Сергей Гуриев, На грани: «дорогая нефть» и «дешевый доллар» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Сергей Гуриев, На грани: «дорогая нефть» и «дешевый доллар»

Еще год назад в экспертном сообществе достаточно скептически оценивалась вероятность выхода мировых цен на нефть за отметку $100 за баррель
30 октября 2007
Еще год назад в экспертном сообществе достаточно скептически оценивалась вероятность выхода мировых цен на нефть за отметку $100 за баррель.

Сегодня баррель смеси Brent стоит $90. Уровень в $100 можно рассматривать как психологически важный рубеж, преодоление которого способно спровоцировать ряд негативных процессов в мировой экономике и политике. Не менее важным дестабилизирующим фактором является продолжающееся падение доллара.



О том, какие последствия ожидают экономику, в какой степени «дорогая нефть» и «дешевый доллар» затронут Россию, экспертному каналу ВШЭ-OPEC сказал ректор Российской экономической школы, Сергей Гуриев:



Для мировой экономики дорогая нефть не станет проблемой. Все уже давно смирились с этим фактом, просчитали издержки, заложили в цены производства. Паника в связи с дорожающей нефтью уже в прошлом. Все состоятельные научные страны активнейшим образом работают над производством так называемого биотоплива и разработкой других альтернативных энергетических технологий. Многие альтернативные технологии, нерентабельные для цены $30 за баррель, уже при $60-70 выглядят отлично.

Еще раз: то, что мировая экономика не выдержит $100 за баррель нефти – досужие разговоры. Как только станет понятно, что она не выдерживает $100, так цены сразу же установятся на $95. Цены потому и продолжают расти, что мировая экономика их «переваривает».



Рост цен на нефть и падение курса доллара (по отношению к мировым валютам) – явления связанные. Нефть $100 за баррель в «старых» долларах и в «новых» долларах – это не одно и то же. С другой стороны, чем дороже стоит нефть, тем больше дефицит торгового баланса в США, и тем больше сомневающихся, что доллар устоит. Курс доллара основан не только на силе экономики США, которая по-прежнему сильна и нормально функционирует даже при $90 за баррель, но еще и на том, что доллар – резервная валюта, которую держат многие центральные банки. Сейчас у всех в голове возникает вопрос: что будет, если доллар все-таки не выдержит таких цен на нефть, если центральные банки решат, что доллар совсем не надежен как резервная валюта, и начнут его продавать? Если так произойдет, то случится большая «турбулентность» на финансовых рынках, которая обернется, в том числе, потерям для нынешних держателей долларов. Поэтому они и стараются этого не делать. Пока. И вопрос только в том, насколько ситуация устойчива.



Есть плохой сценарий, - американская экономика попадает в глубокую рецессию, и цены на нефть резко идут вниз. Пока все за этим следят, если цены на нефть пойдут резко вниз, то мировая экономика сразу воспрянет. Но пока не похоже, чтобы ситуация двигалась в этом направлении.



С точки зрения воздействия «дорогой нефти» на Россию, то нужно отметить, что пока цены высоки, и западные страны серьезно инвестируют в развитие альтернативных технологий, время для нас сжимается. Можно предположить, что через 15 лет в альтернативной энергетике будут какие-то очень серьезные сдвиги. Отсюда следует: России надо добывать и продавать нефть как можно больше и быстрее. Потому что мы, в отличие от Саудовской Аравии, не располагаем резервами на столетия. Саудовской Аравии как раз выгодна более дешевая нефть, чтобы стимулов к альтернативным технологиям не появилось вовсе.



Вы ратуете за хищническую разработку недр?



Не за хищническую разработку, а за отсутствие искусственных ограничений на добычу нефти. OPEC устанавливает для стран-членов ограничения, а как раз для России такие ограничения невыгодны.



Государство должно способствовать технологическому росту в добыче. Для России сейчас все складывается наилучшим образом. Добыча нефти растет, цены растут, - то есть, цены растут именно потому, что нефти в мире не хватает. А когда нефть кончится, изобретут что-нибудь еще. Когда нефть будет кончаться, в том числе, в России, цены будут настолько высокими, что какое-нибудь альтернативное топливо будет рентабельно.



Россия не окажется на обочине этого процесса, когда произойдет переход на альтернативное топливо?



Это отдельный вопрос, но пока рано об этом судить. Россия располагает и биомассой, и атомной энергией, работает над водородными технологиями. Нанотехнологии для того и стимулируются, чтобы создать новую энергетику. Конечно, Европа и США в этой области «впереди планеты всей», но запас времени у нас еще есть.

Гуриев Сергей Маратович

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter