Сергей Егишянц, Нефтяные войны » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Сергей Егишянц, Нефтяные войны

Политическая часть минувшей недели вновь оказалась отнюдь не пустой. Сначала пресс-секретарь ФБР США Ричард Колко в интервью ABC News заявил, что есть некоторые признаки готовности Аль-Каиды в ближайшее время выпустить предупреждение о желании атаковать Запад (причём мирных жителей) с помощью биологического, химического и даже ядерного оружия – пришлось уже ЦРУ опровергать коллег, не без ехидства констатируя отсутствие каких бы то ни было признаков обладания «джихадистами» любым оружием массового поражения
31 мая 2008 ITI Capital | Архив

Добрый день. Политическая часть минувшей недели вновь оказалась отнюдь не пустой. Сначала пресс-секретарь ФБР США Ричард Колко в интервью ABC News заявил, что есть некоторые признаки готовности Аль-Каиды в ближайшее время выпустить предупреждение о желании атаковать Запад (причём мирных жителей) с помощью биологического, химического и даже ядерного оружия – пришлось уже ЦРУ опровергать коллег, не без ехидства констатируя отсутствие каких бы то ни было признаков обладания «джихадистами» любым оружием массового поражения. Затем (в четверг) прошли слухи об убийстве «любимого руководителя» КНДР Ким Чен Ира – однако министр воссоединения Южной Кореи (тоже Ким, кстати) опроверг эти слухи. Наконец, публика с нетерпением ждёт ирландского референдума по Лиссабонскому соглашению: две недели назад соотношение сторонников и противников договора равнялось 38% на 28%, неделю назад оно сократилось до 41% на 33%; похоже, подобный процесс будет продолжаться вплоть до дня голосования 12 июня – в этом случае исход референдума становится непредсказуемым к вящему раздражению евро-чиновников.


Борьба с нетрудовыми доходами по-американски


Вся прошлая неделя была заполнена войной сильных мира сего против дорогой нефти – причём шла она с весьма переменным успехом. Ещё в понедельник в интервью Daily Telegraph Джордж Сорос завил, что высокие цены на нефть суть следствие спекуляции; глава центробанка Израиля Стэнли Фишер (знакомый России по своей работе в МВФ во времена тутошнего кризиса) согласился с этим мнением и выразил уверенность в скором подешевении нефти. Рынок, однако, был не согласен – и нефть вернулась выше 133 долларов за баррель, грозя пойти на штурм недавней вершины 135. Однако тут в дело включился российский премьер Путин (симптоматично, что почти все агентства назвали его президентом), пообещавший снизить налоги на нефтяников, что-де позволит тем нарастить добычу – спекулянты не выдержали и стали спешно закрывать длинные позиции, обвалив цены до 126. Вскоре, однако, паника прошла – и всем стало понятно, что это было чистое разводилово: от снижения налогов до роста добычи срок, мягко говоря, немаленький даже при самом лучшем развитии событий – пока же добыча уверенно снижается (4 месяца подряд отмечается минусовая годовая динамика среднесуточного производства) и никаких оснований ждать перелома в обозримом будущем нет. Соответственно, цены снова бодро поскакали наверх – а уж когда увидели неожиданно резкое снижение запасов бензина в Америке, забрались снова выше 133, явно намереваясь на этом не останавливаться: тут уже пришлось включать в работу тяжёлую артиллерию.


Сначала Министерство энергетики США объяснило падение запасов частыми туманами в тех портах, куда доставляются импортные нефтепродукты – это при том, что означенное Министерство почти никогда никаких сопроводительных текстов к своим данным не даёт. Это помогло не сильно – но дальше шутки закончились: ОПЕК заявил, что нефть дорожает «слишком быстро и слишком сильно», а Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) призналась, что уже полгода ведёт расследование неких «манипуляций ценами» на рынке нефти – причём она открыто заявила, что пошла на раскрытие своих действий именно сейчас исключительно из-за «нынешних беспрецедентных событий на рынке». Тяжёлая рука штатовских властей известна всем, поэтому рынок рухнул уже по-настоящему, сразу улетев на 7-8 долларов за баррель вниз – по всей видимости, в полгода, оставшиеся до выборов, американские власти будут использовать именно эту дубину, чтобы сбить цены хотя бы немного и показать приемлемые числа инфляции, а заодно потрафить возбуждённым конгрессменам, жаждущим крови врагов США. Впрочем, врагов нынче много развелось – бензин в рознице всё также продолжает дорожать – в среднем по стране он дошёл до 25 рублей за литр, а солярка даже до 30: первое подрывает потребительские расходы, а второе подстёгивает инфляцию – ибо грузовики, развозящие товары для домохозяйств, заправляются быстро дорожающим дизельным топливом. Пора искать мироедов и тут – интересно, не сохранился ли в анналах Горбачёв-фонда текст приснопамятного закона по борьбе с нетрудовыми доходами? Может пригодиться, однако!


На валютном рынке доллар снова решил подрасти – особенно против евро и йены: похоже, а разгаре ожидаемые вторые половинки коррекционных движений – после которых доллару, видимо, придётся упасть ещё. Президент ЕЦБ Трише, готовясь к десятилетию создания центробанка, разразился пафосной речью, где уподобил евро некой «нерушимой скале» в бушующем море текущего кризиса – однако, как показали некоторые оценки, на практике часть долгосрочных инвесторов начала постепенно выходить из единой европейской валюты, не ожидая больше заметного её роста: по всей видимости, это процесс будет потихоньку развиваться в течение ближайшей пары-тройки лет. Штатовское Казначейство дало понять, что не против ревальвации валют стран-экспортёров нефти по отношению к доллару – хедж-фонды тут же начали играть на повышение арабских валют и рубля, однако тут их постигло разочарование: арабы выжидают, а Банк России и вовсе ошарашил публику прожектом по расширению валютного коридора – некоторые тут же вспомнили риторику 1998 года и весьма возбудились, но в результате выяснилось, что ничего существенного на сей раз не намечается.


Рынок процентных ставок продолжало лихорадить. Wall Street Journal обнаружил, что многие ведущие банки, среди которых Citigroup, J.P.Morgan Chase, UBS, WestLB и HBOS, дают для расчёта ставки LIBOR заниженные данные по средней ставке привлекаемых ими кредитов – пытаясь обмануть рынки и создать впечатление полного благополучия у себя: следствием этого материала стал весьма активный рост ставок, особенно по 3-месячным долларовым кредитам. Daily Telegraph решила не отставать от коллег, сообщив о росте в последние две недели спрэдов у свопов кредитного дефолта по облигациям Lehman Brothers, Merrill Lynch и других крупнейших инвестбанков – так что эти спрэды снова приближаются к зимним пиковым уровням. Пока что широкая публика не особо возбудилась – но многие эксперты недовольно ворчат: такая прорва сильных мира сего вполне уверенно вещала о прохождении большей части финансового кризиса – ан нет, снова мрачные признаки возвращаются.


Тихоокеанские рынки лихорадило. Апрельский дефицит торгового баланса Новой Зеландии оказался более чем вдвое выше ожиданий аналитиков, а инфляция выросла сильнее прогнозов. В то же время деловые настроения в мае немного отскочили от апрельских глубин, а число разрешений на строительство в апреле взлетело на весьма впечатляющие 82.1% против мартовского уровня. В Австралии скорость годового роста индекса опережающих индикаторов снизилась в марте до минимального уровня с марта 2004 года – любопытно, что максимум тут был достигнут всего лишь за 4 месяца до этого. Число вакансий для квалифицированных работников упало в апреле, кредитная активность частного сектора в середине весны также разочаровала; но особенно мрачно выглядела статистика инвестиций в основной капитал в первом квартале – капиталовложения снизились на 2.5%, тогда как рынок ожидал роста на 3.0%.


Япония обнародовала кучу разных данных – и все как на подбор вышли очень плохие. Индекс потребительских цен за вычетом свежего продовольствия в апреле прибавил 0.9% по отношению к тому же месяцу прошлого года – а поскольку в марте годовой рост составлял 1.2%, для успокоения публики, опасающейся возврата к дефляции, министру экономики Ота пришлось выступить с оптимистичными заявлениями. Уровень безработицы в апреле подрос до 4.0%, тогда как экономисты ожидали увеличения только до 3.9%; соотношение вакансий и соискателей упало до 0.93. Розничные продажи за последний год выросли лишь на 0.1% - ещё в марте прибавка была в 10 раз больше. Заказы строительного сектора показывали годовое снижение на 8.4%, а объёмы нового строительства – на 8.7%. Индекс деловой активности в производственном секторе упал в мае до 6-летнего минимума 47.7 пункта. Наконец, расходы домохозяйств в апреле снизились на 0.7% к марту и на 2.7% к апрелю прошлого года (втрое хуже прогнозов) – и даже номинальные (без учёта инфляции) затраты пребывают в уверенном минусе (на 1.7%).


Источник: Статистическое бюро Японии

Из европейских новостей вне ЕС привлекли внимание слабые шведские данные: ВВП в первом квартале вырос вдвое слабее прогнозов, а апрельские розничные продажи снизились на 1.7% к марту – худшая динамика за 10 лет. Во Франции в мае, по данным INSEE, индикатор деловых настроений упал до 2.5-летнего минимума, причём особенно мрачно обстоят дела в компоненте новых заказов. Там же тогда же снизился и показатель настроений потребителей – причём он показал минимальное значение за всю 21-летнюю историю наблюдений. Не настолько драматично, но тоже упал подобный показатель и в Германии. Бурный рост ВВП Германии в первом квартале не особо впечатлил, ибо в основном был вызван очень тёплой зимой, породившей активность в строительстве, более уместную скорее летом – зато теперь подобный всплеск создаёт «эффект базы», способный подорвать показатель во втором квартале. А намёков на это уже немало: в апреле розничные продажи упали второй месяц подряд, так что годовая динамика так и застряла в минусовой зоне – инфляция съела доходы бундесбюргеров; наконец, в мае число безработных неожиданно выросло, а количество вакансий, напротив, упало – в общем, кризис пришёл и в крупнейшую экономику Евросоюза.


Потребители не в настроении


В целом по ЕС экономические показатели тоже не слишком радовали. Текущий счёт платёжного баланса в марте оказался сильно дефицитным – а всего за последние 12 месяцев баланс стал почти нулевым; прямые иностранные инвестиции сокращались на 19-20 млрд. евро в каждый из последних двух месяцев. Широкая денежная масса (агрегат М3) в апреле показала рост на 10.6% к тому же месяцу прошлого года, снова ускорившись после мини-замедления в марте; оборот кредитования частного сектора остаётся весьма мощным, несмотря на снижение в сфере домохозяйств. Не удивительно, что и инфляция вернулась в мае к мартовским максимумам, сподобившись лишь на небольшой апрельский откат – особенно могучим вышел годовой рост потребительских цен в Бельгии (+5.2%). Индекс экономических настроений в мае остался на прежнем уровне, но потребительский компонент ухудшил свои и без того неважные позиции; наиболее мрачная динамика отмечена во Франции и Испании. Ну и для полноты картины можно упомянуть ещё нервную реакцию рынков на слухи о проблемах неназванного банка, экстренно занявшего у ЕЦБ свыше 400 млн. евро на срочное пополнение ликвидности – подробности так и не были обнародованы.


В Великобритании основной интерес вызвала статистика цен на жильё – после прошлонедельных данных о росте цен предложения в мае всех интересовало, не подтвердят ли другие исследователи эту тенденцию. И не подумали – напротив, они показали куда более значительный, чем ожидалось, провал цен: по данным Hometrack, они в мае просели на 0.5% против апреля, а согласно исследованию Nationwide, даже на 2.5% - это довело годовое падение цен до 1.9% и 4.4% соответственно. Банк Англии добавил пессимизма, сообщив, что выданные им разрешения на выдачу ипотечных кредитов показали исторический минимум; Британская ассоциация банкиров также показала снижение выдачи ипотечных кредитов – за последние 12 месяцев их число упало на 39%. В мае потребительские настроения, как свидетельствует исследование GfK/NOP, снизились до 17.5-летнего минимума, причём худшая ситуация сложилась в общей оценке развития ситуации в экономике за последний год – она показала наименьшее значение аж с 1973 года. По данным Конфедерации британских промышленников, баланс розничных продаж в мае заметно улучшился по сравнению с апрелем – однако цены, как уже достигнутые, так и ожидаемые, росли увереннее, чем когда-либо ещё за последние 16 лет.


В Северной Америке наблюдатели отметили сюрприз в виде падения ВВП Канады в первом квартале на 0.3% в годовом исчислении, причём произошло это на фоне более сильного, чем ожидалось, роста цен. В США ситуация ровно обратная – на фоне разговоров о рецессии ВВП вырос даже сильнее, чем предварительно сообщалось; на самом деле, однако, ларчик просто открывается – прирост чистого экспорта и запасов оказался выше увеличения ВВП, т.е. конечные продажи внутренним потребителям, основной показатель национального спроса, упали даже по официальным данным 0.1%. Апрельские продажи новостроек весьма шокировали наблюдателей – не столько объёмами (их рост объясняется лишь пересмотром мартовских данных почти на 5% вниз), сколько неожиданно подскочившими сразу на 9.1% ценами, что вывело их на 1.5%-ный годовой рост. Похоже, тут просто какое-то недоразумение – во всяком случае, судя по ценам вторичного рынка дела обстоят весьма мрачно: если верить данным исследования SnP/Case-Shiller, то мартовские цены просели против апреля ещё на 2.4% по 10 крупным городским агломерациям и на 2.2% по 20 – что довело годовое снижение цен до 15.3% и 14.4% соответственно. Любопытно, что хотя номинальное выражение месячного падения цен наконец-то показало признаки замедления (в феврале оно равнялось 2.8% и 2.6%), если сделать поправку на инфляцию, то видно, что ускорение всё ещё продолжается: с учётом динамики потребительских цен жильё в феврале подешевело на 3.1% в 10 городах и на 2.9% в 20, а в марте – на 3.3% и 3.0% соответственно; ну а коли так, конец всего этого процесса, видимо, не особо близок. Отдельно считается квартальный национальный индекс цен на жильё, для которого берётся значительно больше разных городов – но и он в первом квартале показал рекордное годовое снижение на 14.1%.


Источник: SnP и Fiserv

Прочие данные были тоже невеселы. Так, потребительские настроения в мае, согласно оценкам Conference Board, упали до 16-летнего минимума; похожее исследование Reuters и университета Мичигана засвидетельствовало и вовсе худшие показатели за последние 28 лет. Обратило на себя внимание также и резкое увеличение годовых инфляционных ожиданий потребителей: по данным второго обзора оно достигло 5.2%, а первого – даже 7.7%. Недельное исследование ABC/Washington Post подтвердило эти выводы – только там настроения снизились до 22-летнего минимума. Оба эти фактора (и общие экономические настроения, и страхи инфляции) вкупе с уже отмеченными проблемами кредитного рынка побуждают потребителей «зажиматься» - и данные по их расходам в апреле подтверждают диагноз: реальные (с учётом инфляции) траты остались на мартовском уровне, причём и в предыдущие 2 месяца они в целом топтались на месте – а если учесть реальную инфляцию (а не официальную), то физические расходы потребителей упали. Интересно, что и «естественные» доходы упали, ибо работодатели стали меньше платить персоналу – и только государственная программа стимулирования потребителей сумела хотя бы отчасти компенсировать эти потери. Но главное тут – норма сбережений, которая всё же начала расти: в первом квартале, как следует из статистики ВВП, она составила 0.6% против 0.2% в последней четверти 2007 года; в апреле она поднялась до 0.7% - и скорее всего это далеко не предел. Экономический смысл тут понятен: если норма сбережений растёт, то это означает, что домохозяйства всё меньшую часть своих доходов направляют на потребление – т.е. что совокупный спрос снижается, а это и есть классическое основание для дефляционного кризиса; ну а с учётом того, что избыточное (стимулированное дешёвыми кредитами) потребление американцев изрядно утяжеляет конечный спрос в мировом масштабе, последствия этого процесса тоже должны быть вполне глобальными.


Источник: Reuters и Мичиганский университет

Показатели производственной активности подавали смешанные сигналы – но в целом были неплохими. Так, заказы на товары длительного пользования в апреле снизились, однако без учёта транспортных они неожиданно довольно-таки бодро подскочили. Деловая активность на Среднем Западе (Chicago PMI) слегка улучшилась в мае – но она всё равно осталась ниже уровня 50, разделяющего рост и падение. Подобный же индекс ФРБ Канзас-Сити, напротив, уверенно снизился – зато цены выросли. Первичные обращения за пособиями по безработице на предыдущей неделе остались примерно около своих средних за последний месяц значений; тогда как повторные обращения (индикатор застойной безработицы) продолжили свой рост, достигнув наибольшего уровня с февраля 2004 года. Ещё можно отметить довольно-таки оптимистичный отчёт Dell, превысивший прогнозы и по прибыли, и по продажам – вот только причиной успеха стало «снижение операционных издержек»: обычно это означает как раз то самое снижение зарплат персоналу – и если для Dell (в моменте) это хорошо, то для экономики в целом очень плохо. Такая вот, панимаш, загогулина…


Официальные и полуофициальные лица и структуры, как обычно, проявляли самую разнообразную активность на неделе. Так, Комиссия по ценным бумагам и биржам начала расследование в отношении хеджевого фонда DB Zwirn – есть подозрение, что там сильно завышают стоимость своих неликвидных активов: интрига тут состоит в том, что обычно хедж-фонды платят своим менеджерам бонусы в размере 20% роста стоимости активов за год – вот управленцы и подсуетились, чтобы их не обидели, несмотря ни на какие кризисы. Чиновники Фед выступали достаточно позитивно насчёт экономики – особенно постарались главы ФРБ Сан-Франциско Йеллен и Далласа Фишер. Последний и вовсе дал понять, что повышение ставок реально «скорее раньше, чем позже» - причём шансы на такое развитие событий несколько выросли после известий об отставке 31 августа известного «голубя» в Совете управляющих ФРС Фредерика Мишкина: последнему почему-то срочно захотелось вернуться в свой Колумбийский университет преподавателем – между прочим, правление Фед и так уже имеет 2 вакансии; такими темпами там скоро попросту не будет кворума. Весьма любопытны подробности «спасения» банка Bear Stearns, обнародованные в Wall Street Journal ведущим наблюдателем за ФРС Грегори Ипом – по его данным, основными вдохновителями этой операции были глава Казначейства Генри Полсон и управляющий ФРБ Нью-Йорка Тимоти Гейтнер: и если с первым всё ясно (его Goldman Sachs нынче представлен повсюду в коридорах власти США), то в случае второго конспирология может спасовать – человек с биографией «мажора» (барражировавший между синекурами в посольстве и в МВФ) как-то не тянет на центральный персонаж триллера; особо упёртые граждане могут, конечно, отметить 3 года работы на Фонд Киссинджера – но это было аж 20 лет назад. Это, однако, не так интересно, как интервью настоящего (несмотря на всю благообразность) Фредди Крюгера штатовской «системы» - т.е. Алана Гринспена: он заявил Financial Times, что цены на жильё упадут ещё на 10% и что это падение может вызвать куда более быстрый, чем ожидают экономисты, рост нормы сбережений – о последствиях старый хитрец предпочёл не распространяться…


Хорошей вам недели.


Динамика цен за прошедшую неделю



https://iticapital.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter