На ледоколе мускулы играют - США увеличивают присутствие в Арктике » Элитный трейдер
Элитный трейдер


На ледоколе мускулы играют - США увеличивают присутствие в Арктике

11 июня 2020 ИХ "Финам" Братерский Александр

США создадут современный ледокольный флот для обеспечения национальных интересов в Арктике и Антарктике. Вашингтон пока в роли отстающего - у Москвы в два раза больше ледоколов. Россия ведет активную деятельность в регионе, строя военные базы и проводя грузы по Северному морскому пути (CМП). Но больше всего Вашингтон беспокоит активность Пекина, заинтересованного в сотрудничестве с Москвой по СМП. Ледоколы нужны, чтобы обладать возможностями в регионе, но экономическая деятельность будет зависеть от партнеров США в Арктике, экологов и политической ситуации.

К 2029 году в США планируется создать полностью готовый флот из полярных ледоколов. Речь идет о строительстве трех кораблей тяжелого класса и нескольких средних судов. Ледокольный флот необходим для того, чтобы "защитить наши национальные интересы в Арктике и Антарктике и сохранить сильное арктическое присутствие в сфере безопасности вместе с нашими союзниками и партнерами". Об этом говорится в меморандуме президента США Дональда Трампа, опубликованном на сайте Белого Дома во вторник, 9 июня.

В настоящее время США располагают всего двумя атомными ледоколами устаревшего типа в этом районе, и военные неоднократно предупреждали Белый Дом, что этого недостаточно для обеспечения безопасности в Арктике.

Как отмечает в беседе с Finam.ru ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Павел Гудев, США выглядят в Артике "как отстающие": "Они сейчас пытаются нас догнать, так как поняли, что без ледоколов никуда, даже у себя они им крайне нужны. В какой-то степени ледоколы - это статус и возможность осуществлять исследования как в Арктике, так и Антарктике на круглогодичной основе, а не только с мая по октябрь".

У России четыре атомных ледокола, однако, и этого количества мало. К тому же один из них, "Таймыр", устарел и должен вскоре быть выведен из эксплуатации, еще два - "Ямал" и "Вайгач" - должны закончить свою службу в 2022 году.

Климат меняется, меняется климат

Для того чтобы Россия сохраняла свои позиции в Артике, атомный флот должен обновляться постоянно, считают в Росатоме. Ранее глава ведомства Алексей Лихачев, отмечал, что для того, чтобы обеспечить своевременную навигацию по Северному морскому пути, необходимо построить до 10 атомных ледоколов. Компания оценивает инвестиции в этот проект в 0,5 трлн рублей.

В настоящее время в России заканчивается строительство ледокола "Арктика". Кроме этого, строится атомный ледоход "Лидер", который обещает стать самым мощным в мире судном подобного типа. Ввод в эксплуатацию ледокола планируется в 2027 году.

США, Россия и другие страны, которые имеют интересы в Артике, давно ведут битву за регион, сулящий немало экономических возможностей. По данным Минприроды, запасы российской части Арктики составляют 7,3 млрд тонн нефти и 55 трлн куб. м газа. В Арктике находится 30% мировых запасов газа и 13% нефти, свидетельствуют данные США.

Москва в последние годы активно строила в Артике военные базы, цель которых не только обеспечение безопасности, но и экономических возможностей страны. В 2017 году Министерство обороны открыло на земле Франца-Иосифа военную базу "Арктический трилистник", где расположена система ПВО Северного Флота России.

Одно из главных направлений деятельности России в Арктике - возможность проводить грузы через Северный морской путь. Его эксплуатация на треть сокращает время доставки товаров из Азии в Европу. Это дает конкурентные преимущества СМП перед Суэцким каналом. По данным ФГБУ "Администрация Севморпути", объем перевозок по акватории СМП в 2018 году составил 20 180,2 тыс. тонн, что в два раза выше показателей 2017 года. В 2019 году объем перевозок по СМП, по данным ФГУП "Атомфлот", составил около 30 млн тонн.

Аналитик ГК "ФИНАМ" Дмитрий Баранов напоминает, что властями поставлена задача увеличить объём перевозки на данном маршруте до 80 млн тонн к 2024 году. "СМП может стать важным транспортным коридором в глобальной торговле, альтернативой традиционным маршрутам плавания", - уверен эксперт.

Однако, рост перевозок сдерживается конкуренцией Южного морского пути, к тому же Северный морской путь еще не так хорошо известен в мире, и судов для данного района плавания пока недостаточно. Портовая инфраструктура СМП тоже недостаточно развита, и необходимо большее вложение средств.

Развитию региона, говорит Баранов, поможет изменение климата: "Хоть это и печально, но климат становится более мягким, лёд и снег тают, вечная мерзлота перестаёт быть вечной (ЧП в Норильске тому яркий пример), в результате условия в Арктике становятся более комфортными для ведения хозяйственной деятельности, требуются меньше материальных и финансовых ресурсов".

Оспорить статус и сдержать Китай

Но пока Арктика еще скованна льдами, сильный ледокольный флот - это попытка США оспорить существующий правовой статус Северного Морского пути и провести по нему ледоколы Береговой охраны США, как это было в 1960-е годы, отмечает Гудев из ИМЭМО РАН.

Взгляд Вашингтона: часть проливов, которые Россия считает своими внутренними водами, имеют международный статус и на них распространяется право транзитного перехода. В Москве ссылаются на законодательство СССР, по которому арктические проливы были отнесены к категории внутренних вод. Эту позицию Москвы часть экспертов считает не слишком надежной.

Построить ледокольный флот для США не проблема, судостроение в этой стране хорошо развито, уверен Баранов. Однако Вашингтону, говорит эксперт, будет необходимо учитывать и мнение других игроков: Канады и Дании, так как часть Арктики, которая принадлежит США, не cтоль протяженная. Нельзя сбрасывать со счета и экологические организации, которые, как отмечает Баранов, "могут добиться запрета на реализацию проектов в Арктике и существенно ограничить возможности инвесторов".

Компании прислушиваются к голосу экологов. В 2019 году французский оператор контейнерных перевозок CMA CGM отказался от использования Северного Морского пути, чтобы не усугубить вред Арктическому региону.

Интерес к Арктике со стороны Вашингтона продиктован не только российской темой. США беспокоит и то, что внимание к СМП активно проявляет и Китай. В 2004 году КНР построил станцию на Шпицбергене, в 2013 стал наблюдателем в Арктическом совете. В настоящее время КНР использует возможности СПМ по доставке сжиженного газа из России. Между Россией и Китаем также развивается и научное сотрудничество в Арктике.

Все эти действия находятся под предстательным взглядом американской политической элиты. На слушаниях, посвященных Арктике, которые прошли в сенате США в начале мая, глава ВМС США Кеннет Брейтуэйт заявил, что законодателей "тревожит активность китайцев у побережья Норвегии" и призвал их быть бдительными.

Хизер Конли, ведущий эксперт по Арктике в Центре Стратегических и международных исследований в Вашингтоне, писала в прошлом году, что в то время, как в США считают, что Арктика имеет "ограниченную стратегическую ценность", Россия и Китай придерживаются иной стратегии, и расширили свое военное и экономическое присутствие.

Но, как замечает Баранов из "ФИНАМ", ситуацию с сотрудничеством России и КНР в СМП нельзя назвать однозначной, так как Пекин ищет альтернативные возможности в регионе: "КНР изучает возможность прохода через Северный Ледовитый океан, минуя СМП, севернее, ближе к полюсу, и таких экспедиций китайских судов было уже несколько".

Правда, в настоящее время Вашингтону вряд ли стоит волноваться за арктическую активность Китая. У КНР немало проблем в связи с пандемией, и страну больше беспокоит ситуация в Гонконге, чем бескрайние арктические поля. К тому же, строительство атомных ледоколов - дело не быстрое и в случае и, если в Белом Доме окажется противник Трампа, он может сократить ледокольную программу, посчитав ее не слишком важной.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter