Сложная экономическая конъюнктура скажется на отчётностях мобильных операторов

Холдинг VEON опубликовал финансовые и операционные результаты за 4 квартал 2017 года по МСФО. Акции компании не представлены на Московской бирже, но отчётность интересна для понимания рыночных тенденций перед релизами «Мегафона» и «МТС» 14 и 19 марта соответственно.

Выручка VEON за отчётный квартал сократилась на 1,4% год к году до $2,32 млрд. В региональной разбивке драйвером роста на фоне укрепления рубля остаётся бизнес в России (+8,4% год к году, 52% в структуре оборота VEON), Пакистане (+2,6% год к году, 16,3% оборота) и на Украине (+6,3% год к году, 6,9% оборота). Рентабельность EBITDA по выручке снизилась на 0,8 п.п. год к году до 32,4% ($0,75 млрд). Бизнес в России принес холдингу 57% совокупной EBITDA, в Пакистане 23%, и 12% на Украине. Чистый убыток VEON составил $325 млн против прибыли $1,56 млрд годом ранее из-за влияния разовых факторов, преимущественно связанных с динамикой курсов валют и эффектом высокой базы из-за прошлогодних сделок M&A.

Российское подразделение VEON («Вымпелком») за 4 квартал 2017 года увеличило выручку на 0,4% год к году до 70,4 млрд руб. Динамика существенно замедлилась после роста на 3% во 2 квартале и на 2,9% в 3 квартале 2017 года соответственно. Ключевой фактор – слабые темпы роста сервисного ядра выручки, которое включает в себя голосовые услуги, выручку от роуминга, передачи данных и интерконнект. В частности, сервисная выручка прибавила 2,1% год к году до 57 млрд руб. против роста на 3,6% во 2 квартале и 4,2% и 3 квартале 2017 года соответственно. Выручка от сегмента передачи мобильных данных выросла на 8,9% год к году до 15,4 млрд, против роста на 17,8% во 2 квартале и 13,8% и 3 квартале 2017 года соответственно. Стоит отметить, что снижение темпов роста выручки от передачи мобильных данных не сказалось на динамике потребления мобильного трафика из расчёта на одного абонента (+32% год к году).

Судя по всему, причиной вялой динамики выручки выступает сочетание сложной экономической конъюнктуры (реальные доходы населения непрерывно снижаются с 2014 года) в условиях нового витка усиления конкуренции из-за экспансии «Теле 2». Игроки рынка вновь оказались ограничены в прямом повышении цен на услуги связи.

Вероятно, на фоне индексации тарифов в последнее время «Вымпелком» столкнулся со снижением мобильной абонентской базы. В 4 квартале спад составил 0,3% до 57 млн (ранее во 2 и 3 кварталах абонентская база росла на 1,4% и 0,7% соответственно). Объяснить сокращение числа действующих абонентов изменениями в рознице (ограничением продаж некачественных контрактов) нельзя: показатель Churn rate («чистый отток») «Вымпелкома» в 4 квартале составил 15% против 13% и 15% во 2 и 3 квартале соответственно.

Маржа EBITDA «Вымпелкома» по выручке сократилась на 2 п.п. год к году и составила 35,7% (25,1 млрд руб.). Помимо опережающего роста расходов при почти стагнирующей выручке, значительное влияние (-0,5 п.п.) оказали затраты на запуск интернет-платформы VEON.

В 2018 году компания прогнозирует негативное влияние на EBITDA затрат на интеграцию и ребрендинг салонов «Евросети» в объёме 3 млрд руб. Ранее «Вымпелком» объявлял о выплате «Мегафону» 1,25 млрд руб. в рамках сделки по разделению «Евросети». В итоге с учётом этих сумм стоимость салона для оператора может составить более 2 млн руб. (всего после разделения достанется 2 тыс. шт.), что, по оценкам, примерно в 1,5 раза дороже стоимости открытия нового салона.

Учитывая слабые квартальные результаты «Вымпелкома» на фоне возобновления негативных общерыночных тенденций, стоит ожидать посредственных отчётностей «Мегафона» и «МТС». Скорее всего, на динамику их мобильной выручки также окажет давление сложная макроэкономическая конъюнктура и конкуренция. В случае с «Мегафоном» не исключаются заявления менеджмента о необходимости дополнительных расходов на развитие розничной сети после разделения «Евросети».
Источник http://open-broker.ru/
При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=385638 обязательна
Условия использования материалов