ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (ПАО «НМТП») входит в тройку крупнейших портовых операторов Европы по объёму грузооборота и является лидером на российском стивидорном рынке. В активах ПАО «НМТП» сразу два крупнейших морских порта — порт Новороссийск на Чёрном море и порт Приморск на Балтийском море. Кроме того, «НМТП» принадлежит порт Балтийск в Калининградской области. Порты осуществляют перевалку широкой номенклатуры грузов: генеральных, навалочных, наливных и контейнерных.
Положение в отрасли
Последние годы суммарный грузооборот российских портов растёт и в 2018 году составил 816,7 млн тонн, согласно данным АСОП.
Грузооборот морских портов России, млн тонн
Из них 78 млн тонн пришлись на порты ПАО «НМТП», что составляет около 9,5% от общего грузооборота в стране.
Грузооборот морских портов ПАО «НМТП», млн тонн
Порты ПАО «НМТП» являются одним из основных каналов транзита импортных и экспортных грузов и соединяют Россию через международные транспортные коридоры со странами Ближнего Востока, Средиземноморья, Юго-Восточной Азии, Северной Африки, а также Южной и Северной Америки.
Структура перевалки грузов ПАО «НМТП» в 2018 году, %
Нефтепродукты, зерно, а также чёрные металлы и чугун занимают наибольшую долю в структуре перевалки грузов «НМТП».
Порт Новороссийск
Единственный глубоководный порт на юге России. Порт располагается в восточной части черноморского побережья на берегу Цемесской (Новороссийской) бухты на пересечении международных коридоров. Бухта не замерзает, благодаря этому обеспечивается круглогодичная работа порта. Максимальная глубина нефтеналивных причалов составляет 24,5 м, а глубина причалов для перевалки навалочных, контейнерных и генеральных и грузов — около 14,5 м.
Порт Приморск
Крупнейший порт в Северо-Западном регионе России, занимающийся перевалкой нефти и нефтепродуктов на Балтийском море. Расположен на материковой части пролива Бьёркезунд Финского залива Балтийского моря. Порт является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы, по которой осуществляется транспортировка нефти с месторождений Западно-Сибирского, Тимано-Печерского и Урало-Поволжского районов. Максимальная глубина у причалов составляет 17,8 м.
Порт Балтийск
Современный порт, расположенный на берегу Балтийского пролива в Калининградской области. Соединяет Калининградский залив с Балтийским морем. Незамерзающая акватория обеспечивает круглогодичную эксплуатацию порта. Развитая сеть транспортных коммуникаций с Европейской частью России и странами Восточной и Центральной Европы позволяет оперативно осуществлять доставку грузов благодаря автотранспортному и железнодорожному сообщению.
Основные активы ПАО «НМТП»
АО «Новорослесэкспорт»
Крупный порт, расположенный на северо-восточном черноморском побережье в городе Новороссийск. Основным направлением деятельности является хранение и перевалка контейнерных и лесных грузов.
Территория порта составляет 59,7 га, из которых 42,53 га занимает лесной терминал, а 16,77 га — контейнерный терминал. Общая площадь складов составляет около 388 м2. Акватория порта занимает 7,87 га и включает одиннадцать причалов общей протяжённостью около 1,6 км.
АО «Новороссийский судоремонтный завод»
Предоставляет широкий спектр стивидорных и судоремонтных услуг. Входит в пятёрку крупнейших портов Европы и является одним из крупнейших портовых операторов на побережье Чёрного моря. Судоремонтное производство включает десять причалов общей протяжённостью более 1,7 км, два плавучих сухих дока, грузоподъёмное оборудование и мощнейшие портальные краны. АО «НСРЗ» может принимать судна длинной до 190 м и шириной до 33 м. Портово-разгрузочная деятельность включает хранение и транспортную обработку грузов, а также портовые операции и прочую вспомогательную деятельность.
ООО «ИПП»
Одно из ведущих предприятий Новороссийского транспортного узла. Занимает площадь около 10 га в границах порта Новороссийск. Оказывает услуги по приёму грузов из цистерн и отгрузке их на морские суда, осуществляет лабораторную экспертизу принятых грузов. Через терминал ООО «ИПП» осуществляются импортно-экспортные операции с нефтепродуктами, минеральными удобрениями и растительным маслом.
АО «Флот Новороссийского морского торгового порта»
Крупнейшая частная буксирная компания в России. Предоставляет услуги по буксировке судов, швартовке, бункеровке водой, маслом и топливом, а также природоохранные и противопожарные услуги. Флот состоит из 15 буксиров, 14 судов вспомогательного флота, 5 судов нефтеналивного флота, пожарного судно и судна обеспечения. ООО «Балтийская Стивидорная Компания» Портовый оператор грузопассажирского автопаромного и контейнерного терминала. Является лидирующим предприятием по обороту контейнерных грузов в Калининградской области. Общая площадь терминала составляет 25,8 га. Включает два причала длиной 205 м и 209 м, складские площади и более 70 единиц перегрузочной техники.
ООО «Приморский торговый порт»
Осуществляет погрузочно-разгрузочные работы по перевалке нефти и нефтепродуктов для экспортных поставок в акватории Балтийского моря. Площадь терминала составляет 54 га, включает шесть грузовых причалов. Грузооборот в 2018 году превысил 53 млн тонн.
Структура акционерного капитала ПАО «НМТП» на 30.06.2019, %
Основным акционером ПАО «НМТП» с долей 50,1% акций является ПАО «Транснефть». Ещё 20% акций принадлежит Российской Федерации в лице Росимущества. 10,5% акций владеет ООО «Транснефть-Сервис». 1,4% принадлежит ООО «НМТП-Капитал». Прочие акционеры владеют 18% акций.
Финансовые показатели ПАО «НМТП»
Динамика активов
Активы превысили 138 млрд руб. в 2018 году, что стало рекордным показателем за последние пять лет.
Капитал и обязательства
Капитал в 2018 году составил более 50,8 млрд руб. и растёт последние четыре года после падения по итогам 2015 года. Обязательства в 2018 году составили около 87,6 млрд руб., сократившись за пять лет на 23%.
Выручка, млн руб.
Выручка не имеет ярко выраженной динамики.
Чистая прибыль и операционная прибыль
По итогам 2014 и 2015 гг. был чистый убыток, однако в 2016 году ПАО «НМТП» получило рекордную за последние пять лет чистую прибыль, которая снижалась следующие два года. На операционном уровне компания оставалась прибыльной в этот период.
Денежный поток от операционной деятельности
Денежный поток стагнирует последние четыре года после роста по итогам 2015 года.
История дивидендных выплат
Решение о выплате дивидендов ПАО «НМТП» принимается советом директоров исходя из размера полученной чистой прибыли, обеспечения финансирования приоритетных проектов развития и резервного фонда, показателей рентабельности, показателей платёжеспособности и финансовой устойчивости, обеспеченности собственными оборотными средствами. По итогам 2018 года совокупно было выплачено 0,76 руб. на акцию.
Основные риски для миноритарных акционеров
Ухудшение политической и экономической ситуации в стране и мире.
Финансовые риски, связанные с ростом процентных ставок и колебанием курсов валют.
Рост конкуренции и снижение грузопотока вследствие строительства дополнительных портовых мощностей.
Операционные риски, связанные с авариями и выходом из строя оборудования.
Стратегические риски, связанные с управленческими ошибками топ-менеджмента.
Игнорирование интересов миноритарных акционеров при принятии важных решений.
http://open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter