Карантин в помощь: как режим самоизоляции становится триггером развития дистанционных инвестиционных сервисов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Карантин в помощь: как режим самоизоляции становится триггером развития дистанционных инвестиционных сервисов

27 апреля 2020 banki.ru
Ограничения, связанные с распространением коронавируса, лишний раз продемонстрировали, насколько эффективными могут быть удаленные инвестиционные сервисы. Но вскрылись и проблемы с их полным уходом в онлайн. Насколько они решаемы?

Московская биржа сообщила, что по состоянию на начало апреля этого года количество физических лиц, имеющих брокерские счета, превысило 4,5 млн человек. Только за март их число увеличилось на 320 тыс., а с начала 2020 года — на 713 тыс. Для сравнения: в прошлом году в среднем ежемесячно открывалось 159 тыс. счетов физлиц. Значительно выросло и число активных инвесторов — хотя бы одну сделку в марте совершили более 606 тыс. человек, притом что в прошлом году этот показатель составлял в среднем лишь около 245 тыс.

Причины столь резкого роста популярности розничных инвестиций просты: объявление режима самоизоляции, снижение ставок по депозитам и падение реальных доходов граждан. В этих условиях инвестиции на фондовом рынке становятся практически безальтернативным инструментом для дополнительного заработка.

Банки, брокеры и другие профессиональные участники организованного фондового рынка первыми стали внедрять удаленные инвестиционные сервисы, а первые цифровые банки появились еще в середине нулевых. И по этой причине совершенно неудивительно, что онлайн-банки или хотя бы банки с большой онлайн-составляющей встретили кризис во всеоружии. Это подтверждают и независимые оценки. Так, в Объединенном кредитном бюро (ОКБ) зафиксировали, что число запросов на получение кредитных историй от традиционных банков в марте 2020 года в сравнении другими годами сократилось на 43%. В то же время запросы от онлайн-банков снизились значительно меньше — на 20%. Более всего пострадали крупные офлайн-банки, которые кредитуют преимущественно через физическую розничную сеть. Еще хуже пришлось небольшим региональным банкам. В ОКБ уверены, что нынешние события дадут самый мощный за всю историю толчок для активного развития банковским сектором своих цифровых каналов обслуживания.

В то же время карантин и сопутствующее ему крушение фондовых рынков стали серьезным испытанием для всех удаленных сервисов, включая инвестиционные — приложения в смартфонах для торговли на бирже. Со сбоями столкнулись все без исключения популярные банковские брокерские приложения. Не удалось удержать повышенный трафик даже тем банкам и брокерам, которые имеют опыт работы исключительно в онлайне.

Тут нужно понимать, что повышенная нагрузка была связана не с самим фактом карантина, а с событиями, которые ему сопутствовали: катастрофическим падением цен на нефть и, как следствие, падением большинства мировых биржевых индексов. Именно в этот период брокеры столкнулись с массовым пополнением клиентских счетов: на последнюю неделю февраля текущего года пришлось самое большое количество сделок — как по стоимости, так и по количеству. А всего за этот месяц объемы покупок выросли в несколько раз в сравнении с предыдущим месяцем. По итогам марта 2020 года Московская биржа зафиксировала прирост общего объема торгов на 48,8% — до почти 100 трлн рублей, что стало максимальным значением за всю историю отечественных биржевых торгов. На сопоставимую величину выросли и показатели для розничных инвесторов, хотя официальной статистики еще нет.

К слову сказать, к повышенному спросу со стороны частных трейдеров оказались не готовы не только отечественные сервисы. Иностранный брокерский сектор сообщил о сбоях в многочисленных онлайн-банках, оказывающих услуги по выходу на биржевой рынок.

Однако повышенные нагрузки на приложения — это только часть проблемы, справиться с которой относительно просто. Куда сложнее решить инфраструктурные задачи — ведь на «удаленке» оказались и службы комплаенса, а также бэк-офисы и другие службы и отделы, обеспечивающие бесперебойную работу приложений и поддержки клиентов по всем направлениям. Грубо говоря, если все эти службы ранее «сидели на одном этаже», то теперь им приходится настраивать дистанционное взаимодействие. А это связано с дополнительными расходами на оборудование рабочих мест, покупку техники, программного обеспечения, а также с целым комплексом мероприятий по противодействию киберрискам.

Одновременно специалисты фиксируют популярность хакерских атак на удаленные банковские сервисы. В этой связи растет и спрос на страхование от киберрисков, спрос на внедрение защитных технологий и — шире — технологий для удаленных коммуникаций, а также решений по централизованному менеджменту. Согласно данным Allianz Risk Barometer, потеря репутации является главным киберриском. На втором месте — ущерб в результате сбоев в бизнес-процессах, на третьем — риск выплаты штрафов.

Можно сказать, что карантин дал инвестиционному бизнесу великолепный шанс протестировать и проверить на прочность удаленные сервисы в режиме не учений, но уже «боевого крещения». Более того, высока вероятность того, что изоляция даст толчок к созданию новых удаленных решений и продуктов и услуг, а вот некоторые направления, наоборот, придется закрыть. Ведь в онлайн невозможно перевести все — он должен быть органичным дополнением к офлайновой линейке.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter