Чему может научить ICO 300-летняя история рынка дериватов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Чему может научить ICO 300-летняя история рынка дериватов

3 июня 2018 BitCryptoNews Кронин Олег

В книге «Воспоминания биржевого спекулянта» Эдвин Лефевр еще в 1900 году писал: «Когда сегодня читаешь о ярких событиях прошлого, случившихся на бирже, стремительных взлетах или паниках, поражает, насколько они и их участники похожи на современные. Природа биржевой игры осталась неизменной, так же как и природа человека. Мой опыт показывает, что сегодня, как и в далеком прошлом, когда речь заходит о возможности быстрого заработка, люди остаются беспечными и легковерными».

Если это не описывает ситуацию на криптовалютном рынке, то вообще непонятно, что ее может описать. Сегодня криптовалютный рынок весьма напоминает фондовый рынок, существовавший многие столетия назад. А значит, способы решения его проблем могут пригодиться и в наши дни.

История
История ценных бумаг и дериватов так же стара, как и сама торговля. Есть предположение, что еще во времена Римской империи дериваты начали использовать испанские сефарды. В остальной Европе они появились в начале XVI века и использовались главным образом в торговле между отдаленными странами, например, для поставок в Европу кунжута, который выращивали в долине Инда между 2250 и 1750 до н.э. Сохранились глиняные таблички, датируемые 1890 до н.э., которые подтверждают факт займа серебра с условием возврата долга поставками кунжута «по действующей на момент возврата цене». Этот контракт есть не что иное, как комбинация кредитного договора (выдача кредита серебром) и форвардной продажи семян, если описывать его современными терминами.

Несмотря на предпочтение, отдаваемое спот-контрактам, древние греки, начиная с 1000 до н.э., также часто использовали и фьючерсы. Об этом свидетельствуют многочисленные законы и постановления, принятые для ограничения фьючерсной торговли. Древние римляне, находясь под влиянием греков, продолжали широко пользоваться фьючерсами, однако к III веку до н.э. эти виды сделок уже жестко регулировались законом.

Через почти тысячу лет в Амстердаме, одном из главных центров мировой торговли, являвшемся таковым почти 100 лет с 1585 по 1650 годы, дериваты в форме ценных бумаг в течение длительного времени практически свободно обращались на бирже. Несмотря на принятие указов об их запрещении или ограничении, они продолжали использоваться и во время «тюльпанной лихорадки». Спрос на эти бумаги был высок, и брокеры не видели необходимости в отказе от них. Не обращая внимания на запреты, брокеры снижали риски такой торговли, следуя выработанным в сообществе правилам, основой которых являлась необходимость поддержания собственной репутации. Если заключенный спекулянтом контракт не исполнялся, он больше не мог торговать на бирже. Во многих отношениях эта ситуация напоминает попытку запрета на сделки с криптовалютой во многих странах. Несмотря на юридические ограничения, эти сделки будут происходить, пока исполняются заключенные по ним контракты.

1711 год ознаменовал начало еще одной биржевой аферы. В этом году была основана Компания Южных морей, которая получила от британского правительства исключительные права на торговлю с испанскими колониями в Южной Америке. Через девять лет после возникновения, не имея в активе никаких коммерческих операций и основываясь исключительно на ожидании будущих огромных доходов, акции компании дорожали, а в 1720 году их цена стала расти так стремительно, что даже самые неграмотные английские крестьяне вкладывали последние деньги для их покупки в надежде заработать. Казалось, ничто не сможет удовлетворить ненасытный аппетит публики к акциям. События тех лет удивительно похожи на ситуацию начала 90-х, когда подобным стремительным ростом характеризовались акции любых интернет-компаний. Есть и много похожего с нынешним бумом ICO, в котором очень многие компании действительно собирают деньги на реализацию блокчейн-проектов, но практически все стремятся к прибыли, которую можно получить, эксплуатируя растущие аппетиты публики.

Наученное опытом краха Компании Южный морей, британское правительство приняло в 1734 году закон Барнарда о недействительности фьючерсных сделок с акциями. Как и многие запретительные законы, он не смог остановить фьючерсной торговли. Причина была та же, что и веком ранее в Амстердаме. Спрос на фьючерсные сделки был велик, и спекулянты не могли позволить себе не выполнять контракты, иначе им надо было искать другую работу. Осознав бессмысленность запрета, Британия пошла по пути наименьшего сопротивления и приняла систему торговли дериватами, основанную на поддержании репутации брокеров, которая работает и в наши дни.

В XVIII и XIX веках основными участниками рынка дериватов были банки. Это существенным образом снизило риски и способствовало развитию инструментов торговли производными ценными бумагами. Рынок стал более конвенциальным и безопасным, в большой степени напоминающим сегодняшний.

Поведение спекулянтов и инвесторов
В 1720 году, описывая нравы биржевых спекулянтов, анонимный автор отмечал: «Всем известно, что смысл бизнеса биржевых спекулянтов заключается в продаже подороже одних бумаг и покупке подешевле других. Колебания цен при этом вызваны действием различных событий и неожиданно складывающихся обстоятельств. Замечено также, что ожидания, связанные с каким-либо событием, имеют зачастую гораздо больший эффект, чем само это событие». Удивительно, насколько психология спекулянтов и инвесторов осталась неизменной за 300 лет. И сейчас, и много лет назад она не имеет ничего общего с попытками оценить ситуацию с рациональной точки зрения, а основывается лишь на массовом убеждении в правильности массового заблуждения. Вот почему, даже самые жесткие запретительные меры не смогут остановить операции, участники которых надеются заработать больше, чем потерять в случае нарушения принятого закона.

Управление и регулирование
Как показывает история, управление и регулирование — главное средство, использовавшееся для решения проблем, возникавших на фондовом рынке. Томас Гоббс, автор «Левиафана», писал о том, что поступательное развитие любого рынка возможно лишь после того, как будут введены правила, снижающие риски. При этом не обязательно, что такие правила должны вводиться государством. Напротив, историческая практика свидетельствует о том, что их эффективность практически всегда была обратно пропорциональна степени участия государства в их разработке и введении.

Яркий тому пример — Лондонская фондовая биржа, возникшая в конце XVI века. Ее брокеры не допускались в здание Королевской биржи по причине грубости нравов и обилия мошенников и были вынуждены работать в кофейнях по соседству. Ситуация разрешилась лишь два столетия спустя, когда в конце XVIII века сообщество брокеров организовало закрытый клуб с жестко определенными правилами поведения и контроля за операциями.

Знаменитый австрийский экономист Фридрих Хайек полагал, что «ценность свободы заключается главным образом в том, что она позволяет развиваться группам добровольно объединившихся граждан. Именно поэтому благополучие общества во многом зависит от существования таких свободных саморегулируемых объединений». Сделанный свободный выбор позволяет объединившимся в группы людям искать способы управления своим сообществом и также свободно выбирать наиболее эффективные из них.

Государство всегда пыталось ограничить или запретить торговлю дериватами, но ими торгуют до сих пор. Все возникавшие проблемы участники рынка решали самостоятельно, не обращая внимания на запреты и добиваясь желаемого результата, применяя механизм дарвиновского отбора и применяя разработанные сообществом критерии.

ICO — дериваты XXI века
История показала, что сообщества в состоянии регулировать собственную экономическую деятельность. Поскольку число блокчейн-стартапов постоянно увеличивается, необходимость самоконтроля становится все очевиднее не только и не столько публике, сколько самим участникам операций с криптоактивами. Шаги в этом направлении уже делаются. Не случайно команды, запускающие ICO, стали все больше использовать доказавшие надежность процедуры верификации компаний и клиентов (АМL, KYC или CTF), нетерпимее относиться к мошенникам и исключать из сообществ участников, принадлежащих ненадежным юрисдикциям. Очевидно, что мы становимся свидетелями эволюционного отбора, проходящего с весьма высокой скоростью. Те, кто ведет бизнес в сфере криптовалют, так же как и лондонские брокеры XVII века, не хотят ждать, пока государство разработает для них правила ведения бизнеса. Они готовы сделать это самостоятельно.

https://bitcryptonews.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter