Американские штаты на пути к приватизации » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Американские штаты на пути к приватизации

В бюджетах 44 штатов Америки наблюдается дефицит. В штате Нью-Йорк нехватка средств стала рекордной за всю его историю — в текущем финансовом году дефицит зафиксирован в размере 1,7 млрд долларов, а в 2010 финансовом году он составит уже 13,7 млрд долларов. Причиной тому не только крах Уолл-стрит и экономический спад, но и привычка тратить больше, чем удается получить по доходным статьям бюджета
31 декабря 2008
В бюджетах 44 штатов Америки наблюдается дефицит. В штате Нью-Йорк нехватка средств стала рекордной за всю его историю — в текущем финансовом году дефицит зафиксирован в размере 1,7 млрд долларов, а в 2010 финансовом году он составит уже 13,7 млрд долларов. Причиной тому не только крах Уолл-стрит и экономический спад, но и привычка тратить больше, чем удается получить по доходным статьям бюджета.

Если бороться с рецессией планирует в первую очередь федеральное правительство, то сократить траты можно и на местах. Правительства некоторых штатов Америки, включая Нью-Йорк, Миннесоту, Массачусетс и Иллинойс, намерены приватизировать или сдать в аренду принадлежащие им платные дороги, парки, лотереи и другие активы, чтобы обеспечить бюджетам недостающее финансирование.

Губернатор штата Нью-Йорк, демократ Дэвид Патерсон (David Paterson) назначил специальную комиссию, которая исследует возможность временной или постоянной передачи в частные руки разнообразной госсобственности, начиная с нуждающегося в капремонте моста Таппан Зи к северу от Нью-Йорка и заканчивая пляжами и полями для игры в гольф.

Согласно предварительному отчету комиссии (окончательные результаты ожидаются в начале апреля 2009 года), так называемые государственно-частные партнерства (Public Private Partnership, PPP) практикуются более чем в половине американских штатов. Ключевой целью подобного сотрудничества называется перераспределение риска из государственного сектора в частный, побуждая последний искать более эффективные стратегии строительства и менеджмента.

В 2007 году департамент транспорта штата Нью-Йорк провел аудит транспортной инфраструктуры штата и пришел к выводу, что для приведения ее в исправное состояние необходимо в течение 20 лет инвестировать в нее 175 млрд долларов без учета инфляции — в два раза больше, чем инвестируется сейчас (в пересчете на год). Проблемы возникают и в сфере образования: финансирование Государственного университета Нью-Йорка (SUNY) и Городского университета Нью-Йорка (CUNY) снизилось на 10-15% с прошлого года, зато количество желающих обучаться там в кризисное время выросло по некоторым специальностям в полтора раза — диплом о высшем образовании, повышение квалификации или ее смена улучшают перспективы трудоустройства.

Один из вариантов получения дохода от использования университетской собственности, который приводит комиссия, заключается в сдаче в аренду части принадлежащей вузу территории частным девелоперам для постройки на ней учебных корпусов и других объектов. Так, кампус SUNY занимает около 20 тысяч акров (более 8 тысяч гектаров) земли, что составляет приблизительно четверть принадлежащей государству территории, исключая дороги и мосты. Большая часть этой площади не используется университетом, и могла бы, по оценкам SUNY, приносить ему несколько миллионов долларов ежегодно.

Городской финансовый контролер Лос-Анджелеса Лора Чик (Laura Chick), не менее нью-йоркского губернатора обеспокоенная недостачами в бюджете, заказала исследование в лос-анджелесской компании Public Financial Management Inc., по итогам которого рекомендуется приватизировать десятки крупнейших государственных активов, включая международный аэропорт Онтарио (неподалеку от Лос-Анджелеса). Авторы исследования также посоветовали властям совместно с частными компаниями освоить пустующие или недостаточно эффективно используемые участки земли в городе. Приватизация прописана, например, приютам для животных, организациям по утилизации твердых отходов и некоторым городским парковкам.

В Вашингтоне власти решились на передачу в частные руки основных функций городской психиатрической службы: согласно результатам аудита, это поможет городу сэкономить 14 млн долларов. Годовой бюджет организации составляет 33 млн долларов, а ее доход — лишь 10,5 млн долларов. Профсоюзные лидеры выступают против подобного решения, в результате которого без работы могут остаться 200 медиков, а тысячам психически неуравновешенных граждан придется обращаться в частные клиники.

Губернатор Миннесоты, республиканец Тим Пауленти (Tim Pawlenty) объявил о планах приватизировать часть государственной собственности, чтобы покрыть бюджетный дефицит штата в 5,27 млрд долларов без повышения налогов. В частности, речь идет о международном аэропорте St. Paul в Миннеаполисе и лотерее штата, которые могут обеспечить бюджету около 3 млрд долларов. Впрочем, оба шага требуют утверждения вышестоящими инстанциями — федеральными законодателями в случае аэропорта и конституционной поправки, одобренной на референдуме, в случае лотереи. А в Массачусетсе местный конгресс решает вопрос о передаче одной из платных дорог штата в частные руки, что сократит 1,4-миллиардный дефицит штата и позволит сэкономить на ее содержании.

Некоторые штаты и города провели крупные сделки по приватизации задолго до начала экономического кризиса. Так, Индиана в 2006 году получила 3,8 млрд долларов, сдав в аренду крупнейшую платную дорогу штата на 75 лет. Власти Чикаго ожидают выручить 2,5 млрд долларов от сдачи в аренду аэропорта Мидвей, если сделку одобрит федеральное правительство, а с 2005 года их суммарные доходы от приватизации платных дорог, автостоянок и парковочных счетчиков составили уже 3,5 млрд долларов. Тем временем, в Пенсильвании законодатели запретили инвесторам арендовать на 75 лет местную платную дорогу, чем лишили штат 12,8 млрд долларов дохода. А техасский конгресс и вовсе наложил в прошлом году двухлетний мораторий на подобные сделки.

Один из самых известных прецедентов провала сотрудничества государства с частным сектором — энергетический кризис в США (1994–1998 годы на северо-западе страны, 2000–2003 годы в Калифорнии). Он стал результатом кампании по созданию открытого рынка электроэнергии и связанных с этим процессов по дерегулированию электросетей.

Предполагалось, что участники рынка вступят в конкуренцию друг с другом, что приведет к снижению цен и другим позитивным изменениям. В результате пользователям пришлось не просто оплачивать электроэнергию, но и выбирать ее производителя. Число транзакций в сети возросло многократно, и внимание потребителей в районах с высоким энергопотреблением и относительной нехваткой производящих мощностей обратилось на удаленные электростанции. Поток электроэнергии по магистральным сетям значительно возрос, система начала давать сбои.

В июне 1998 года в энергосистеме долины реки Теннеси на Среднем Западе США цены на электроэнергию возросли в триста раз — с 25 долларов до 7,5 тысячи долларов за мегаватт/час. Приведший к этому феномен получил название «островизации» (islanding): перегрузка нескольких компонентов энергосистемы может привести к образованию своеобразных «барьеров», разделяющих ее на отдельные «острова», и передача энергии из одного «острова» в другой становится невозможной. Впоследствии кризисы аналогичной природы прокатились по разным регионам страны, в частности, в Калифорнии это опосредованно привело к отставке губернатора.

Участники рынка воспользовались колебаниями цен для получения прибыли: так, комиссии, занимающейся расследованием деятельности концерна Enron, удалось найти документы, в которых разрабатывались стратегии по искусственному созданию дефицита электроэнергии в Калифорнии. Согласно одному из сценариев, воплощенному в жизнь 5 декабря 2000 года, Enron покупал электроэнергию по 250 долларов за мегаватт в Калифорнии и продавал на северо-западе уже по 1200 долларов.

Впрочем, полная или частичная приватизация государственной собственности практикуется не только в США. Например, в Великобритании с помощью государственно-частных партнерств удалось обеспечить финансирование 221 учебного заведения, 181 больницы, 62 транспортных проектов, 36 правительственных зданий, 16 тюрем, 9 судов и множества других проектов, согласно данным Partnerships UK Projects Database.

Британская «Частная финансовая инициатива» (Private Finance Initiative, PFI) позволила построить ряд зданий для общественных организаций, оказывающих услуги населению. По состоянию на ноябрь 2008 года было подписано 629 соглашений, суммарная стоимость которых оценивается чуть менее чем в 62 млрд фунтов (90 млрд долларов). Государственный аудит проектов PFI, проведенный в 2003 году, показал, что 78% из них уложились в планируемый бюджет или даже затратили меньше средств, в то время как для традиционных подрядчиков этот показатель составил 27%. Более того, участники PFI выполнили 76% проектов вовремя, а традиционные подрядчики — лишь 30%.

Защищенные от кризиса объекты инфраструктуры и другие государственные активы могут быть привлекательны для частных инвесторов и общественных пенсионных фондов, которые ищут возможности безопасного инвестирования своих средств, отмечает эксперт по приватизации Reason Foundation Леонард Гилрой (Leonard Gilroy).

Профсоюзам, тем временем, приватизация не нравится — они боятся, что зарплаты и премии работников будут сокращаться по мере того, как частные операторы проектов начнут наращивать свою прибыль за счет оптимизации их функционирования. Налогоплательщики также могут не оценить усилий государства по передаче активов в частные руки, считает экономист Keystone Research Center Марк Прайс (Mark Price). Повышение цен на приватизированных платных дорогах может заставить водителей перейти на государственные трассы, что обеспечит их быстрый износ и — в конечном итоге — увеличение расходов на содержание.

Мария Зотова

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter