Коронавирус и баланс мирового рынка нефти

Удар по спросу. Ограничения на экономическую активность, введенные практически всеми странами в рамках борьбы с пандемией, привели к наиболее серьезному обвалу спроса на нефть в современной истории.

По текущим оценкам Международного энергетического агентства, спрос на нефть во II квартале 2020 года сократится на 23% г/г. В апреле мировой спрос на нефть снизился на 24% за счет сокращения авиаперелетов на 80% (г/г), дорожный трафик – примерно на 25% (г/г), объем морских перевозок – на 20% (г/г). Наиболее заметно снизится спрос в странах ЕС, США и в Индии. В целом по году снижение спроса может составить 8-9%, в зависимости от скорости выхода стран из карантина и изменения поведения потребителей. Восстановление будет носить постепенный характер – ожидается, что даже в декабре спрос будет ниже на 2,5-3% ниже уровней 2019 года.

На транспортный сектор приходится свыше двух третей глобального спроса на нефтепродукты, доля нефтехимии, второй по объемам потребления нефтепродуктов отрасли, составляет лишь 12%. Поэтому ограничения на мобильность и перемещения, закрытие ряда секторов экономики влияет непосредственным образом на спрос на основные нефтепродукты, а значит – и нефть.

Беспрецедентный обвал спроса привел к снижению мировых цен на нефть до рекордно низких уровней. В 20-х числах апреля цены на российскую нефть Urals опустились до $9-10 за баррель, нефтяной фьючерс на нефть WTI торговался по отрицательным ценам, впервые в истории. Однако уже в мае началось быстрый рост цен на нефть. Во второй половине мая цена Urals практически достигла $35 за баррель, цена WTI превысила $30. Существует две основные причины быстрого роста цен на нефть в последние недели. Во-первых, началось восстановление спроса в странах, которые стали постепенно снимать карантинные ограничения. В частности, в США спрос на нефтепродукты вырос в первые недели мая примерно на 20% по сравнению с апрельскими минимумами. Наиболее быстрыми темпами стал восстанавливаться спрос на бензин. По всей видимости, потребители, обеспокоенные собственной безопасностью, больше стали использовать личные автомобили и меньше пользоваться общественным транспортом. Хотя последствия пандемии могут привести к структурным изменениям с точки зрения спроса на нефть, эти эффекты носят далеко не однозначный характер и, скорее всего, динамика восстановления спроса на разные нефтепродукты будет неоднородной. В наименьшей степени пострадает спрос на бензин, в наибольшей – спрос на авиационный керосин. Однако очевидно, что в апреле наблюдался минимум мирового спроса на нефть, а в мае началось его постепенное восстановление.

Другим важным фактором для сокращения дисбаланса стало начало действия соглашения ОПЕК++ с 1 мая.

Рисунок 1. Динамика цен на нефть в 2020 году, 1 января – 18 мая

Коронавирус и баланс мирового рынка нефти

Источник: Refinitiv

Рисунок 2. Изменение спроса на нефть в 2020 году


Источник: МЭА (IEA Oil Market report – May 2020)

Ограничения на добычу. Для сохранения рыночного баланса ключевые страны-производители в апреле 2020 г. договорились о сокращении добычи нефти в мае-июне 2020 г. на 7,3 млн. барр./сутки (далее – мбд) относительно уровня I квартала 2020 года. Россия взяла на себя обязательство сократить добычу на 1,9 мбд в течение мая-июня по сравнению с I кварталом. В середине мая российская нефтедобыча составила 8,75 мбд, то есть уровень выполнения обязательств превысил 85%. Кроме того, ряд производителей (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ) взяли на себя дополнительные добровольные обязательства, из которых 1 мбд приходятся на Саудовскую Аравию. Общее сокращение предложений на мировом рынке в мае можно оценить примерно в 13 млн. барр./сутки, из которых около 9 млн. барр./сутки приходится на страны соглашения ОПЕК+.

Даже странах, которые не имеют формальных обязательств, в первую очередь, в США и Канаде, добыча сокращается беспрецедентными темпами. С начала до середины марта добыча нефти в США, согласно еженедельным оценкам EIA, упала практически с 13,1 до 11,6 мбд из-за резкого сокращения буровой активности, а также добровольного свертывания добычи нефтяными компаниями. Текущие цены на нефть не покрывают операционные издержки, и компании вынуждены закрывать отдельные скважины. За последние 2,5 месяца количество активных буровых установок в США сократилось на 62%. Текущий уровень буровой активности в США является минимальным за всю историю наблюдений (с 40-х годов). Добыча нефти в Канаде сократилась за последние 2 месяца на 0,3 мбд. Ряд компаний столкнулись с заражением коронавирусом своих работников на производственных площадках и были вынуждены дополнительно сокращать добычу. Из крупных производителей это затронуло в первую очередь Ирак. Все это способствовало сокращению объема предложений на мировом рынке.

Баланс рынка. Если возникает большой дисбаланс спроса и предложения, как это происходит сейчас, то хранилища - это основной механизм, позволяющий сбалансировать рынок. При избытке предложения по сравнению со спросом, добытая нефть, которая не нашла покупателя, может быть закачана в хранилища. Это позволяет избежать неконтролируемого удара по добыче. Проблемы начинают усиливаться, если заканчиваются свободные мощности по хранению. Это означает, что падение спроса должно транслироваться в снижение добычи. Цена на нефть выступает тем самым инструментом, который вынуждает производителей сокращать добычу. Чем ниже текущая цена, тем сильнее давление на производителей. Если издержки вывода из эксплуатации велики или если производитель рассматривает текущую ситуацию как кратковременную и он имеет финансовые ресурсы, то он может оказаться не готов заплатить за то, чтобы избавиться от уже добытой нефти. Это приводит к тому, что цены на товар становятся отрицательными. Именно дефицит доступных свободных хранилищ в Кушинге (Оклахома) привел к отрицательным ценам на фьючерс WTI.

Рисунок 3. Сокращение добычи в рамках "ОПЕК++", май-июнь 2020 (к уровню I кв. 2020)


Источник: OPEC, IEA, EIA

Однако текущая ситуация на мировом рынке нефти указывает на то, что сценарий "переполнения" хранилищ является маловероятным. Постепенное восстановление спроса по сравнению с апрельскими минимумами, а также резкое сокращение предложений в мае сократили темпы заполнения хранилищ. В ближайшие месяцы запасы нефти будут увеличиваться из-за того, что все еще сохраняется превышения предложения над спросом, однако этот процесс носит контролируемый характер. Об этом в частности, свидетельствует сокращение нефти в так называемых "плавающих запасах", то есть в нефтяных танкерах. Подобный способ хранения является наиболее дорогостоящим, поэтому участники рынка используют его в отсутствие иных альтернатив. Ключевым риском для мирового нефтяного рынка в краткосрочной перспективе является не физическое переполнение хранилищ, а дефицит мощностей на отдельных локальных рынках и недоступность свободных хранилищ (в т.ч. из-за сложной логистики или нежелании собственников предоставлять такие мощности для использования третьими лицами).

Рисунок 4. Добыча нефти в США (еженедельные данные), 2016-2020


Источник: EIA
Источник: http://www.hse.ru/
Данный материал не имеет статуса персональной инвестиционной рекомендации При копировании ссылка обязательна Условия использования материалов

Поддержать нас:

Поделитесь ссылкой http://elitetrader.ru/index.php?newsid=505587
Оформите доступ к версии сайта без рекламы

Компания Бонус Промокод
PrimeXBT 35% (Условия) elitetrader Открыть счет