«Мостотрест» Холдинг, занимающийся строительством транспортной инфраструктуры » Элитный трейдер
Элитный трейдер


«Мостотрест» Холдинг, занимающийся строительством транспортной инфраструктуры

8 июня 2020 Открытый журнал | Мостотрест Болдов Михаил
ПАО «Мостотрест» — ведущий российский холдинг в сегменте строительства транспортной инфраструктуры. Занимается реконструкцией старых и строительством новых автодорожных и железнодорожных мостов, возведением автомобильных дорог и эстакад, строительством аэропортов и аэродромов, производством строительных материалов и конструктивных деталей, а также оказывает сервисные услуги по ремонту обслуживанию объектов транспортной инфраструктуры.

Обзор рынка

Отрасль строительства транспортной инфраструктуры в России тесно связана с государственным финансированием и реализацией крупных национальных проектов, в рамках которых на строительство и модернизацию автомобильных дорог и магистралей до 2024 года должно быть выделено в общей сложности более 11 трлн руб. Эти деньги должны пойти в том числе и на строительство автомагистралей, портовой и железнодорожной инфраструктуры, мостов, аэропортов и прочих социально-значимых транспортных объектов.

Доля региональных автодорог, соответствующих нормативам (целевые показатели),%

«Мостотрест» Холдинг, занимающийся строительством транспортной инфраструктуры


Прогноз провозной способности магистралей, млн тонн


Источник: Национальные проекты: ключевые цели и ожидаемые результаты

Правительство выделяет регионам субсидии на развитие местной транспортной инфраструктуры. Общий объём выделенных средств по итогам 2019 года превысил 123 млрд руб.

Субсидии федеральным регионам, млрд руб.


Источник: данные Казначейства России

ПАО «Мостотрест» является крупнейшим участником рынка проектов транспортной инфраструктуры, по итогам 2019 года доля компании составила около 15%.

Получение государственных контрактов на строительство важных объектов транспортной инфраструктуры осуществляется на конкурсной основе, путём участия в тендерах. Основными конкурентами компании являются АО «Дорожно-строительная компания „АВТОБАН“», группа компаний «АРКС», АО «ВАД».

Обзор бизнеса ПАО «Мостотрест»

ПАО «Мостотрест» — это вертикально интегрированная компания, которая осуществляет полный спектр услуг при строительстве транспортной инфраструктуры. За 90 лет работы было построено более 6 тыс. мостов и более 1,5 тыс. тоннелей и пешеходных переходов. В структуру компании входят 15 региональных филиалов, а также пять дочерних и зависимых компаний.

Компании принадлежит два завода в Москве и Туле, которые производят товарный бетон, каналообразователи, балки и прочие строительные конструкции. Мобильные заводы «ТСМ» позволяют обеспечить строительные объекты асфальто- и цементобетонной продукцией.

ПАО «Мостотрест» состоит в Международной Ассоциации по мостам и конструкциям (IABSE) и Европейской федерации строительных подрядчиков (EFFC).

Значимые проекты ПАО «Мостотрест», реализованные за последние несколько лет

Возведение двухпутного участка общей протяжённостью 11,6 км Сокольнической линии московского метрополитена;
строительство участка от шоссе Энтузиастов до МКАД Северо-Восточной хорды;
строительство участков скоростной платной автодороги «Москва — Санкт-Петербург»;
реконструкция взлётно-посадочной полосы в Нижнем Новгороде;
строительство аэропорта Платов в Ростовской области;
возведение моста в московском парке развлечений «Остров Мечты».

Доля государственных заказов в структуре портфеля проектов на реализацию компании составляет практически 100%, поэтому холдинг сильно зависит от желания и возможностей государства реализовывать крупные проекты по строительству транспортной инфраструктуры.

Портфель проектов ПАО «Мостотрест» по итогам 2019 года составил чуть более 280 млрд руб. За год компании удалось выиграть три из пяти крупнейших строительных государственных тендеров на общую сумму 108 млрд руб.

Динамика портфеля проектов ПАО «Мостотрест», млн руб.


Источник: пресс-релизы ПАО «Мостотрест»

Пик стоимости портфеля проектов пришёлся на 2016 год, когда компания готовилась реализовать масштабный проект моста через Керченский пролив.

Крымский мост

После событий 2014 года, когда в результате референдума Крым вошёл в состав России, был начат проект строительства моста, соединяющего Таманский и Керченский полуострова, участие в котором принимала компания «Мостотрест».
Проект включает два параллельных моста — автодорожный и железнодорожный, объединенных общей конструктивно-технологической схемой. Общая протяжённость составляет 19 км. Автодорожная часть была запущена в 2018 году, а железнодорожная — в 2019 году.

Около 97% общей стоимости портфеля проектов на начало 2020 года составляет сегмент «Автомобильные дороги и искусственные сооружения».

Структура портфеля проектов ПАО «Мостотрест» в 2019 году по видам объектов строительства, %



Объединение с государственной корпорацией «ВЭБ. РФ»

18 мая 2020 года на внеочередном собрании акционеров было принято решение о реорганизации ПАО «Мостотрест» путём выделения активов в форме нового акционерного общества «Дороги и мосты». У всех несогласных акционеров будет осуществлён выкуп по цене 220,44 руб. за акцию, а те, кто согласен, получат акции новой компании пропорционально своему участию в структуре акционерного капитала ПАО «Мостотрест».

Реорганизация проводится в рамках проекта по созданию совместного предприятия с госкорпорацией «ВЭБ. РФ» на базе группы «Нацпроектстрой». Объединённая компания будет заниматься реализацией национальных проектов.

Структура акционерного капитала ПАО «Мостотрест» на 31.03.2020, %


Источник: Список аффилированных лиц ПАО «Мостотрест» на 31.03.2020

Основным акционером компании с долей 94,2% является компания АО «ТФК-Финанс», конечным бенефициаром которой является Аркадий Ротенберг. Прочим акционерам принадлежат 5,8% акций.

18 мая 2020 года была утверждена реорганизация ПАО «Мостотрест» и выкуп акций у несогласных, после чего структура акционерного капитала изменится.

Финансовые показатели ПАО «Мостотрест» (по МСФО)

Динамика активов



Активы компании растут последние четыре года после резкого снижения в 2016 году и по итогам 2019 года достигли своего исторического максимума.

Капитал и обязательства



По итогам 2019 года обязательства компании достигли рекордной величины, а капитал, наоборот, был минимален.

Выручка, млн руб.



Выручка компании стагнирует.

Чистая прибыль и операционная прибыль



Показатели прибыли снижаются с 2016 года и достигли минимальных значений по итогам 2019 года.

Денежный поток от операционной деятельности, млн руб.



Показатели денежного потока демонстрируют высокую волатильность и уходили в отрицательную зону в 2015, 2017 и 2019 гг.

История дивидендных выплат



Если совет директоров компании рекомендует объявить дивиденды, то их размер должен быть не менее 30% скорректированной чистой прибыли по МСФО по итогам отчётного периода, при условии достаточности чистой прибыли, определённой по данным бухгалтерской отчётности после учёта всех корректировок. В противном случае размер дивидендов может быть уменьшен.
Основные риски для миноритарных акционеров

Спад в российской и мировой экономике.
Западные санкции, которые могут осложнить доступ компании к зарубежным капиталам и технологиям.
Сокращение финансирования крупных проектов по строительству транспортной инфраструктуры со стороны государства.
Увеличение конкуренции в отрасли.
Государственное регулирование и усложнение условий получения госконтрактов.
Аварии и чрезвычайные происшествия на объектах, которые могут нанести существенный финансовый и репутационный ущерб.
Неисполнение контрагентами своих обязательств.
Реорганизация общества, а также возможный делистинг акций с Московской биржи.
Стратегические риски, связанные с ошибками в управлении компанией.
Риски со стороны контролирующего акционера, который может игнорировать интересы миноритариев.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter