10 причин, почему крупнейшие IT-компании первыми выйдут из кризиса » Элитный трейдер
Элитный трейдер


10 причин, почему крупнейшие IT-компании первыми выйдут из кризиса

9 апреля 2020 ИХ "Финам" Делицын Леонид
Сейчас часто озвучивают мнение, что акции ИТ-компаний выйдут из кризиса первыми. Я не спешил бы так радоваться за все компании лишь из-за их принадлежности к ИТ или ИКТ-секторам. Согласиться можно, если уточнить формулировку – акции крупнейших глобальных ИТ-компаний. Может быть, также региональных и отраслевых лидеров. Приведу десять причин, почему крупный ИТ-бизнес сумеет адаптироваться к кризису быстрее всех. Можно было бы найти и двадцать, и тридцать таких причин, но перечислю те факторы, от которых не спрятаться.

1. Спрос на онлайн

На первое место я бы поставил рост спроса на услуги и товары. Спрос – это основа для выручки, и спрос на стороне ИТ-компаний. Да, сейчас резко понадобилось вообще много чего – и строить новые клиники, и выпускать медицинское оборудование (сообщалось, однако, что к процессу подключился Foxconn, тайваньский сборщик айфонов). Но аппараты искусственной вентиляции лёгких понадобятся немногим из нас, а вот на дистанционную работу в Москве перевели многих. Индекс самоизоляции, рассчитываемый "Яндексом", составляет сейчас для Москвы 3,1, а конце марта равнялся 1,3. Что бы за этим индексом ни скрывалось, это можно смело трактовать как то, что больше половины горожан послушно сидят дома. А там нашим каналом во внешний мир стал интернет. "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, (лживый) правдивый и свободный Интернет", – пишет в своём Фейсбуке профессор, вспоминая слова Тургенева. Интернет теперь – источник новостей, инструмент коммуникации, и источник развлечений. Провайдеры доступа по всему миру сообщают о росте трафика на 30%, онлайн-кинотеатры открывают промо-аккаунты, а социальные сети предлагают мне стать "Аналитиком данных", причём в кредит.

2. ИТ-гиганты уже в будущем. Они его и формируют

Спрос на ИТ-услуги вообще – это хорошо, но при чём тут конкретные Google и Microsoft, Facebook и Amazon, Mail.Ru и "Яндекс"? А разве не эти компании уже много лет следуют стратегиям, главной идеей которых было удерживать нас дома, чтобы у нас не было нужды вылезать оттуда? Разве не Google Fiber десять лет назад построил гигабитную магистраль, и разве не Facebook вкладывался в донный океанский кабель? Беспилотные автомобили Google уже на улицах, а Amazon Google Wing сотрудничает с Federal Express для доставки посылок при помощи дронов. Amazon Prime Air, в принципе, готов к доставке посылок дронами. Facebook оборудует свои дроны солнечными батареями и хочет с их помощью продолжать свой несколько буксующий проект раздачи доступа к интернету в развивающихся странах Internet.org.

Все ИТ-гиганты разрабатывают собственные библиотеки для машинного обучения (Tensor Flow, MS Cognitive Toolkit), все они широко доступны, их можно изучать онлайн – самостоятельно или на курсах, и все они, конечно, надеются, что именно их разработка станет стандартом. Успехи этого направления демонстрируют интеллектуальные помощники, к которым юные владельцы смартфонов обращаются чаще, чем к картам или словарям. Даже выходя из дома мы становились всё более беспомощными. В последние годы туристы даже по улицам городов ходили, не отрывая носа от карт Google, а помощник едва успевал командовать "пройдите двести метров прямо, сверните направо". Здесь можно напомнить и список крупнейших провайдеров облачных услуг (Amazon, Microsoft, Google и т.п.). Практически по любому направлению четвёртой промышленной революции мы обнаруживаем бурную активность какой-нибудь компании из этого списка, а также IBM, NVIDIA, Intel и многих других. Google инвестирует даже в создание искусственного мяса. Ну, а москвичи давно привыкли к зелёным и оранжевым коробкам на спинах проворных парней из служб доставки еды, принадлежащих Mail.Ru и "Яндексу", благодаря которым мы можем вовсе не покидать квартир. Эти же российские компании создали со своими партнёрами крупнейшие маркетплейсы, им же принадлежат популярнейшие службы такси, у них же есть интеллектуальные помощники – список их проектов, нацеленных в будущее едва ли короче, чем у глобальных ИТ-лидеров.

Но как же спрос на рекламу со стороны малого и среднего бизнеса? Если разорятся турагентства и рестораны, магазины и фитнес-центры, ТЦ и гостиницы, то кто будет покупать ключевые слова? А ведь сегодняшняя выручка Google, Facebook, "Яндекса" складывается именно из рекламных бюджетов сотен тысяч, если не миллионов небольших работодателей. Ну, во-первых, кому-то ведь американский Конгресс собрался помогать в объёме двух триллионов долларов. А во-вторых, сегодня ИТ-гиганты – самые активные участники рынка электронной коммерции. Будут зарабатывать на продаже, продвижении, доставке товаров своих маркетплейсов, их и будут рекламировать.

3. Золотые мозги сотрудников

Да, помимо выручки, есть затраты. Ведь в перспективе однажды непременно встанет вопрос о способности выплачивать дивиденды. Однако именно эти компании высокомаржинальны и очень эффективно расходуют свои ресурсы. Да, они покупают умников задорого, но каждый такой работник, своего рода Балда из сказки Пушкина: ест за троих, а работает – за семерых. В "Яндексе" десять тысяч сотрудников производят 175 миллиардов рублей годовой выручки, то есть каждый такой спец в среднем приносит работодателю 17 миллионов рублей. Высокая квалификация сотрудников топовых ИТ-компаний позволяет этим компаниям первыми достигать успеха на новых направлениях и устанавливать стандарты, – а это выгодно.

4. Делают предложения, от которых не отказываются

Если же гиганта обойдёт шустрый стартап, то этот стартап можно и приобрести – так Google приобрёл компанию Deep Mind, благодаря чему с шумом обыграл Ли Седоля в Go, а Facebook поглотил Instagram и WhatsApp. На вопрос "Сделаешь?" воевода Полкан из детского мультика про летучий корабль отвечал: "Куплю!" Собственно, летучий корабль – это своего рода беспилотник. Не сделают – купят.

5. Без боли и потерь переходят на удалёнку

Мало того, что сотрудники ИТ-компаний эффективны, они ещё и привычны к работе с софтом, микросхемами или роботами, и переход на дистанционную работу для них проходит практически безболезненно, не отражаясь на непрерывности бизнес-процессов. Да, IPO агрегатора предложений такси, компании Uber, было задержано почти на полгода из-за того, что менеджер приставал к инженеру службы поддержки. Однако менеджер приставал к сотруднице онлайн, находясь в другом помещении! Пока другие компании ищут, как сохранить бизнес, ИТ-фирмы могут заняться удовлетворением новых потребностей клиентов.

6. Там модно работать

В таких компаниях хотят работать лучшие. ИТ-гиганты лидируют в рейтингах работодателей (исключением является разве что Amazon, но там сотни тысяч менее квалифицированных кадров). Один мой товарищ, который трудится программистом в США, год назад облегчённо вздыхал – мол, слава богу, что Google, Facebook и Uber переманили всех молодых, энергичных и активных. Благодаря этому мы сохраняем работу. Однако теперь компания отправила его в отпуск без сохранения зарплаты – глядишь, и мой товарищ пополнит ряды соискателей вакансии в какой-нибудь из компаний холдинга Alphabet. Бизнесы, которые прекратят существование, станут источниками дешёвых кадров для новых проектов ИТ-гигантов. У тебя может не быть опыта писать код на Go и запускать модели на TensorFlow, но ты можешь крутить педали велосипеда и доставлять еду и посылки.

7. Легче адаптируются к новым стратегиям

Кроме того, поскольку в них меньше сотрудников, чем в сопоставимых по выручке гигантах традиционных отраслей, они более адаптивны. Им легче перестроить работу и заняться новыми направлениями. Кто бы мог себе представить десять лет назад, что самым известным брендом такси у нас станет "Яндекс"? Да, топ-менеджеры ИТ-компаний могут возразить, что отнюдь не просто удерживать тысячи гениев, придумывать для них стимулы и опционы. Так-то это так, но сравним это с тяготами руководителей одной госкомпании, где работает 350 тысяч сотрудников, получающих в среднем невысокую зарплату. Здесь топ-менеджерам пока не удается без скандалов установить зарплату даже самим себе. Кстати, даже в некоторых телекомах квартальные отчёты завершаются сегодня словами о том, что компании поступательно движутся курсом цифровой трансформации. Топ-менеджмент пока даже не нашёл время выдвинуть какие-нибудь новые идеи, и лишь заверяет, что не свернёт с прежнего курса. Адаптироваться очень трудно, но ИТ-компаниям с этим легче.

8. Они очень велики

Microsoft, Apple и Amazon – члены клуба "триллионеров" с капитализацией в 1,25, 1,14 и 1,00 триллиона долларов соответственно. Google сейчас не дотягивает (814 млрд долл.), а взлёт Facebook приостановили разбирательства с фейковыми новостями (481 млрд долл.) Выручка Amazon.com в прошлом году составила 280 миллиардов долларов. Они способны перескакивать барьеры, непреодолимые для других компаний. С ними все хотят "партнёриться". Их все боятся. Одна лишь покупка компанией Amazon сети овощных магазинов едва не разрушила IPO стартапа, доставляющего полуфабрикаты для самостоятельного приготовления. Инвесторы испугались, что Amazon полез и на продуктовый рынок.



9. Сила бренда

Их все знают. Мы доверяем им не только как продавцам товаров и поставщикам услуг. Мы каждый день читаем о них в СМИ. Когда Баффет купил акции Apple, ни одно деловое издание не могло пройти мимо, не отписавшись. Все знают, что Баффет теперь – крупный акционер Apple и Facebook, и что он сокрушался, что не купил акции Google. Мы уже привыкли считать эти компании незыблемыми, как The Coca-Cola Company. Но её капитализация вдвое меньше, чем у Facebook. Facebook – это такая новая "кола", без которой жизнь двух миллиардов станет пресной и безрадостной. Тем более – в изоляции.

10. Не испорчены рейтингами корпоративного управления

Да, ИТ-компании – "плохиши" рейтингов корпоративного управления, а Amazon – ещё и двоечник по экологичности. Да, там не всегда идут в ногу со временем и не всегда соблюдают нормы морали. И зачастую основатель тут рулит по своему усмотрению, вкладываясь в далёкое будущее и пренебрегая желанием миноритариев заработать сейчас. Поэтому Amazon и Facebook занимают худшие в своих категориях места в рейтингах корпоративного управления. Но в полувоенный период именно волевой и пассионарный предводитель вроде Безоса и Цукерберга может быть гораздо эффективнее комитетов и советов. К тому же, основатель подобной компании – это визионер, в своё время угадавший востребованные услуги и правильную модель ведения бизнеса. Этим он отличается, к примеру, от опытного менеджера, который умеет сокращать издержки. И это всё работает на рост.

Причин, по которым ИТ-гиганты выйдут из глобального кризиса ещё более крупными, прибыльными и дорогими, можно найти не один десяток, а несколько. Впрочем, достаточно уже взглянуть на поведение отраслевых индексов – сравнить банковские и телекоммуникационные индексы на Московской бирже. Или просто проверить, что Microsoft, Apple и Amazon снова стоят больше триллиона долларов.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter