Чёрная пятница 24 сентября 1869 года: история великого обвала и его последствия » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Чёрная пятница 24 сентября 1869 года: история великого обвала и его последствия

28 февраля 2020 Открытие | Открытый журнал
Карикатура. Джим Фиск будоражит рынок золота в Нью-Йорке. Гранта показывают бегущим с мешком золота в руках.
У большинства современных людей словосочетание «чёрная пятница» ассоциируется с последней пятницей ноября — днём, когда стартует традиционный сезон предновогодних распродаж. Однако у этого понятия есть своя история, и далеко не всегда оно было связано с приятными скидками. Более того, ранее чёрными называли дни глобальных происшествий в сфере экономики. Одним из таких событий стала Чёрная пятница 24 сентября 1869 года, когда произошёл сильнейший обвал на Нью-Йоркской фондовой бирже. Углубимся в историю XIX века и посмотрим, что же произошло в тот роковой день и каковы были его последствия.

Предпосылки обвала фондовой биржи и его причины

Паника на Нью-Йоркской фондовой бирже стала результатом спланированной акции. Ключевыми фигурами значительного экономического потрясения стали американцы Джейсон Гулд и Джеймс Фиск. Первый сыграл главную роль в сговоре, повлёкшем за собой обвал на фондовом рынке. Началом железнодорожного бизнеса Гулда стало управление железной дорогой Rensselaer & Saratoga. В результате преображений, которые совершил молодой бизнесмен, она стала приносить доход, позволивший стать ему хозяином ещё одной железнодорожной ветки — Rutland & Washington. Джейсону удалось и её реорганизовать таким образом, что она стала приносить доход, хотя изначально была в упадке. Успешный бизнес вдохновил Гулда на освоение фондовой биржи. Будущий олигарх поставил цель — скупить большую часть акций всех железнодорожных компаний. Он быстро освоился на Уолл-стрит. Будучи владельцем двух железных дорог, он ловко играл на котировках их акций. Этому способствовало отсутствие на тот момент строгих ограничений по использованию инсайдерской информации. Несмотря на отличное положение дел, Гулду всё равно не хватало средств, чтобы завладеть большей частью акций компаний железнодорожной отрасли. В этот период появляется второй фигурант дела Джеймс Фиск, приятель Гулда. Они обладали деньгами и смекалкой, но не способностями в торговле, поэтому в деле появился третий участник — финансист Дэниел Дрю. Объединившись, приятели стали скупать все железные дороги. Первоначальной их целью было полное подчинение отрасли. В 1869 году им удалось отвоевать железнодорожную ветку Erie Railroad у самого Корнелиуса Вандербильта, именитого бизнесмена того времени.

Следующим важным шагом спекулянтов стала попытка заполучить железную дорогу Albany & Susquehanna, владельцем которой был Джозеф Рамсей. Но они не смогли завершить сделку, поскольку большая часть акций принадлежала представителям власти и частным инвесторам. Однако хватких бизнесменов это не остановило, и они направили своего представителя для массовой скупки ценных бумаг. Джозеф Рамсей узнал об их планах, и он пытался противостоять — организовал встречную скупку акций Albany & Susquehanna.

В результате стоимость акций увеличилась в два раза (с 25 до 50 долл.). Несмотря на действия Рамсея, контрольный пакет акций всё же достался Гулду и его партнёрам. Однако борьба продолжалась и дальше, сопровождаясь наймом гангстеров и подкупом суда Гулдом. В этой борьбе победу одержал Джозеф Рамсей, а Гулд и его партнёры впредь стали все свои дела решать при помощи связей и взяток. Их стали называть Robber Barons (по смыслу близко к «воры в законе»). Эта фраза стала нарицательной в ту эпоху.

Несмотря на препятствия, мечта Гулда сбылась — он стал управляющим Erie Railroad. Заполучив долгожданную дорогу, бизнесмен не стал заниматься её развитием, а сделал упор на выпуск и продажу акций. Гулд подделывал отчёты о прибыли компаний, а к моменту раскрытия аферы он уже успел продать ценных бумаг на сумму 5 млн долл. В результате судебных тяжб с обманутыми акционерами Гулду и его партнёрам было присуждено выплатить 7,5 млн долл. в пользу потерпевших. Но благодаря взятке бизнесмены ловко ушли от этого наказания.
События Чёрной пятницы и её участники

В августе 1869 года Гулд и Фиск разработали стратегический план повышения цен на рынке. Спекулянты хотели добиться роста тарифов на железнодорожные перевозки сельскохозяйственной продукции. Предполагалось, что, закупив большой объём золота, которое являлось на тот момент международной валютой, они спровоцируют рост цен на зерно. Это привело бы к росту спроса на его транспортировку, и бизнесмены смогли бы поднять стоимость ж/д перевозок. Спланированная акция негласно поддерживалась ближним окружением президента Улисса Симпсона Гранта. В первый же день действия заговорщиков способствовали повышению цены благородного металла на 40%, что вызвало панику на Нью-Йоркской фондовой бирже. Президент США взял ситуацию под контроль. К этому времени курс золота уже поднялся на 65%. Чтобы стабилизировать сложившуюся ситуацию, казначейство США без предупреждения выбросило на рынок большое количество золота. По этой причине 24 сентября 1869 года произошёл большой обвал — курс рухнул сразу на 30%. На рынке началась массовая паника. Котировки стремительно падали, а трейдеры для погашения долгов в срочном порядке продавали акции. Чёрная пятница 1869 года вошла в историю как событие, вызвавшее негативные последствия для всей экономики США.

Чёрная пятница 24 сентября 1869 года: история великого обвала и его последствия

Фотография доски с записью котировок сделанная 24 сентября 1869 года в Нью-Йорке в Золотой комнате. Источник: en.wikipedia.org/wiki/Black_Friday_(1869)

Развязка событий и последствия Чёрной пятницы 1869 года

Джейсону Гулду и Джеймсу Фиску удалось не только избежать разорения, но и выйти из аферы с прибылью в 3 млн долл. Бытует мнение, что за спиной бизнесменов стоял сам президент, который всячески помогал им. Однако пострадавшие участники фондовой биржи обложили Гулда многочисленными судебными тяжбами, а впоследствии едва не устроили самосуд. В 1872 Джей Гулд покинул Уолл-стрит и бросил обесценившуюся Erie Railroad. Но история железнодорожного барона на этом не закончилась. Бизнесмен начал активно скупать железные дороги на западе США и до кризиса железнодорожной отрасли конца 1890-х годов успел создать монополию. Его приятель и напарник Джеймс Фиск после удачных сделок на золоте приобрёл оперный театр, однако в 1872 году был расстрелян на улице. Согласно официальной версии, он был убит соперником из-за личного конфликта. Однако многие современники Фиска считали, что истинной причиной его смерти стала именно Чёрная пятница.

Последствием рокового сентябрьского дня 1869 года стал временный обвал фондовой биржи Нью-Йорка. На длительный период акции железнодорожных компаний упали в цене. Из разряда респектабельных ценных бумаг они перешли во второсортный спекулятивный инструмент. Вместе с этим Чёрная пятница 1869 года стала причиной развала небольших брокерских контор. Произошедшие события повлекли за собой потерю многими людьми работы, и, соответственно, источника дохода. Эксперты считают, что Чёрная пятница стала основной причиной депрессий конца XIX столетия.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter