Заседание Евросовета: Увидимся в следующем месяце! » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Заседание Евросовета: Увидимся в следующем месяце!

25 июня 2020 Saxo Bank Дембик Кристофер
На прошлой неделе европейские лидеры собрались для обсуждения пакета восстановительных мер Next Generation EU ("ЕС следующего поколения"), который Еврокомиссия предлагает в дополнение к обычному семилетнему бюджету на 2021-2027 гг. Договоренность здесь пока еще не достигнута, особенно по балансу между грантами и кредитами, а также по критериям распределения денег.

С начала пандемии Евросоюз применил радикальные по европейским стандартам меры для борьбы с кризисом:

Три "страховочные сетки" для работников, компаний и государств, представленные Еврогруппой и поддержанные Евросоветом, на сумму 540 млрд евро, действуют с 1 июня. Сюда входят схема защиты от безработицы (SURE) Еврокомиссии на 100 млрд евро, поддержка компаний через кредиты Европейского инвестиционного банка на 200 млрд, а также активация Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ) с нестрогой обусловленностью и ограничением в 240 млрд евро или 2% ВВП стран-участниц. По сравнению с вариантом 2012 года новая кредитная линия ЕСМ имеет много преимуществ: так, общая стоимость кредита для стран составляет уже не 1%, а всего 0,08% на 10 лет или даже минус 0,07% на 7 лет. Первоначально ожидалось, что первой страной ЕС, которая подключится к этой линии, станет Кипр, но он вскоре отказался. Споры идут в парламенте Италии, но не похоже, чтобы правящая коалиция особенно хотела активировать ЕСМ.

Новая временная программа Next Generation EU на 2021-2024 гг. в объеме 750 млрд евро, которая станет предметом пятничных переговоров вместе с семилетним бюджетом (MFF) на 2021-2027 гг. Первая версия проекта восстановительного фонда, представленная Еврокомиссией, включает 440 млрд евро грантов, 60 млрд евро поручительств и 250 млрд евро кредитов. Для финансирования этого инструмента ЕС брал бы в долг под очень низкий процент благодаря своему хорошему кредитному рейтингу. Согласно плану Еврокомиссии, Италия получит грантов на 83 млрд евро, Испания на 77,3 млрд, Франция на 39 млрд, а Греция на 22,5 млрд. Это не бесплатные деньги. Для доступа к этому инструменту от стран потребуется план восстановления в рамках национальных программ реформ, который подвергнется оценке в ходе Европейского семестра. Еврокомиссия, Евросовет и Европарламент оставят за собой полный контроль над распределением средств, хотя всё еще не совсем ясно, как это должно работать. Известно только, что средства будут отпускаться отдельными траншами соответственно реализации восстановительного плана. Пока не понятно, должны ли эти планы включать структурные реформы; это будет предметом политического торга между "бережливой четверкой" и остальными странами ЕС.
Кроме того, ЕЦБ запустил новые меры монетарного стимулирования в рамках количественного смягчения, в объеме 1,6 трлн евро.

Вопросы, которые вызывает предложение ЕК

Когда Еврокомиссия впервые предложила программу Next Generation EU, многие излишне оптимистичные комментаторы говорили о прорывном, "гамильтоновском" моменте для ЕС. Но если углубиться в детали, то это больше похоже на упущенный шанс, чем на реальный шаг вперед в европейской интеграции. Два главных недостатка предложенной схемы: во-первых, общий объем средств (около 0,9% ВВП ЕС в год в 2021-2024 гг.) ниже того, чего требует кризисная экономическая ситуация, а во-вторых, у нее очень плохой временной план. Из-за административных процессов, особенно одобрения, задержка выплат чрезвычайно велика. В ближайшие два с половиной года планируется предоставить меньше четверти общего объема грантов, а максимальные темпы стимулирования намечены на 2023-2024 гг., что очень поздно для восстановления.

Еврокомиссии также нужно будет прояснить критерии распределения денег. Пока сказано только: "Они будут доступны всем странам-участницам, однако поддержка будет сконцентрирована в наиболее затронутых частях Союза с наибольшей нуждой в обеспечении устойчивости". Наконец, есть явное недоразумение насчет сообщения ЕК о новых прямых (налоговых) доходах бюджета ЕС, которые помогут Евросоюзу возвращать средства, занятые для восстановления. Так как согласно 311 статье Договора о функционировании Евросоюз не имеет налогового суверенитета, мы не понимаем, как он может поднять налоги, чтобы покрыть стоимость программы.

За последние недели в "бережливой четверке" появились свои разногласия: Дания смягчила свою оппозицию к предложению Еврокомиссии и официально присоединилась к лагерю "скептиков", включающему Венгрию. Однако для достижения договоренности потребуется много времени, и мы считаем июльский срок, о котором говорила Ангела Меркель, нереалистичным. Нужно также помнить, что во многих странах начался или скоро начнется долгий парламентский процесс, который тоже значительно замедлит принятие программы Next Generation EU. Пару недель назад конституционный комитет парламента Финляндии, первым рассмотревший предложение ЕК, решил, что оно может не соответствовать законодательству ЕС. Это не такое уж непреодолимое политическими средствами препятствие, но заметная заноза и для Еврокомиссии, и для сторонников предложенного плана.

http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter