Газпром идет на Восток, делая ставку на китайский спрос » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Газпром идет на Восток, делая ставку на китайский спрос

5 апреля 2018 Financial Times | ОАО "Газпром"
Яркое январское солнце не спасает строителей трубопровода, которые борются со снежными заносами в 40-градусные морозы на Дальнем Востоке России. Четыре десятка инженеров вблизи города Нерюнгри трудятся в составе команды из 8 500 работников, которые круглый год строят газпромовский трубопровод "Сила Сибири" протяженностью 3 тыс. км - от месторождений на востоке Сибири до юго-восточной китайской границы.

Это самый амбициозный, затратный и геополитически важный энергетический проект России со времен падения Советского Союза. Крупнейшая в мире газовая компания ставит на него $55 млрд.

Первый восточный трубопровод Москвы - яркая иллюстрация дипломатического разворота Путина в сторону Китая на фоне стремительного ухудшения отношений с Западом. Это самый большой и самый главный элемент в перечне энергетических сделок, пакетов финансирования и продаж активов, нацеленных на потепление некогда прохладных отношений. Для Газпрома с его экспортной монополией этот мегапроект самый дорогой и самый крупный в истории компании. Когда газопровод будет запущен в декабре 2019 года, крупнейший в мире экспортер газа впервые соединится со своим главным покупателем.

"Восточный маршрут имеет не меньшую стратегическую важность для Газпрома, чем западный. Один контракт с Китаем приравнял его к нашему крупнейшему европейскому потребителю. Это не может не вдохновлять...И Газпром готов удовлетворить этот спрос", - подчеркнул заместитель председателя правления компании Александр Медведев.

Коварные холода и другие препятствия

Половина газопровода уже построена, огибая равнины и болота, реки и вечномерзлые породы. За день строители прокладывают более двух километров трубопровода. Частично он закопан в траншеях, на четыре метра вглубь замерзшей земли, частично стоит на сваях, чтобы обходить реки и болотистые местности. Инженеры позаботились о том, чтобы материал был устойчивым к землетрясениям, резким перепадам температур (амплитуда до 80 градусов по Цельсию). С приходом весны строители столкнутся с другой угрозой: дикие медведи, которые живут вдоль маршрута газопровода. До начала строительства ТМК предоставила Газпрому 20 образцов 12-метровых в длину и 1.4-метровых в ширину труб для нагрузочных испытаний.

"Это очень большая и сложная инженерная задача. Они проводят очень жесткие испытания. Им нужно увидеть, при каких условиях трубы могут сломаться. Кто-то может сказать, что Газпром сошел с ум. Но компания всегда думает наперед. Они планируют будущее, на долгосрочную перспективу", - сказал Владимир Шматович, вице-президент ТМК.

"Я работаю инженером уже более 40 лет. Это самое масштабное начинание в российский энергетической отрасли за последнюю четверть века. Мы испытываем чувство гордости за нашу роль. Каждый участник будет рассказывать своим детям и внукам о том, что являлся частью этого проекта", - подчеркнул Анатолий Титов, глава компании Газпром трансгаз Томск, подразделения, которое назначено ответственным за строительство трубопровода.

Экономические трудности

Если современная Россия - это дом, где производятся углеводороды, то сети газовых трубопроводов - это его фундамент. Газопроводы в Европу служат основной для экономики с 1960-х годов. В прошлом году Газпром поставил в Европу порядка 200 млрд тонн кубометров газа, что эквивалентно почти 40% потребностям континента и приносит львиную долю прибыли компании. Нефтегазовая добыча составляет около 40% федерального бюджета страны.

Но по мере того, как за последние годы европейский спрос на российский газ вырос, цены упали под влиянием давления со стороны конкурентов. В 2012 году Газпром экспортировал 217.1 млрд кубометров газа за $64.3 млрд, а к 2016 году его зарубежные поставки увеличились до 261.5 млрд кубометров, но принесли всего $36.6 млрд. Многие восточные страны Евросоюза, опасаясь России, стремятся снизить свою зависимость от Газпрома, тогда как американские санкции нацелены на новые трубопроводы, включая "Северный поток-2", который должен удвоить прямые поставки в Германию.

"Поставки газа на восток - единственная возможность для увеличения объемов добычи и прибыли Газпрома в среднесрочной перспективе", - полагает Екатерина Родина, аналитик "ВТБ Капитала" в Москве. По ее оценкам, проект сократит $60-миллиардную рыночную капитализацию компании примерно на $5 млрд.

Но такие крупные инвестиции не могут быть не сопряжены с рисками. Обвал цен на нефть или более слабый, чем ожидается, спрос со стороны Китая существенно ударит по показателям прибыли. Любые признаки охлаждения отношений между Москвой и Пекином, которые только начали налаживаться, подорвут спрос на российский газ. В условиях истощения газовых резервов и вынужденного сокращения использования угля, Китай расценивает российский трубопровод как полезную составную часть программы обеспечения своей энергетической безопасности в будущем. Но при этом Пекин не страдает от дефицита потенциальных поставщиков, включая трубопроводы в Центральной Азии.

Будучи единственным крупным потенциальным покупателем газа - трубопровод располагается слишком глубоко на востоке, чтобы прибыльно поставлять через него газ западным потребителям - в затяжных 10-летних переговорах китайцы заняли довольно жесткую позицию. Газпром пошел на уступки Пекину, который настоял на том, чтобы газ поставлялся в восточную, а не западную часть страны.
Нищета Востока

В маленьких городах и деревнях вдоль железной дороги, соединяющей Дальний Восток с остальной Россией, шаткие деревянные дома и грунтовые дороги выдают бедность региона. Город Свободный, вдоль которого пролегает трубопровод, известен тем, что во времена Сталина считался одним из самых крупных исправительно-трудовых лагерей в системе ГУЛАГа.

Помимо политических и торговых благ, Москва надеется, что "Сила Сибири" - крупнейшая инвестиция на Дальнем Востоке России - поможет восстановить этот регион. Но новом газовом заводе неподалеку от Свободного будет занято 25 тысяч человек, которые займутся строительством, а 3 тысячи человек будут в управлении. Другие компании, включая ESN Group и нефтехимическую Сибур, ведут переговоры о строительстве заводов в окрестностях.

"В восточной части России нет ничего подобного... Это будут большие перемены, от запада до востока", - сказал Андрей Белоусов, заместитель генерального директора завода.

На границе

Благовещенск, небольшой город на границе с Китаем, временами имел сложные отношения со своим восточным соседом. В 1960х годах происходили пограничные стычки, а недавно вспыхнули страхи по поводу потенциальной масштабной иммиграции. Но теперь у местных властей в этом городке, неподалеку от которого трубопровод проходит на территорию Китая, заметно прибавилось энтузиазма. В прошлом месяце городские власти построили хоккейное поле на замерзшей реке, центральная линия которого проходит вдоль международной границы, для проведения матчей между двумя странами.

"Очевидно, Москва считает, что мы должны больше сотрудничать с Китаем во всех областях. И мы тоже так считаем", - отметил мэр Благовещенска Александр Козлов.

С тех пор, как Путин и его китайский коллега Си Цзиньпин в 2014 году подписали соглашение о поставках газа, китайские банки и компании инвестировали в российские предприятия более $40 млрд, начиная от кредитов и таких проектов, как СПГ-завод в Арктике, и заканчивая покупкой CEFC China Energy 14.2% акций Роснефти.

"До прихода этих проектов регион больше фокусировался на сельском хозяйстве. Сегодня мы видим важные шаги в направлении развития Дальнего Востока и особой экономической зоны", - добавил Козлов.

Мэр Благовещенска также добавил, что после тяжелых времен в 1990-е годы пришло время новых проектов, которые улучшают отношения двух стран и укрепляют экономическое взаимодействие. Огромные заводы, электростанции и жилые высотки крупнейших городов Китая - это совсем другой мир в сравнении необъятными лесами на восточных границах России. Но теперь их судьбы сплелись. В сложной дипломатической системе России иностранную и торговую политику, экономическую логику сделки вряд ли можно приравнять к дружбе, союзничеству и партнерству с Востоком. Тем не менее, над Амуром ударными темпами идет строительство моста между Благовещенском и китайским городом Хэйхэ.

"Мы шли к этому 25 лет, поэтому данный проект - это определенно исторический момент. Это признак того, что мы оставили разногласия позади и нашли пути для сотрудничества. Это объединяет две страны и их народы", - подчеркнул Евгений Песоцкий, генеральный директор компании-заказчика строительства мостового перехода в Китай.

http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter