«Дотком-бум» в теории и на практике

Термином «дотком» в широком смысле обычно обозначают феномен массового появления бизнес-компаний, связанных с интернетом, в конце 90-х — начале 2000-х годов. Под бумом «дотком» обычно подразумевают спекулятивный рост цен на финансовые активы интернет-компаний, происходивший в 1995–2000. Этот период называют еще «интернет-пузырем», «IT-пузырем» или «интернет-бумом».

Что случилось

90-е годы стали демонстрацией безграничных бизнес-возможностей интернета, о которых никто раньше не задумывался. Люди были заворожены открывшимися перспективами и готовы вкладывать деньги в то, чему, по их мнению, принадлежало будущее. В то время как явные технологические лидеры, такие как Intel, Cisco или Oracle, развивались независимо и органично, появилось огромное число компаний, спекулировавших на желании людей идти в ногу с прогрессом и заявлявших о своих технологических амбициях. Инвесторы были готовы вкладывать деньги в любые компании, бизнес-планы которых содержали сочетания «.com» или «е-что-то». Всех вдохновляли примеры немногих лидеров, таких как Amazon, eBay или Kozmo. Приток денег придавал новым компаниям уверенности в бесполезности традиционных схем ведения дел и заставлял думать, что это и есть новая экономика, в которой старые правила больше не работают. Однако, как и все биржевые пузыри, этот пузырь лопнул. В начале 2000 года цены на акции интернет-компаний начали падать так стремительно, что, по мнению аналитиков, это падение стало одной из главных причин случившегося через год глобального краха фондового рынка, стоившего инвесторам впечатляющей суммы в $5 трлн.

Хроника событий

1994–1996

Основание большого количества интернет-компаний, в том числе Amazon, Aol, BHI, Craiglist, Yahoo!, MSN, eBay, eToys.

1996–1999

Размещение акций интернет-компаний на бирже и волна слияний. Размещение сопровождалось ажиотажным спросом и приводило к стремительному росту цен уже в первый день торгов. В 1999 было проведено 457 IPO компаний, имеющих отношение к интернету. В 117 случаях цена акций в первых день торгов удвоилась. Наблюдались и более знаменательные случаи. Так, например, трехкратное увеличение по сравнению с номиналом было отмечено при IPO Yahoo! в апреле 1996 и eToys в мае 1999.

В декабре 1999 индекс FTSE 100 достиг исторического максимума — 6950,6

Начало 2000

Цены акций дотком-компаний достигают максимума. В конце января индекс Доу-Джонса достиг исторического максимума — 11 772,98.

В это же время больше 20 публичных интернет-компаний заплатили от $3 млн за 30 секунд телерекламы во время трансляции Superbowl, что было воспринято неоднозначно. Одни полагали, что трата таких сумм на рекламу — демонстрация стабильности, другие — что это непозволительное расточительство.

В марте 2000 индекс NASDAQ достиг исторического максимума — 5048,62.

Апрель 2000–2001/2002

Падение цен и разорение интернет-компаний. Первой пострадала Lastminute.com, чьи акции упали на 30%. Затем, после размещения рекламы на $135 млн, объявила об убытках Boo.com. В мае 2000 были исключены из листинга FTSE 100 пять крупных интернет-компаний. В ноябре заявила об убытках Pets.com. В 2001 число интернет-компаний начало расти со все большей скоростью. В апреле 2001 число уволенных из них сотрудников достигло 17 554 человек, закрылось больше 60 компаний, индекс NASDAQ снизился до 1423,19, а FTSE — до 1064,98 пункта.

Причины краха «доткомов»

1. Использование неэкономических показателей для оценки деятельности

Очень многие биржевые аналитики оценивали компании, продававшие свои акции на бирже, основываясь на показателях, не имевших ничего общего с принятыми для оценки прибыльности. Например, популярна была оценка перспективности стартапов, исходя из той теории, что ценность и полезность интернета экспоненциально растет в зависимости от количества участвующих в работе сети компьютеров. Это означало, что ценность компании оценивалась по количеству потенциально возможных пользователей интернет-ресурса, который она разрабатывала. Несмотря на частичную справедливость такого подхода, он совершенно не соответствует экономическим принципам оценки бизнеса и не может быть индикатором его способности использовать интернет для генерирования прибыли. Акции популярных компаний могли быть неплохим объектом краткосрочного инвестирования, но не имели прочного экономического фундамента для того, чтобы стать надежным долгосрочным активом.

2. Завышенная оценка активов

Кроме использования неадекватных показателей для экономического анализа, биржевые аналитики очень часто использовали для анализа слишком завышенные мультипликаторы (коэффициенты, применяемые в различных биржевых моделях для расчета прибыльности актива). Несмотря на скепсис со стороны более консервативных инвесторов, оптимистичный настрой большинства финансистов продолжал толкать цены вверх.

Уже после краха аналитики крупнейшего американского банка HSBC проанализировала соотношение прибыльности и доходности большинства возникших в конце 90-х интернет-компаний. Согласно их расчетам, все эти компании были переоценены в среднем на 40%. Для того чтобы стоить столько, сколько они стоили к моменту краха, им нужно было ежегодно в течение пяти лет увеличивать свои доходы на 80%, что было совершенно немыслимо. Даже Microsoft не мог увеличивать их больше чем на 50%.

Компании могли оцениваться в сотни миллионов долларов, но не давать прибыли. Даже те, кого впоследствии ждал успех, были сильно переоценены. Понять, за кем будущее, было очень сложно, поэтому все, кто вкладывался в интернет в то время, сильно рисковали. Показательным является пример Yahoo! Inc., которая в 1997 объявила о рекордной капитализации в $1 млрд, однако в реальности ее убытки только в 1998 составили несколько десятков миллионов.

3. Игнорирование комплексного подхода для оценки перспективности активов

Комплексный подход к анализу потенциального объекта инвестирования предполагает внимательное изучение таких показателей, как объем долговых обязательств, норма прибыли, размер дивидендов, прогнозы продаж. Они могут сказать о возможном риске вложений гораздо больше, чем красочные описания идей, которые стремятся воплотить владельцы. Волна эйфории, захлестнувшая фондовый рынок, привлекла огромное число инвесторов-новичков, не имевших представления ни о том, как работает бизнес, ни о правилах торговли акциями. Вместо хладнокровного анализа соотношения прибыль/затраты и бизнес-планов они спорили о перспективности тех или иных, часто совершенно нереалистичных идей, которые декларировали тоже новички.
4. Игнорирование связи акций дотком-компаний с колебаниями фондового рынка

Считается, что связь между колебаниями индекса фондового рынка и курсом акций отдельной компании свидетельствует о стабильности последней. Эта связь оценивается с помощью бета-коэффициента. Если его величина меньше единицы, это означает, что колебания фондового индекса незначительно влияют на курс акций. Если больше единицы, то биржевые колебания являются важным фактором, определяющим стоимость акций. Величина бета-коэффициента компаний, считающихся надежными, находится в пределах 0,3–0,5. У интернет-компаний она во многих случаях была близка к 2. Это означало, что при падении биржевого индекса потери инвесторов были очень большими.

Уроки дотком-бума

Феномен дотком все чаще вспоминают в связи с ростом популярности криптовалют и ростом числа ICO. Так же как 20 лет назад развитие интернета рассматривалось отправной точкой нового этапа глобального общественного развития, распространение блокчейна и криптовалют часто считается сегодня началом глобальной модернизации финансовой, бюрократической и административной систем. Однако, если оставить в стороне идеологические постулаты, в возникновении обоих этих явлений можно заметить некоторые объективные закономерности, которые помогут потенциальному инвестору принять решение, участвовать или не участвовать в новом биржевом ажиотаже:

появление и начало коммерческого использования новых технологий почти всегда сопровождается биржевыми спекуляциями;
биржевой крах не ведет к полному исчезновению того типа компаний, акции которых были предметом спекуляции;
всегда найдутся инвесторы, готовые рискнуть — одни больше, другие меньше;
инвестирование — это процесс принятия экономического решения, в идеале проходящий в соответствии с доказавшими свою эффективность правилами, главным из которых является необходимость анализа экономических показателей.
Источник / https://bitcryptonews.ru/blogs/cryptocurrency/dotkom-bum-v-teorii-i-na-praktike
При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=388080 обязательна
Условия использования материалов