Это будет мать всех моментов Мински » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Это будет мать всех моментов Мински

25 сентября 2018 Zero Hedge
В детстве все мы бывали на пляже и играли с песком. Помните, как вы пластмассовым ведерком постепенно высыпали все большую горку из песка, пока одна ее сторона не начинала рушиться?

В своей очень важной книге «Вездесущность: почему случаются катастрофы» (Ubiquity, Why Catastrophes Happen) Марк Бьюкенен (Mark Buchanan) описал эксперимент с песком, проведенный в 1987 г. физиками Пером Баком (Per Bak), Чао Таном (Chao Tang) и Куртом Визенфельдом (Kurt Wiesenfeld).

Они принялись по одной песчинке строить горки из песка в Брукхейвенской национальной лаборатории в штате Нью-Йорк. Процесс медленный, так что они написали симулирующую его компьютерную программу. Не так весело, но зато намного быстрее.

В ходе эксперимента они выяснили интересные вещи, помогающие понять, как разворачиваются всевозможные катастрофы, в том числе рыночные обвалы.

Критическое состояние

Каков типичный размер лавины? После огромного числа тестов с миллионами песчинок обнаружилось, что типичного размера не существует:

«Иногда это одна песчинка; иногда – десять, сто или тысяча. В других случаях обрушивалась почти вся горка из миллионов песчинок. И каждый раз казалось, что может случиться практически что угодно».

Горка песка совершенно хаотична и непредсказуема.

А теперь давайте прочитаем следующий отрывок. Он важен, так как вызывает мысленную картинку, помогающую понять организацию финансовых рынков и мировой экономики (выделение мое):

«Чтобы выяснить причину такой непредсказуемости в игре с песчаной горкой, Бак и коллеги кое-что изменили в своем компьютере. Представьте, что вы смотрите на горку сверху и раскрашиваете ее в соответствии с крутизной. Где она относительно ровная и устойчивая, цвет зеленый; где она крутая и вот-вот может сойти лавина, цвет красный. Что вы видите? Ученые обнаружили, что сначала горка почти вся зеленая, но с ее ростом появляется все больше красного. С ростом числа песчинок красных опасных точек становилось все больше, пока горку не накрыла плотная сеть неустойчивости. Как раз здесь крылся ключ к ее характерному поведению: песчинка, попавшая в красную точку, может по принципу домино вызвать схождение лавины в соседних красных точках.

Если красная сеть неплотная и проблемные точки изолированы друг от друга, то одна песчинка может оказать лишь ограниченное воздействие. Но если горка усеяна красными точками, то последствия следующей песчинки становятся чертовски непредсказуемыми. Она может спровоцировать как лишь парочку скольжений, так и катастрофическую цепную реакцию с участием миллионов песчинок. Песчаная горка как будто приходит в сверхчувствительное и особенно неустойчивое состояние, когда следующая песчинка может спровоцировать реакцию любых размеров».

Ученые называют это состояние критическим. Критическим состоянием могут называть точку возможного превращения воды в лед или пар, момент запуска критической массой ядерной реакции и т. д.

«Однако физики всегда рассматривали критическое состояние как некую теоретическую диковинку, чертовски неустойчивое и необычное состояние, возникающее только в самых исключительных условиях [в строго контролируемых экспериментах]… Но в игре с песчаной горкой критическое состояние возникало естественно, посредством случайного распределения песчинок».

Поэтому ученые задались вопросом: не может ли это явление наблюдаться где-то еще? В земной коре, провоцируя землетрясения… в масштабных изменениях экосистемы… или в обвалах фондовых рынков?

Пальцы неустойчивости

Ученые обнаружили, что размер и время лавины зависят от того, что они называют «пальцами неустойчивости».

«Когда горка достигает критического состояния, многие песчинки находятся на грани соскальзывания, и с этими песчинками связаны «пальцы неустойчивости» различной длины. Среди них есть как короткие, так и простирающиеся от одного конца горки к другому. Поэтому спровоцированная песчинкой цепная реакция может вызвать лавину любого размера, в зависимости от попадания этой песчинки на короткий, средний или длинный палец неустойчивости».

Мы подошли к критической точке нашего обсуждения. При прочтении следующего отрывка думайте о рынках (опять же, выделение мое, так как это критически важно для понимания рынков и изменений; возможно, стоит перечитать 2-3 раза):

«Экстраполируя упрощенные условия песчаной горки, можно сделать неожиданный вывод: даже величайшие события не имеют особых или исключительных причин. В конце концов, любая лавина, большая или малая, начинается одинаково, когда единственная песчинка делает горку слишком крутой в одной точке. Размеры лавины никак не связаны с ее изначальной причиной или какой-либо особой ситуацией в горке перед ее началом. А связаны они скорее с неустойчивой организацией критического состояния, из-за чего любая следующая песчинка может спровоцировать лавину любого размера».

Растущая песчаная горка

А теперь совместим эту идею еще с некоторыми концепциями.

Экономист Хайман Мински (Hyman Minsky) указывает на то, что устойчивость ведет к неустойчивости. Чем комфортнее определенные условия или тенденции, тем дольше они длятся. А затем, когда тенденция нарушится, тем драматичнее будет коррекция.

Это будет мать всех моментов Мински


Стилизованный «цикл Мински»

Хеджируемые финансы; Спекулятивные финансы; Пирамидальные финансы; Момент Мински

Кредит

ВВП

Время

Источник: анализ команды MSIM Global Multi Asset

Долгосрочная устойчивость порождает неустойчивые финансовые условия. Если мы верим, что завтра будет так же, как на прошлой неделе, мы более склонны увеличить долг или предпочесть сбережениям текущее потребление.

Таким образом, согласно Мински, чем дольше период устойчивости, тем выше потенциальный риск еще большей неустойчивости, когда участники рынка будут вынуждены изменить свое поведение.

Если соотнести это с нашей песчаной горкой, чем дольше в экономике нагнетается критическое состояние, тем больше потенциал серьезной «лавины».

Как я писал в своей серии статей о «крушении поезда» (резюме), мы сыпем песок не на одну, а на десятки, а может, и сотни горок, которые неизбежно рухнут. Они не будут расти вечно.

В первой части серии, «Крушение кредитного поезда» (Credit-Driven Train Wreck), я объяснил, как кризис ликвидности может запустить цепочку событий, ведущих к великой перезагрузке.

Какая песчаная горка обрушится первой? Вариантов много, но, на мой взгляд, наиболее вероятный – высокодоходный корпоративный долг. Миллионы инвесторов считают, что они могут получать сочный доход, а затем при появлении неприятностей – продать.

Думаю, близится величайший момент Мински. Песчаная горка рухнет не мгновенно, а в течение нескольких лет, так как накопилось $500 трлн долга.

Помните, что от долга нельзя так просто избавиться. Речь идет о чьей-то денежной задолженности и одновременно об активе на чьем-то балансе. Нельзя просто так с этим разделаться без больших последствий для культуры и общества.

Но пальцы неустойчивости – кредитная система – растут, и с каждым месяцем красных точек становится все больше. И все они тесно взаимосвязаны. В один прекрасный день какой-нибудь очередной Таиланд, или Россия, или кто-то еще (без разницы) запустит цепную реакцию.

http://www.zerohedge.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter