Валерий Миронов, Рекордные цены на нефть увеличивают объем Стабфонда, а не темпы роста ВВП » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Валерий Миронов, Рекордные цены на нефть увеличивают объем Стабфонда, а не темпы роста ВВП

Еще год назад в экспертном сообществе достаточно скептически оценивалась вероятность выхода мировых цен на нефть за отметку $100 за баррель
30 октября 2007
Еще год назад в экспертном сообществе достаточно скептически оценивалась вероятность выхода мировых цен на нефть за отметку $100 за баррель.

Сегодня баррель смеси Brent стоит $90. Уровень в $100 можно рассматривать как психологически важный рубеж, преодоление которого способно спровоцировать ряд негативных процессов в мировой экономике и политике. Не менее важным дестабилизирующим фактором является продолжающееся падение доллара.



О том, какие последствия ожидают экономику, в какой степени «дорогая нефть» и «дешевый доллар» затронут Россию, экспертному каналу ВШЭ-OPEC сказал главный экономист Фонда экономических исследований «Центр развития» Валерий Миронов:



В экономике влияние любого фактора необходимо анализировать в краткосрочном и в долгосрочном аспектах, поскольку последствия часто различны, а возникающие споры бессодержательны. Например, спор о том, влияет ли ускорение роста монетарных показателей на инфляцию вне контекста, о каком временном горизонте идет речь – о краткосрочном или более продолжительном. Очень часто в краткосрочном плане это не влияет на инфляцию, а подталкивает выпуск, а в долгосрочном, несомненно, влияет на повышение общего уровня цен.



Если говорить о росте цен на нефть и о том, как это сказывается на России, то нужно иметь в виду, что сверхдоходы от нефти уже долгое время уходят из экономики и накапливаются в Стабилизационном фонде. Безусловно, Стабфонд играет большую роль в повышении финансовой стабильности экономики и в обеспечении долгосрочных темпов роста, но на текущие темпы роста, скорее всего, оказывает сдерживающее влияние. По нашей оценке при существующей системе отчислений в Стабфонд каждые $10 превышения нефтяных цен над нынешней ценой отсечения (27 долл./барр) добавляют к приросту ВВП не более 0,4 пункта. Иными словами, рекордные цены на нефть, прежде всего, увеличивают объем Стабфонда, а не темпы роста ВВП. С другой стороны, снижение нефтяных цен (даже до 35-40 долл./барр.) не окажет катастрофического воздействия на темпы роста ВВП, лишь отчисления в Стабфонд сократятся.



Поэтому и можно говорить о том, что в настоящий момент рост российской экономики достаточно устойчив к возможным изменениям нефтяных цен.



Если же говорить об экономиках США, Японии, Китая, Еврозоны и других полюсов роста, которые являются нетто-импортерами нефти, то тут рост цен на нефть может иметь более негативное воздействие на макропоказатели, что связано с неблагоприятным воздействием на предложение. Это называется «шоки предложения», которые могут таким образом развернуть ситуацию, что будет наблюдаться и инфляция, и рецессия, - то, что иногда называют стагфляцией. Некоторые страны ее уже проходили. Это было характерно для американской экономики в период первых нефтяных шоков в 70-е годы. А вот рецессия в США - это для нас уже хуже. Доля США в мировой экономике еще недавно составляла треть, cейчас меньше, но Америка по-прежнему – локомотив, и ее проблемы могут вызвать торможение роста мировой экономики. Все ниже, ниже и ниже…



При 2%-м росте мировой экономики может остановиться рост мировой торговли, - она просто стабилизируется на нуле. Останавливается рост мировой торговли, - это большой удар по нашему экспорту, от которого мы существенно зависим. Если рост цен на нефть до такой степени повлияет на мировую экономику, для нас это будет серьезным негативом.



С другой стороны, идущее ослабление доллара должно способствовать увеличению чистого экспорта США. Чистый экспорт – это спросовый фактор, влияющий на экономический рост. Значит, падение доллара снижает опасность рецессии в США, и может способствовать сохранению статус-кво.

Статус-кво состоит в том, что ипотечный кризис оказывает пока чисто счетный эффект на американский ВВП. То есть, в будущем дело ограничится снижением темпов роста американского ВВП лишь в той степени, в какой уменьшится вклад сектора жилищного строительства. Но обойдется ли без серьезных межотраслевых эффектов, которые могут иметь характер цепной реакции и затормозить рост американской экономики не на 0,3%-0,5% ВВП, а гораздо сильнее?



Ослабление доллара уменьшает вероятность рецессии в американской экономике, хотя ее угроза будет висеть в течение всего следующего года, имея в виду предстоящие выборы президента США и возникающую в связи с этим неопределенность.



Если же говорить о проекции ситуации на мировом рынке на текущий конъюнктурный период в нашей экономике на последний квартал 2007 г. и на первые полгода 2008 г., то торможение роста в августе-сентябре может быть преодолено в том случае, если влияние внешнего кризиса не будет углубляться (а он, прежде всего, ударил по инвестициям). При этом общий фон ухудшается за счет выхода инфляции на новый уровень и торможения инвестиций. В краткосрочном плане рост инфляции ограничит спрос за счет увеличения процентных ставок по кредитам и резкого увеличения количества рублей на руках у населения. Но при определенных обстоятельствах может стимулировать предложение. В долгосрочном же плане влияние инфляции на выпуск будет нейтрально при сохранении в целом отрицательного влияния на спрос, что и вызовет некоторое замедление роста российской экономики в 2008 г.



Сейчас мы наблюдаем ускорение роста цен. В краткосрочном плане рост цен, если он не ведет к повышению инфляционных ожиданий, стимулирует предложение. Но одновременно рост цен снижает спрос, то есть плюс может наложиться на минус.

Но мне кажется, что поскольку инфляционные ожидания вроде бы не растут (если судить по опросам), мы получаем стимул к росту предложения. А снижение спроса будет компенсировано внеочередным повышением пенсий, о чем недавно заявил Президент, и тем, что Минфин планирует в последний квартал значительно нарастить расходы (хотя этот вопрос до конца не решен). Для того, чтобы сделать это с легкой душой, нужно увеличить доходы в процентах к ВВП, но не ясно, решатся ли пойти на это в условиях снижения в реальном выражении прибыли экономики в августе-сентябре и серьезного ухудшения поступления налогов в последние месяцы.

Если влияние повышения цен на сокращение спроса будет компенсировано бюджетной политикой, а предложение адекватно отреагирует на рост цен стабильностью инфляционных ожиданий, то мы можем в последнем квартале получить ускорение темпов роста промышленности. В четвертом квартале за счет взаимодействия обозначенных выше факторов темпы роста промышленности и экономики в целом могут вырасти по сравнению с августом – сентябрем, и если обрабатывающая промышленность ускорится до 7% г/г (против 4% в сентябре), а добыча и электроэнергетика будут расти на уровне 2% и 4%, соответственно, то по итогам 2007 года промышленность вырастет на 6,5% (но не на 7,5-8%, как мы ожидали до начала кризиса). Из-за торможения инвестиций в этом году, когда закладывается фундамент для роста будущего года, мой текущий прогноз роста промышленности в 2008г. – 6%.

Cхожим образом замедлится и динамика ВВП -7,5 в 2007г. и 7% - в 2008г.. Чтобы выйти на более высокие уровни без надрыва, придется ждать окончания парламентских и президентских выборов в России и США. Только тогда можно будет снова вернуть то русское экономическое чудо, которое наблюдалось в первой половине года, даже в рамках сложившейся относительно спокойной экономической политики без форсажа и абсолютно новых мер экономической политики, которые заманчивы, но еще не вызрели и требуют подготовки и начала обсуждения.

Миронов Валерий Викторович

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter