Что с тобой, палладий? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Что с тобой, палладий?

25 января 2020 Precious metals Нечаев Андрей
Все вы видите безудержный рост цен на #палладий в последнее время. Рост цены в серии последовательных исторических максимумов заставляет инвесторов задаваться вопросом, будет ли это ралли продолжаться? Разные аналитики оценивают это ралли по-разному. Например: «У экстраординарного ралли палладия есть потенциал, чтобы цены продолжали расти до $ 3000 за унцию», - говорит Джеффри Керри из Goldman Sachs Group Inc. «Потенциал роста значителен, так как рынок сейчас находится в фазе нормирования спроса, - считает Керри, глава отдела исследования мировых сырьевых товаров Goldman, - но рост не будет устойчивым, так как после того, как рост спроса будет уничтожен, цены снова упадут, и останется лишь ожидать нового скачка, как мы видели в прошлом году».

«Этот процесс, вероятно, продолжится до тех пор, пока автопроизводители, наконец, не перейдут на другие драгоценные металлы, такие как #платина и #родий. Но это, вероятно, произойдёт только тогда, когда дефицит палладия станет достаточно серьёзным, чтобы создать проблемы при производстве автомобилей, до которого ещё далеко», - думает Джеффри.

CPM Group: «Ожидается, что экономический рост продолжится в течение 2020 года, хотя и более медленными темпами. CPM Group не ожидает рецессии в 2020 году. <...> Ожидается, что металлы платиновой группы, особенно палладий и родий, в течение года получат выгоду от своих сильных факторов спроса и предложения. Возможное улучшение продаж китайских автомобилей (после снижения торговой напряжённости и ослабления денежно-кредитной политики в Китае) может значительно повысить цены на эти металлы. Тем временем ожидается, что платина выиграет от растущей обеспокоенности по поводу перебоев с поставками из Южной Африки и её рекордного дисконта к цене палладия».

Всё это – рассуждения различных аналитиков, не подкреплённые, увы, никакими реальными фактами! Я так же, как и они, не обладаю никакой инсайдерской инфой, лишь только пытаюсь анализировать различные более-менее открытые источники. Поэтому предлагаю вам «пройтись» по моим последним публикациям на форуме с некоторыми дополнениями и уточнениями.

Начнём с того, что у г-на Потанина нет никакого торгуемого на бирже ETF-фонда, как некоторые думают. Он создал фактически закрытый типа "инвестиционный" хедж-фонд Global Palladium Fund, в котором и накапливает металл, и продаёт его кому захочет, и может давать в аренду. Я об этом много раз писал. О создании этого фонда было объявлено ещё в 2014 году - см. Создание инвестфонда для покупки палладия:

Да, там есть целый ряд рыночных участников, которые за последние много лет накопили уже произведенный объем палладия на своих балансах, и сегодня не имеют индустриальной модели их сбыта. Мы как крупный, ответственный игрок на этом рынке производим более 40% мирового производства палладия, прекрасно понимаем нашу ответственность. Мы имеем и дистрибьюторские каналы, и понимание того, что необходимо конечным отраслевым потребителям этой продукции. Мы готовы со своей стороны обеспечить наиболее гладкое прохождение этой продукции через дистрибьюторскую цепочку. Мы не хотим, чтобы эта продукция в той или иной форме выбрасывалась на рынок, как это было в последние 10 лет.


Т.е. был создан некий "мегарегулятор", определяющий основные поставки и цены на палладий на рынке. Теперь представьте, вы создаёте дефицит металла на рынке, ограничивая поставки, что резко повышает цены на него. Многие потребители (и производители) металла просто вынуждены брать его в аренду. Ну а для монополиста вопрос ясен - зачем продавать металл, если его можно сдавать в аренду по ставкам 32,56%? Это как на дефицитном рынке недвижимости: продал квартиру - получил сиюминутную прибыль - и всё. А с аренды можно получать прибыль годами.

Кстати, по-поводу платины. Из присланного мне сейчас обзора Дэйва Леггета, главного редактора just-auto.com:

Автопроизводители начинают петь одну и ту же песню, когда дело доходит до электрификации и её долгосрочных целей и амбиций (но учтите, что они предпочитают включать в свои цели гибриды, а не говорить про чисто электрические). Вот несколько недавних примеров - Kia и Subaru: Kia Plan S планирует к 2025 году увеличить продажи электромобилей на 500 тыс. единиц. Subaru чартит только электрифицированное будущее...

Всё же электрические фьючерсы, возможно, не только о батарейных технологиях. Hyundai-Kia - вместе с правительством Южной Кореи - без ума от водорода, поэтому было интересно - для разнообразия - услышать о планах Isuzu в этой области, работающей совместно с Honda. Компании, похоже, начинают осознавать пригодность водородных топливных элементов для средних грузовых и грузовых автомобилей большой грузоподъёмности, которые предполагают преимущество при нулевых выбросах и, возможно, большим расстоянием между заправками - до 400 км.

Другие технологии электропривода на батарейках, которые всё чаще встречаются в легковых автомобилях и транспортных средствах малой грузоподъёмности, менее пригодны для перевозки тяжёлых грузов на большие расстояния.

В этом случае Isuzu привносит в сотрудничество опыт разработки коммерческих транспортных средств, в то время как Honda обладает достаточным опытом в области систем управления электромобилями и технологии водородных топливных элементов. Это один из тех случаев, когда надобно следить за их развитием.


Вообще, у г-на Потанина есть ещё несколько фондов, кроме Global Palladium Fund. Например, сегодня Коммерсантъ сообщает:

Группа ЕСН вышла из Быстринского проекта

Её долю купила структура Владимира Потанина CIS Natural Resources Fund — российский и международный инвестиционный фонд - создан в 2016 году бизнесменами Григорием Берёзкиным (Группа ЕСН) и Владимиром Потаниным (Интеррос) для реализации сырьевых проектов в РФ и СНГ.

По данным "Ъ", Григорий Березкин продал долю в фонде CIS Natural Resources компании группы «Интеррос» Владимира Потанина. Основным активом CIS Natural Resources, размер которого составляет $250 млн, является доля в Быстринском ГОКе. Причиной продажи источники "Ъ" называют неопределенность со сроками выхода Быстринского ГОКа на IPO и потребность группы ЕСН в деньгах для метанольного проекта на Дальнем Востоке.


Однако самое интересное то, что Потанин сейчас пытается создать "цифровые активы" в металлах на базе блокчейн технологии через свой фонд в Швейцарии:

Владимир Потанин - о возможностях цифровизации в интервью CoinDesk

Владимир Потанин в интервью CoinDesk, ключевому новостному изданию, специализирующемуся на блокчейн технологии и цифровых валютах, рассказал о том, как представлять металлы в виде цифровых активов (созданных с помощью IBM), оптимизировать свой бизнес с помощью распределенных баз данных (созданных на Hyperledger) и предлагать инвесторам новые способы участия в бизнесе.
<...>
«Например, вы видите, что палладий растёт, но у вас нет возможности прийти в „Норникель" и купить палладий на несколько миллионов долларов. Скажем, у вас в кармане $500, и вы хотите сделать ставку на цену палладия. Вы входите на нашу платформу и получаете небольшую порцию палладия в токенизированной форме»...


Далее даю цитаты отсюда:

По оценкам Сьюки Купер, аналитика из британского банка Standard Chartered, биржевой рынок палладия «перепродан», но подъём цен на этот металл платиновой группы имеет объективную основу. В течение большей части последнего десятилетия спрос на палладий превышал предложение. В 2020 и 2021 годах дефицит на этом рынке оценивается в 700 тыс. унций, тогда как его годовой оборот составляет порядка 10 млн унций.

Крупнейшим потребителем палладия является автомобильная промышленность, где этот металл используется в катализаторах для разложения выхлопных газов на безобидные составляющие. В прошлом году в Китае были ужесточены экологические требования, вследствие чего спрос на палладий подскочил более чем на 25%.

При этом поставки палладия на мировой рынок осуществляют только две страны — Россия, контролирующая около 60% рынка, и ЮАР (40%). Как недавно сообщило южноафриканское правительство, в ноябре 2019 года производство платины и палладия в стране упало на 13,5% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года.

Ранее роль «буфера» на рынке играли резервы, сосредоточенные инвестиционными фондами, но их объём к началу 2020 года сократился до около 600 тыс. унций по сравнению с 2,5 млн. унций в 2015 г. [имеются в виду ETFs, а не фонд Потанина. Прим. моё - Andy].

По мнению ряда биржевых аналитиков, взлёт цен на палладий имеет значительную спекулятивную основу, что усиливает волатильность рынка и может привести к внезапному обрушению котировок. Но объективные факторы будут способствовать дальнейшему подорожанию этого металла в 2020-2021 гг.


Ну и, наконец, цитируемая сейчас многими статья на сайте FT (прочитать могут только те, у кого есть платная подписка на FT).

Британская организация, отвечающая за рынок палладия, предупредила своих участников о дефиците драгметалла на рынке, призвав их "иметь это в виду" при проведении сделок. Цена палладия выросла на 80% за последний год, превысив стоимость золота, и в настоящее время палладий является одним из самых дорогих драгметаллов. На этой неделе стоимость палладия с физической поставкой в Лондоне превысила цену фьючерсов с поставкой в марте более чем на $200 - это максимальный спред по крайней мере за 20 лет, свидетельствуют данные Refinitiv.

В письме главы London Platinum and Palladium Market (LPPM) Джона Меткалфа отмечается, что "исключительно турбулентные торговые условия" поставили под угрозу ликвидность рынка палладия. Меткалф отметил, что дефицит палладия, вероятно, будет сохраняться в течение длительного времени. По его мнению, текущая ситуация хуже положения дел в конце 90-х гг., когда экспорт драгметалла из России был ограничен в результате развала Советского Союза.

Он призвал банки, являющиеся участниками LPPM, иметь это в виду при проведении сделок. Палладий торгуется в Лондоне на внебиржевом рынке, и, таким образом, сделки заключаются напрямую между двумя сторонами. По словам Меткалфа, похожие условия на рынке были в 1997-2000 гг., когда сокращение поставок из России создало дефицит палладия.

"Хотя у нас нет возможности получить точные данные, уровень запасов, доступных на рынке сегодня, вероятно, намного ниже, поскольку анализ спроса и предложения указывал на существенный фундаментальный дефицит в течение нескольких лет", - говорится в письме главы LPPM. [Все выделения - мои - Andy. А дальше - реверанс в сторону РФ:]

"Принимая во внимание это, а также тот факт, что сегодня у нас нет проблем с российским экспортом, неясно, может ли быть быстрое решение текущей проблемы нехватки предложения. Более того, вполне возможно, что разрешение этих проблем может затянуться", - отметил Меткалф.

Между тем цена палладия, ранее на этой неделе превысившая отметку в $2500 за унцию, опускается и может завершить снижением первую неделю из шести. В пятницу металл дешевеет на 0,8% - до $2441,04 за унцию, а с начала недели падение составляет 1,6%.

Спрос на палладий растёт, поскольку драгметалл все более активно используется в производстве автомобильных катализаторов в условиях ужесточения требований для уровня выбросов во многих странах мира. При этом в ЮАР, являющейся вторым по величине в мире производителем палладия, отмечаются перебои в добыче из-за проблем с подачей электроэнергии.

Аналитик Goldman Sachs Джеффри Карри на этой неделе заявил, что цена палладия, по его мнению, может протестировать отметку в $3000 за унцию, но не удержится долго на этом пике.

Эксперты Citi прогнозируют увеличение цен на палладий, ожидая роста спроса на металл со стороны автопроизводителей. «Наш базовый сценарий на 2020 год предполагает очень высокие цены на палладий в первом полугодии», - говорится в обзоре. Эксперты обращают внимание на то, что их предыдущий прогноз - $ 2500 за унцию - уже был превышен.

Аналитики UBS ожидают, что рынок палладия в 2020 году останется дефицитным девятый год подряд


Весело? Да! Давайте разбираться. Сейчас кто только не пытается анализировать рынки PGMs. Вот из последнего (позавчерашнего) обзора Scotiabank [Bank of Nova Scotia]:

Global Palladium Fund Норникеля (создан в 2016 году) предоставил и поставил ~ 1 млн унций за 2 года (2017–2018 годы) и нацелен на преодоление дефицита в среднесрочной перспективе, поставляя 300-500 тыс. унций палладия (сверх текущего производства). Этого было достаточно для сдерживания волатильности и ограничения скачков цен в течение 2017–2019 гг. Но синхронизированная переоценка цен (в форвардах, физических, спотовых, фьючерсных контрактах и объёмах) в январе 20-го года предполагает, что либо металла очень мало, либо спрос ненормально увеличился.

В целом, известные видимые запасы палладия (на COMEX + ETFs) находятся на уровне 671 тыс. унций. Теоретически они закончились бы менее чем через 3 месяца, если бы коэффициент раскрутки (типа - дефицита. Прим моё - Andy) за последние 3 года продолжался теми же темпами. По другим оценкам, наземные запасы палладия относительно прочих (неизвестных) запасов в основном закончились в 2017 году, что не совпадало с тем годом, когда форварды начали «реагировать» и когда запасы в ETFs действительно начали снижаться, по сути, подтверждая новую эру структурного дефицита.


Как я говорил неоднократно, рынок абсолютно непрозрачен, потому и приходится гадать различным аналитическим конторам и даже (!) руководству крупнейшего рынка физ. металла LPPM, что там есть или нет ещё у кого-то в загашниках? И что будет, если и когда этот кто-то эти запасы выбросит на рынок? Далее Scotiabank в обзоре пишет:

Форвардные контракты на палладий взлетели (арендная ставка на 1 млн PROXY-контрактов выросла до 35%), EFP (операции «обмена на физический металл» - Exchange For Physical на внебиржевом over-the-counter (OTC) рынке. Прим. моё - Andy) расширились до $ 40 за унцию, Цюрих (Швейцария - основной поставщик физ. металла на рынок. Прим. моё - Andy) был источником основной напряжённости, которая начала оказывать влияние на лондонский рынок, что указывало на крупномасштабную неликвидность, которая отражала физический дефицит с декабря 18-го - января 19-го.

Тем не менее, в финансовом отношении объёмы торгов на CME на прошлой неделе постоянно росли, как будто ничего не произошло, не было остановки торгов (попыток остановить ралли), что сильно отличается от переоценки палладия в 2001 году, после которой было много жертв, включая биржевых торговцев. Разрыв между (физической) неликвидностью и предполагаемой (бумажной) ликвидностью (бэквордация) продолжает расти, что, возможно, лучше всего отражается в очень неустойчивых ставках EFP.


Здесь хочу отметить уже три повышения CME GROUP маржинальных требований (ГО) на фьючи палладия (первое - 9-го, второе - 17 января, третье - вчера, о чём писал), так что CME пытается таки остановить это ралли. Фактически, сейчас многие спекули играют на разнице цен на фьючерсных, спотовых и OTC рынках. Если у CME получится значительно сократить количество подобных спекулей, сократится и количество желающих сыграть на арбитраже. Однако, как я уже говорил, скорее всего ситуация кардинально изменится только когда возобновятся поставки "скрытого" физ. металла на рынок.

А вообще, всё относительно... Перебои в подаче электроэнергии в ЮАР её производителем Eskom обошлись Anglo American Platinum в потерю всего 38 тыс. унций PGMs в 2019 году. Из-за перебоев в подаче электроэнергии добыча на шахтах приостанавливалась, что, конечно, влияло на производство в течение года. Все СМИ об этом писали! Однако, несмотря на трудности, общее производство PGMs у Amplats выросло на 9% в 2019 году по сравнению с предыдущим годом и составило 1,15 млн унций. Ну а по оценкам Metals Focus, глобальные запасы палладия равны примерно 14 месяцам спроса, и, поскольку эти запасы сократились вдвое за последнее десятилетие, это должно поддержать высокие цены на металл. Кто его знает? ;)))

https://ru-precious-met.livejournal.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter