Бюджетная политика: средства от сделки по Сбербанку спасли бюджет от дефицита в апреле » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Бюджетная политика: средства от сделки по Сбербанку спасли бюджет от дефицита в апреле

19 мая 2020 Райффайзенбанк | Сбербанк (SBER) Мурашов Станислав
На днях Казначейство опубликовало отчет об исполнении бюджета за апрель. На первый взгляд, произошло даже улучшение – профицит Федерального бюджета составил 110 млрд руб. Однако при детальном рассмотрении можно увидеть, что он в основном обеспечен существенными поступлениями по статье «Прочие неналоговые доходы» — в размере 1,1 трлн руб. (это часть доходов, полученных ЦБ от продажи пакета Сбербанка Правительству и переданных обратно в бюджет). Если бы не эти средства, апрельские доходы бюджета просели бы на 30% г./г.

На фоне провала основных налоговых поступлений доходы поддержали средства от сделки по Сбербанку. Ожидаемо «провалились» нефтегазовые доходы на фоне падения нефтяных цен (-28% г./г., или —12 п.п. к годовой динамике доходов в апреле – см. график ниже), ограничительные меры против распространения COVID-19 серьезно сказались на ключевых ненефтегазовых налогах. Так, поступления по внутреннему НДС упали на 21% г./г., а по НДС на импортные товары – на 8% г./г. Такое существенное расхождение в динамике можно было бы объяснить тем, что импорт упал меньше, чем внутренний спрос (обе статьи НДС являются неплохими прокси для оценки экономической активности). Однако это выглядит странно в условиях ограничительных мер (пока ФТС не опубликовала данные за март и апрель, но, по нашим предположениям, падение импорта также должно было бы быть значительным). Возможно, такие статьи импорта, как лекарства, медицинское оборудование и инвестиционные товары продолжают пользоваться спросом даже в условиях значительных ограничений экономической активности. Напомним, что в условиях пандемии спрос на медицинскую продукцию возрос, а инвестиционные товары, видимо, в какой-то степени нужны для исполнения нацпроектов (напомним, что несмотря на кризис, государство решило практически не сокращать расходы на них).

Бюджетная политика: средства от сделки по Сбербанку спасли бюджет от дефицита в апреле


Ненефтегазовые налоги (кроме акцизов) просели на фоне снижения экономической активности. При этом уменьшение поступлений по НДС было перекрыто сборами акцизов – свою лепту внесли продажи табака и алкоголя. Это, кстати говоря, отчасти подтверждается трендом на увеличение доли расходов потребителей в сегментах продуктового ритейла.

Значительное падение налога на прибыль (-43% г./г. в апреле) также отражает ухудшение экономической активности и появление большого числа убыточных и прекращающих свою деятельность предприятий. При этом, как мы уже отмечали, предшествующий месяц март был для налога на прибыль, наоборот, крайне позитивным (+46% г./г.), из-за чего пока с начала года его падение не выглядит драматичным. Кроме того, напомним, что налог на прибыль в основном поступает в бюджеты регионов, а потому его ожидаемое падение на доходы Федерального бюджета практически не повлияет, однако найдет отражение в росте расходов через увеличение межбюджетных трансфертов регионам на выполнение их социальных обязательств, с одной стороны, и закрытие выпадающих доходов, с другой.

Впрочем, бюджетная статистика может не в полной мере коррелировать с экономической динамикой. Отметим, что падение экономической активности и налогов происходит не один к одному: перечисленные налоговые поступления слабо отражают вклад экспорта (он не облагается ни НДС, ни акцизами). Кроме того, динамика доходов может быть очень волатильной (это связано с лагами поступления налогов в казну, всевозможными вычетами, льготами, временными факторами и т.п.), и более-менее хорошая корреляция налоговых поступлений и экономической активности наблюдается, как правило, на интервале в несколько месяцев. Например, в период кризиса 2009 г. доходы бюджета в целом упали примерно на 20% г./г., а в отдельные месяцы спад доходил до минус 50-55% г./г., при этом падение ВВП даже не вышло за рамки 10% г./г.

Расходы приобретают более антикризисный характер… Структура расходов становится все более антикризисной: в основном растут ассигнования на социальную сферу и здравоохранение, поддержку экономики и межбюджетные трансферты. При этом нельзя сказать, что уровень расходов в результате антикризисных мер сильно ускорился. Хотя в апреле их рост составил 33% г./г., что выглядит внушительно, в основном – это эффект низкой базы прошлого года.

…но их рост все же не выглядит драматичным. Напомним, что основной проблемой 1П 2019 г. как в экономике, так и в бюджетной сфере было сильное отставание исполнения нацпроектов, фактически они не исполнялись в первые месяцы прошлого года. М./м. также наблюдается некоторый рост (в марте на 7%, в апреле на 9% с исключением сезонности – хотя среднемесячный темп роста расходов за 2П 2019 г., когда ситуация с исполнением нацпроектов более-менее нормализовалась, также был на уровне 6-7% м./м.), но пока говорить о том, что он полностью обусловлен антикризисной поддержкой рано. Во-первых, часть средств (например, расходы на национальную экономику), скорее всего, во многом связана с исполнением нацпроектов. Во-вторых, сейчас заметную часть антикризисных расходов несут региональные бюджеты. Напомним, что основные социальные обязательства и налоги, которые уплачивают субъекты МСП (в этом сегменте будет наблюдаться наибольшая просадка, т.к. они больше всех пострадали из-за кризиса, и т.к. заметную часть налогов за 1 кв. 2020 г. им решено списать), сосредоточены в региональных бюджетах. Конечно, в итоге все эти расходы будут компенсированы Федеральным бюджетом через межбюджетные трансферты, но это может происходить с лагом (например, пока регионы используют свои ресурсы, а федеральный центр потом компенсирует им это сразу в большом объеме). С учетом этого, пока рано делать выводы о масштабах поддержки от бюджета, основываясь лишь на данных Федерального бюджета за март-апрель.



Бюджетный дефицит по итогам этого года может превысить 4 трлн руб. Согласно нашим расчетам, при падении в этом году ВВП на 5% в реальном выражении объем выпадающих ненефтегазовых доходов бюджета (без учета средств от сделки по Сбербанку) составит около 1,8 трлн руб., тогда как нефтегазовых (при цене на нефть Brent в 35 долл./барр. и сокращении добычи нефти на 7,5% в реальном выражении) – около 2,5 трлн руб. (см. таблицу). Для сравнения приведены расчеты Минфина, заложенные в докризисный закон о бюджете на 2020 г. (он был основан на предположении ускорения роста экономики до 1,9% и относительно высоких цен на нефть Urals — 57 долл./барр.). Существенно помогут исправить ситуацию с доходами средства, полученные от ЦБ после сделки со Сбербанком. При этом из-за необходимости финансирования выпадающих доходов региональных бюджетов и антикризисных мер расходы Федерального бюджета возрастут (согласно новой уточненной росписи, они составят 21,9 трлн руб. против 19,7 трлн руб., планировавшихся ранее). В результате, дефицит по итогам этого года превысит 4 трлн руб. Самым проблемным для бюджета окажется, как мы полагаем, 2 кв. – начало 3 кв., тогда как уже в конце 3 кв.-начале 4 кв. ситуация будет улучшаться (выпадающих доходов станет гораздо меньше – как на фоне постепенного восстановления цен на нефть, так и за счет оживления экономической активности).

http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1311097292_logo_rus.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter