Джордж Сорос предложил радикальный план спасения ЕС от нового финансового кризиса » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Джордж Сорос предложил радикальный план спасения ЕС от нового финансового кризиса

17 июня 2018 ktovkurse.com
У Джорджа Сороса есть особый дар – он всегда предчувствует грядущие социальные перемены и падение привычных нам культурных и политических устоев.

Именно эта «чувствительность» позволила успешному инвестору, политическому активисту и филантропу получить более миллиарда долларов на коротких продажах британского фунта в 1992 году, когда он предугадал, что Банк Англии не выдержит ударов на валютных рынках. Позднее понимание того, что рынки не способны к самовосстановлению, помогло ему в управлении после глобального финансового кризиса 2008 года.

Сороса вновь держит «антенны» по ветру: мультимиллиардер считает, что грядёт новый финансовый кризис. В этот раз он пеняет на политические и социальные «брожения» в Европе.

«Всё пошло не так»

29 мая во время выступления на Европейском совете по международным отношениям Сорос озвучил неутешительный диагноз: «За последнее десятилетие все, что могло пойти не так, пошло не так». Сорос считает, что Европейский союз переживает разгар экзистенциального кризиса, и всё происходящее дальше будет испытывать и без того хрупкий блок на прочность.

Нетрудно понять, о чём он говорит. Политика экономии после кризиса 2008 года, когда правительства уменьшали дефицит любой ценой, настроила греков против немцев и превратила отношения между бедными и богатыми европейскими страны в борьбу отчаянных должников с властными кредиторами. Экономика стран-должников была сломлена, массы безработных были не в состоянии рассчитаться с кредиторами. Всё это вызвало широкомасштабные негодования с обеих сторон – эту карту впоследствии будут разыгрывать политики-популисты.

Десять лет спустя к власти в Германии пришла крупнейшая оппозиционная партия ультраправых. В Италии продвинулась коалиция популистов. Великобритания идет к Брекситу. Учитывая, что Дональд Трамп отказался от ядерной сделки с Ираном и предпринимает шаги, грозящие завершением многолетнего трансатлантического союза между США и Европой, перспективы ЕС кажется еще более опасными.

Сорос считает, что все началось с кризиса беженцев. Сначала немцы и других богатые страны считали чужими греков. Затем в 2015 году пошла новая волна «аутсайдеров» из таких стран, как Сирия, Сомали, Бутан, Иран и Афганистан. «Поначалу большинство людей сочувствовало тяжелому положению беженцев», — сказал Сорос в своем выступлении. «Но они не были готовы к тому, что изменится их повседневная жизнь. Очень скоро они перестали верить в то, что власти со всем справятся». Кризис беженцев подпитывал популистскую ненависть даже в странах с небольшим количеством мигрантов. Действующий премьер-министр Венгрии Виктор Орбан провел избирательную кампанию против беженцев, несмотря на то, что Венгрию кризис едва затронул.

С 2010 года в Европу из стран Африки, расположенных к югу от Сахары, мигрировали по меньшей мере 1 млн человек. Общее число людей, прибывающих из Африки (особенно, из Ливии) постоянно растет. Поскольку среди населения Африки очень много молодых людей, которые, в отличие от сирийцев, бежавших от войны, являются экономическими мигрантами, некоторые эксперты полагают, что миграционный кризис в ближайшие годы будет только ухудшаться.

В долгосрочной перспективе, миграция предоставит значительные преимущества принимающим странам: прибывающие представители разных народов помогут экономике расти. Тем не менее, любая страна может на какое-то время воспротивиться большому потоку экономических мигрантов. Сорос опасается, что Европа, в ее нынешнем состоянии полураспада, политического популизма и жесткой экономии, может рухнуть под этим давлением, предоставляя социальные услуги и рабочие места беженцам. В краткосрочной перспективе, по мере того, как мигранты присоединяются к рабочей силе, это приведёт к росту конкуренции за рабочие места и снижению заработной платы, что только раззадорит популистов. Если кризис продолжится в прежнем темпе, на карту будет поставлен весь Европейский союз.

Африканский «план Маршалла»

План Сороса по спасению Европы прост и в то же время невероятно сложен: нужно решать проблему беженцев. Сорос предлагает ЕС ежегодно в течение нескольких лет выделять Африке €30 млрд ($35,4млрд). «Африканский план Маршалла» будет направлен на создание и укрепление демократических стран в Африке. Поддержка и оптимизация экономики африканских стран будут изменять мышление людей, меньше беженцев станут покидать регион.

Утопический план Сороса предназначен скорее для того, чтобы припугнуть ученых, чем выйти на какой-либо законодательный уровень.

Сорос и сам в какой-то мере осознает это. «Существует жуткая нехватка финансовых ресурсов … Где взять деньги?» В 2015 году, например, ЕС уже инициировал «устранение первопричин миграции в Африке»: план финансирования включал только €1,8 млрд (1,9 млрд).

Сорос намекает на какое-то финансовое волшебство, говоря, что есть «оригинальный способ, средство специального назначения, которое позволит ЕС использовать финансовые рынки по очень выгодной ставке, без прямых обязательств для государств-членов блока». Речь идёт о долгое время не использовавшейся заемной способности ЕС, которая также имеет высокий кредитный рейтинг. Это даже может привести к притоку капитала из валют развивающихся рынков. «Экономический стимул плана Маршалла для Африки и других частей развивающегося мира появляется как раз вовремя», — сказал Сорос в своем выступлении.

Сорос не вдается в детали своего плана. Тем не менее, если кто и знает, как ЕС заимствовать миллиарды долларов с большими ставками через таинственные финансовые механизмамы, то это, вероятно, Сорос.

Но план по-прежнему в значительной степени представляет собой фантазию, набросок, дающий представление о том, что могло бы оказаться политически действенным, но не будет таковым.

«Это слишком смело», — говорит Роб Джонсон, эксперт в области глобальных финансов, бывший управляющий директор фонда Soros Fund Management и близкий друг Сороса. Джонсон несомненно уважает бывшего коллегу и считает Сороса очень глубокомысленным человеком. Он также согласен с его «диагнозом» ситуации в Европе.

Но подобный план требует политического сотрудничества между странами, которые вполне могут воспротивиться этой инициативе. Миграция распределена между странами Европы неравномерно. Таким образом, любой план с непропорциональным распределением издержек, будет выгоден для таких перенаселенных беженцами регионов, как, например, южная Италия, и убыточен для таких стран, как Германия.

«Нежелание Германии и других европейских стран участвовать в «коллективном хозяйстве» будет трудно преодолеть», — говорит Джонсон. «Такие страны, как Франция и Италия, стремятся сохранить государственный контроль над своими бюджетами, невозможно иметь несколько стран, контролирующих собственные бюджеты, и одновременно нести общую финансовую ответственность».

Месседж важнее самого плана

Отставляя реальный взгляд на вещи, план Сороса – не что иное, как способ встряхнуть мир и призвать всех к действию. Когда знаменитый инвестор-миллиардер говорит о надвигающейся опасности, люди начинают задумываться.

«Сомневаюсь, что Джордж предлагает, чтобы кто-то на следующей неделе разработал законопроект и тут же принял его. Но он создаёт обсуждение», — говорит Джонсон. «Он даёт общую картину для того, чтобы начать разговор, отбросив традиционные «премудрости». Это видение создает положительный коллективный интерес к тому, чтобы каждый мог сделать что-то для Африки.

Предложение Сороса примечательно также тем, что включает в себя некоторые довольно противоречивые идеи — идеи, от которых не по себе многим могущественным представителям элиты. Так, он говорит, что кризис беженцев — это ответственность Европы. Некоторые считают, что, когда в 2015 году ЕС сократил сделки с африканскими государствами, он просто сместил эпицентр кризиса беженцев в северную Африку, оставляя бедные страны самих разбираться с безопасностью границ. Сорос хочет, чтобы Евросоюз взял эту задачу на себя. «Нужно признать, что кризис беженцев — это европейская проблема, требующая европейского решения», — утверждает он.

По мнению Сороса, европейское решение должно стать чем-то гораздо бОльшим, чем безопасность границ. «Основная цель большинства европейских стран не в том, чтобы способствовать демократическому развитию в Африке и в других регионах, а в том, чтобы остановить поток мигрантов», — говорит Сорос. По его мнению, Европа уклоняется от ответственности, потому что «значительная часть имеющихся средств уходит на «грязные» сделки, подкуп диктаторов, чтобы те не допускали миграции». Каков результат? Ещё больше политических беженцев.

Миграция должна быть полностью добровольной с обеих сторон. «Государствам-членам блока не следует принимать больше беженцев, чем они хотят» — говорит Сорос. «И беженцев тоже не следует заставлять селиться в тех странах, в которые они не хотят ехать». Сорос считает, что эта фундаментальная идея должна стать основой европейской миграционной политики, которая не должна привести ни к превращению Европы в закрытую крепость, ни к бесконтрольному потоку беженцев. Это – в идеале. Есть много причин, по которым взаимная и добровольная миграция невозможна.

Аскеза также не работает. «До недавнего времени казалось, что жесткая экономия работает», — говорит Сорос. «Но она сама по себе является одним из факторов, способствующих кризису в Европе». План Сороса требует от государств отказаться от практики жесткой экономии, поскольку ни одна страна не сможет профинансировать гуманитарную помощь без государственных долгов.

Может ли план «выйти боком»?

Сорос осознает, что, когда речь заходит о подъеме популизма в Европе, это может стать проблемой.

«Эта инициатива должна стать по-настоящему общей», — сказал Сорос в Европейском совете по международным отношениям. «Обычные люди чувствуют, что их игнорируют. Сейчас мы нуждаемся в совместных усилиях, которые бы сочетали подход как «сверху вниз», так и «снизу вверх».

Другими словами, спасение Европы требует действий элит. Сорос однозначно является членом элиты. «Это очень богатый, очень влиятельный, очень активный и влиятельный в политике человек, и он был демонизирован, ему не доверяют», — говорит о Соросе Джонсон. «Никто не доверяет представителям элит».

И Сорос, и Джонсон считают, что электорат устал от больших политических решений, принимаемых без их участия. С распространением популизма в Европе, скорее всего, ни «африканский план Маршалла», ни любая иная программа помощи стоимостью более $30 млрд не смогут состояться без широкомасштабной поддержки политического костяка.

У Сороса нет ответа на вопрос о том, как план, озвученный перед небольшой аудиторией в Европейском совете по международным отношениям, должен получить широкое распространение. Но Сорос по-прежнему верит в ценность Евросоюза. «Идея открытого европейского общества не перестаёт вдохновлять меня, — говорит Сорос. «Теперь, чтобы оставаться частью реального мира, Европе нужно будет заново себя переосмыслить»

http://ktovkurse.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter