О том, как «Роскосмос» Дмитрия Рогозина стал круче SpaceX Илона Маска » Элитный трейдер
Элитный трейдер


О том, как «Роскосмос» Дмитрия Рогозина стал круче SpaceX Илона Маска

12 июля 2018 Живой журнал | Tesla Motors (SpaceX) Нальгин Андрей
Ещё пару-тройку лет назад гордые функционеры российской космонавтики потешались и посмеивались над авантюристом и выскочкой Илоном #Маском. Мол, его хвалёная «многоразовость» – это дутый пузырь, такой же очевидный, как и сланцевая #нефть, и вообще стране Циолковского, Королёва и Гагарина лучше знать, как правильно доставлять людей и грузы на орбиту.

Потом, уже в прошлом году, тогдашний космический вице-премьер Дмитрий Рогозин на голубом глазу заявил, что некоторые из успешных наработок SpaceX #Россия может успешно стырить применить у себя. А теперь, когда многомудрый Дмитрий Олегович катапультировался прямиком в кресло главы «Роскосмоса», гнаться за Маском уже не считается зазорным. И понеслось…

Оказывается, 10 июля 2018 года состоялся настоящий прорыв и новое слово в российской космонавтике. Произошло событие, которое откроет в ней новую главу, и только из-за #футбола это всё осталось незамеченным широкой публикой и не получило должного резонанса.

Что это было?

Нашим специалистам удалось запустить на МКС грузовой космический корабль «Прогресс МС-09» по новой двухвитковой схеме, и путь от старта до стыковочного узла занял всего три с половиной часа вместо прежних двух суток. Это было сделано впервые в истории космонавтики, и подобная схема способна в будущем сильно облегчить работу на орбитальных станциях.

Справедливости ради, некоторые пуски к МКС, начиная с 2013 года, уже выполнялись по укороченной схеме – четырёхвитковой. Там путь занимал чуть более шести часов. Но применять её возможно не всегда: нужно очень точно подгадывать время старта, чтобы обеспечить нормальную стыковку на требуемой орбите ровно в момент, когда станцию и корабль освещает Солнце. И нужна ювелирно точная работа двигателей космического аппарата, чтобы подлететь к МКС почти с той же скоростью и требуемым фазовым углом, что и у неё самой.

Новая схема пока так же зависима от времени пуска, и её испытания несколько раз срывались, когда автоматика уже на стартовом столе заставляла переносить включение двигателей. Но сейчас идёт речь о доработке третьей ступени ракеты-носителя, чтобы она могла проводить доворот (до 1,5°) для обеспечения компланарного выведения аппарата.

Спора нет, это всё интересно и важно. Главное, что новация «Роскосмоса» добавляет комфорта экипажам космических кораблей, снижая нагрузку на вестибулярный аппарат и упрощая адаптацию к невесомости. И это снижает порог доступа для космических туристов, в частности. Кроме того, некоторые скоропортящиеся грузы, например, биоматериалы, можно будет доставлять на МКС совсем вовремя, что расширяет поле для возможных экспериментов. Наконец, укороченная схема запуска позволит эффективнее собирать на орбите новые многокомпонентные станции и обслуживать их.

В общем, представители российской космонавтики теперь горды и величавы. «Ни американцы, ни китайцы ещё такого не делали», – говорит Сергей Романов, первый заместитель генерального конструктора, главный конструктор пилотируемых космических комплексов РКК «Энергия». Да и другие руководители корпорации с видимым удовольствием перечисляют плюсы.

Однако, и вопросы к «Роскосмосу» остаются. Главный из них – а что там с многоразовостью, которая де-факто уже становится главным трендом в космонавтике?

Россия ввязалась в эту гонку или, точнее говоря, вернулась к теме, используя наработки времён позднего #СССР. Даже многострадальная «Ангара», самый известный долгострой отечественной космонавтики, станет лёгкой и многоразовой… в неопределённой перспективе. Пока речь идёт о конце 2020-х гг., но такой горизонт планирования реальных прорывов не сулит. Есть и другие проекты, причём некоторые из них представлены совсем не космическими предприятиями российского ВПК.

Но всем им пока не хватает системности. Если с инженерной стороной при всей невнятности сроков ситуация более-менее ясна, то с остальным – полный туман. В конце концов, многоразовость – хотя и важная, но не единственная составляющая #бизнес-модели SpaceX, в которой снижение стоимости доставки груза на орбиту увязано с частотой запусков, оптимизацией полезной нагрузки, её стоимостью и даже с вероятностью получения заказов на будущие проекты, на чём гений пиара Илон Маск делает особый акцент. Российские разработчики же сосредоточены больше на железе, чем на экономике всего проекта в целом.

И кто же в итоге окажется круче?

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter