даст вам заработать. Принятие этого факта для большинства инвесторов, пожалуй, является наилучшим инвестиционным решением.

За последние 12 месяцев S&P 500 вырос на 22%. За эти 3 года после окончания QE3 общий доход составляет 37%. За последние 5 лет доходность превышает 100%. Тем не менее, на протяжении всего этого периода инвесторы регулярно видели комментарии опытных менеджеров о том, что фондовый рынок, скорее всего, сейчас начнет падать.



Влияние новостного фона таково, что следование ему весьма отражается на доходе среднего инвестора, который составляет менее 1/3 того, что он заработал бы, если бы они ничего не знал и слепо инвестировал в фондовый рынок. Это подтверждают диаграмма от Джей Пи Морган.



Нынешние статистические данные также не являются результатом недавнего текущего бычьего рынка. С 1950 года самый низкий пятилетний доход S&P 500 был всего -3%, а самый высокий составлял +28%. Текущий риск явно возрос.



С 1980 года S&P 500 был в плюсе в 76% случаев и в течение 84% времени давал доходность выше -3%.



За последние 193 года американские акции приносили годовой убыток более чем на 20% всего 9 раз. Вероятность таких событий всего 4,7%.



Вопросы о крахах вновь всплыли на прошлой неделе, когда S&P 500 "отметил" 30-ю годовщину падения рынка 1987 года. Те, кто работал в то время, могут подтвердить, как кризис повлиял на доверие инвесторов. За один день S&P 500 упал на 21%. За 10 дней индекс упал на 32%, что хуже, чем даже самый темный период 2008 года, самый крупный финансовый кризис за четыре последних поколения.



Но различные ученые мужи предупреждают о повторении аварии 1987 года каждый год. Это потрясающе! 1987 год, очевидно, является настоящим исключением всего периода наблюдений: худший день в 1929 или 2008 году был вдвое меньше, чем в 1987 году. Вероятность повторения этого события близка к нулю.



Если вы думаете: «но рынок все равно может упасть на 10%», - вы будете правы:
С 1980 года S&P 500 падал в среднем на 14% в течение года.
Даже если вы откинете худшие 5 лет (1987, 2001, 2002, 2008 и 2009 гг.), средний внутригодовой спад по-прежнему составляет 10,8% во время бычьего рынка.
Таким образом, возможно не только падение на 10%, но и присутствует высокая тому вероятность. При этом, за последние 193 года после таких резких снижений акции отскакивали обратно, чтобы закрыть год в плюсе, в 87% случаев. Попытка избежать внутригодового падения на 10% - это та причина, почему средний инвестор получает доход, который едва превышает годовой темп инфляции.

Плохая новость заключается в том, что это не какие-то отвлеченные инвесторы плохо оценивают риск. Это основная человеческая черта. Эволюция отдает предпочтение тем, кто избегает риска и дает следующее поколение; так с течением времени устраняются основные устойчивые смертельные факторы. Но это также означает, что даже риски объективно доброкачественные ошибочно считаются значимыми и зловредными. Нобелевский лауреат психолог Даниэль Канеман описывает серьезную переоценку риска смерти от терроризма даже в Израиле во время войны, когда шанс был всего лишь один на 200 миллионов:

"Мы сильно переоцениваем вероятность редких событий. Чем ярче событие, тем заметнее оно оставляет след в нашей голове, и, что более вероятно, мы думаем, что оно скоро повторится. Выражаясь иначе, мы путаем влияние события с вероятностью его появления."





Спустя 30 лет после краха 1987 года многие инвесторы по-прежнему считают его повторение довольно вероятным. Событие было настолько ярким, что большинство участников помнят, что с ними происходило в тот день. Отрицательные события доминируют над нашей памятью, а положительные - нет. Мало кто вспоминает о 1989 годе, когда рынок вырос на 30%. Когда инвесторы думают о 1987 годе, многие ли помнят, что он закрылся с приростом в 2%?

Итак, что же делать объективному инвестору?

Весной 2016 года инвесторам было рекомендовано продавать акции по ряду различных причин. Все угрозы описывались с большой помпой, но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что они являются доброкачественными. С тех пор SPY рос 18 из 19 месяцев и дал доход 30%.



Каждую неделю возникают новые проблемы. Актуальной проблемой сейчас является низкая волатильность, сопоставимая только с 1964 и 1995 годами. Это аномалия и, следовательно, она несет зловещее предзнаменование. Но S&P 500 впоследствии вырос на 8% в 1965 году и на 20% в 1996 году. Ни в одном случае не была низкая волатильность медвежьей. Фактически, волатильность имеет тенденцию подниматься в рыночный пик, который еще в настоящем еще не сформирован.



Если вас беспокоит повторение 1987 года, помните об одном: S&P 500 дал доход 8% в период с марта по май 1987 года, достиг максимума в августе, снова упал на 8% в сентябре, а затем поднялся на 6% в начале октября. Прошло еще 2 недели до начала крушения. Короче говоря, тенденция ослабела задолго до того, как она изменилась. И за это время индекс волатильности удвоился с 16% до 32%. Аналогичная модель была замечена около крупных вершин в 2000 и 2007 годах, а также около небольших вершин в 2011 и 2015 годах. В настоящее время ни одна из этих характеристик не наблюдается.



Текущий бычий рынок развивается 8-ой год подряд. Скорее всего, он ближе к концу, чем к началу. И будущие прибыли заметно ниже, так как оценки весьма высоки. Этот пост не пропагандирует инфантилизм. Попытка предсказать известные, но очень редкие события с высокой вероятностью является постоянным препятствием для получения лучшей инвестиционной отдачи. Признание этого неотъемлемого недостатка в принятии решений, пожалуй, является самым большим потенциальным параметром улучшения дохода для большинства инвесторов.
Помните, что при отсутствии серьезных данных оценка средней доходности - ваш лучший путеводитель. 10%-ое падение рынка является типичным внутригодовым событием, но фондовый рынок заканчивает год в плюсе в 87% случаев.

Психология инвестора, часть 3: стремление к риску и избегание его в неправильное время

Резюме: слишком часто инвесторы рано продают победителей и держатся за проигравших. Иными словами, столкнувшись в прибылью, инвесторы избегают риска, а столкнувшись с потерей, стремятся к риску. Это полная противоположность рационального поведения и еще один парадокс, из-за которого инвесторы плохо зарабатывают.

Почему так происходит?

Вчера вы узнали, что редким, но ярким событиям приписывают высокую вероятность. Медвежий рынок и резкие аварии являются необычным феноменом, но занимают видное место при принятии решений. В результате средний инвестор получает среднегодовой доход, чуть превышающий инфляцию. Хуже того, активные инвесторы склонны рисковать в большей степени, когда им этого делать не следует.

Представьте следующий выбор:
- гарантированно получить 1 млн. долл.;
- 50/50 шанс получить убыток 2 млн. долл или ничего не потерять.

Ожидаемый выигрыш одинаков для обоих вариантов ответа, но большинство людей предпочитают первый. Очень часто участники выбирают гарантию получения небольшого выигрыша, чем вероятность получить больше с отсутствующим риском.

Теперь представьте следующий выбор:
- гарантированный убыток 1 млн. долл.;
- 50/50 шанс потерять 2 млн. долл. или ничего не потерять.

Ожидаемый проигрыш снова одинаковый для обоих вариантов. Но на это раз большинство людей избегает гарантированной потери и предпочитает азартную игру с шансом проиграть намного больше. Сталкиваясь с потерями, многие предпочитают риск.

Эти два сценария очень похожи на биржевой торговый день. Повышение цены купленной акции часто вызывает желание продать и зафиксировать прибыль. Это избегание риска. Как говорится на Уолл-стрит: никто и никогда еще не разорился, закрываясь с прибылью. Но если цена падает, инвестор, сталкиваясь с непредвиденной потерей, предпочитает рисковать и удерживать позицию, решая, что закроется, когда цена вернется к безубыточности. Столкнувшись с вероятными потерями, многие начинают рисковать еще больше. Это полная противоположность рациональному максимизирующему прибыли и режущему потери инвестору.

Почему инвесторы так поступают? Люди еще недавно были животными, и инстинкты в них живы. Стремление к моментальному удовольствию требует быстрого получения прибыли и откладывания на потом разочарования от провала. Более того, провалившись, человек испытвает чувство сожаления и подсознательно этого не хочет, поскольку такое чувство конфликтует с его мечтами о заработке на бирже.

Майкл Льюис написал в своем "Отступлении от проекта": "Люди не стремятся избежать других эмоций с такой же силой, как избегают сожаления". Эмоции настолько сильны, что при изучении поведения олимпийских призеров оказалос, что серебряные медалисты несчастнее бронзовых из-за эффекта упущенной возможности. Слишком рано продавая подорожавшие акции, инвесторы платят "премию за сожаление", чтобы избежать этого чувства, если вдруг цена развернется.

Как же избежать этих ошибок?

Льюис описывает, как врачи формализуют критерии поведения, которые они используют во время постановки диагнозов. На практике они в голове специально отклоняются от основных критериев и пытаются проиграть в уме ошибочные решения и спроецировать их результат, а затем сравнивают их с основной гипотезой, если она лучше, то должна быть правильной.

Инвесторы таким же образом могут удалить эмоции из решений. Одна из эффективных стратегий заключается в том, чтобы четко определить условия выхода в момент заключения сделки. Если цена растет, повышать уровень стоп-лосса, если падает, фиксировать убыток. При этом раскладе риск четко определен и эмоции отсутствуют.

Строгие правила в инвестициях просты в концепциях, но сложны на практике. Тем не менее, плохие инвестиционные решения очень часто возникают из-за того, что над нами довлеют эмоции. Уберите эмоции и станьте прибыльными.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter