Плюс независимости. Авантюристы не смогут использовать ЦБ как подсобный инструмент » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Плюс независимости. Авантюристы не смогут использовать ЦБ как подсобный инструмент

13 июля 2020 ИХ "Финам" Братерский Александр
Сегодня, 13 июля, исполняется 30 лет со дня создания Центрального банка России, тогда Госбанка РСФСР. Cоздание банка проходило в революционных условиях слома советской государственности. О том, кто стоял у основания новой структуры, каким был стиль работы первого главы ЦБ, кто был лучшим руководителем Банка России прошлых лет и причем здесь актер Алексей Панин, рассказывает историк банковского дела, автор серии "Экономическая летопись России" Николай Кротов.

- Создание Центрального Банка РСФСР стало практически революционным событием, нарушившем монополию Госбанка СССР. Почему союзное руководство не попыталось этому помешать?

- Горбачев был настолько уверен в своих предыдущих победах, что он также считал, что все будет так, как раньше. Что Госбанку сказали, то он и сделает. Будучи спринтером, бегуном на короткие дистанции, руководитель СССР не понимал изменившейся политической обстановки. Тем не менее, у него еще оставались возможности заморозить процесс. Но для этого необходимо было проявить волю, которой, впрочем, у него не было.

- Вы пишите в одной из книг, что постановление о создании ЦБ РСФСР стало фактически распадом СССР. Если бы ЦБ России в тех условиях не был создан, не было бы и российской государственности?

- Так сказать нельзя, но это решение было одним в череде произошедших событий. Просто если тогда не был бы создан ЦБ, он был бы создан позже. Земля была уже унавожена, все было готово к изменениям. Вопрос был только, в каком порядке сажать овощи. 1990 год был ключевым, это уже был сбор урожая, а посадки были раньше. Это был важный шаг, но не решающий.

- Кем были те люди, которые создавали Центральный банк и вообще новую финансовую систему страны?

- Эту реформу делали люди, которые не были специалистами в прямом понимании этого слова. Первый заместитель председателя ЦБ РСФСР Владимир Рассказов был преподавателем экономики и никогда в жизни не занимался банками. Главный инициатор преобразований Валерий Скрипченко (депутат ВС РСФСР - прим. редакции) тоже был не специалист в этой области, хотя и был инициатором создания "Куб-банка" в тогдашнем Свердловске, создал его как инициативщик, а не как специалист в банковской сфере. Единственная категория людей, которая в то время хорошо знала рыночную банковскую систему, это работники системы cовзагранбанков, работавшие в Лондоне, Париже, Цюрихе, Сингапуре и других городах. Но они в этой истории не участвовали, так как понимали, что это сложная, тяжёлая и очень рискованная работа. И, кстати, они так и не стали руководителями ни одного банка, были замами, консультантами.

А банки стали создавать такие люди как Владимир Виноградов, который был секретарём комсомольской организации "Атоммаш", театральный режиссёр Владимир Гусинский, инженер-строитель Александр Смоленский, Михаил Ходорковский, который окончил Менделеевский институт. Это были энергичные харизматичные люди, но они не представляли всю сложность задач.

- А кем был первый председатель Госбанка РСФСР Георгий Матюхин? Почему именно на него пал выбор?

- Дело в том, что первым председателем ЦБ России должен был стать Сергей Сорвин, который в то время возглавлял контору Госбанка по Свердловской области. Он был влиятельной фигурой, его хорошо знал Ельцин. Когда ему предложили возглавить российский ЦБ, он приехал в Москву, поговорил с Хасбулатовым (глава Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов – прим. редакции) и Ельциным и понял, куда его пытаются втянуть. Указ на его назначение уже был готов, но Сорвин сказал Ельцину, что ему надо посоветоваться с супругой. Он уехал в Екатеринбург и не вернулся, поняв, что в Москве он погрязнет в политических разборках. Начали искать другого председателя, и Хасбулатов предложил Матюхина, которого знал по научной работе.

Матюхин работал в Международном инвестиционном банке (МИБ). Это банк Совета экономической взаимопомощи (экономическое объединение соцстран – прим. редакции), который был инвестиционным институтом и не занимался обслуживанием клиентов. Фактически, там было больше ученых-аналитиков, чем банкиров-практиков. Так что и у Матюхина не было необходимого банковского опыта. Он был хорошим ученым специалистом по золоту, у него была интересная книга "Горячие деньги" о проблеме спекулятивного капитала, но он не был банкиром. Он даже одно время был резидентом в Уругвае, но его довольно быстро раскрыли. Придя в ЦБ, он cтавил перед собой нереальные планы, желая, в частности за пару месяцев, в августе 1990 года принять все необходимое банковское законодательство.

- Каков был его стиль работы?

- Геращенко рассказывал мне, что ему достался водитель, который возил Матюхина. Геращенко засиживался в банке и однажды уезжал домой часов в 8 вечера. Водитель пожурил его, мол нельзя так долго задерживаться и рассказал, что Матюхин приезжал на работу к 11 часам и после 5-6 часов практически никогда не задерживался.

За те два года, что Матюхин был руководителем ЦБ, он три или четыре раза подавал в отставку. Григорий Гаврилович рассказывал мне, что встречался с Ельциным один на один лишь однажды. Когда ему надо было что-то решать, он посылал к президенту своего заместителя Рассказова, который был чистым революционером. Однако Матюхин налаживал международные связи - подружился с тогдашним директором Европейского банка реконструкции и развития Жаком де Ларозьером и даже свозил его к себе на родину, на Алтай. Тогда французы организовали для наших банкиров учебу во Франции. Дело в том, что у ЦБ тогда не было денег даже на командировки, и в командировки наши банковские руководители ездили за счет организаторов.

- За 30 лет ЦБ прошел большую историю. Какие главные вехи вы можете в ней отметить, если говорить о 1990-х годах?

- Одна из ключевых точек - это безусловно июль 1992 года, уход Матюхина и приход Геращенко. Это не просто смена руководства, а принципиальное изменение политики. В 1992 году было несколько проблем, которые никто, включая Матюхина, не мог решить.

Это вопросы неплатежей, когда по три-четыре месяца не платили зарплату. Нехватка налички: когда принимали решение о либерализации цен, специалисты гайдаровской команды не могли оценить реальный масштаб этой беды. Они считали, что цены вырастут в три четыре-четыре раза, а они увеличились в 1000 раз. Еще одной проблемой при переходе на новую систему расчётов стала система фальшивых авизо. (официальное извещение об оформлении или совершении платежей - прим. редакции). Первые такие авизо было обнаружены в Чечне и Кабардино-Балкарии, однако афера, скорее всего была задумана в Москве, создать такие документы было под силу только специалистам.

Все эти проблемы были решены только после прихода Виктора Геращенко, когда была организована система взаимозачетов совместно с Федеральным агентством правительственной связи. Для борьбы с фальшивыми авизо была создана система безопасности, шифрования платежных документов.

Важным для банковской системы стал 1995 год, первый кризис межбанковских кредитов и первый массовый отъем лицензий у банков. В 1998 году, было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Здесь большую роль сыграл зампред банка России Александр Тюрбанов. Впоследствии, это стало базой для создания системы страхования вкладов уже в 2000-ные.

- Кого из руководителей ЦБ прошлых лет, можно назвать самым эффективным?

- Геращенко. Ведь благодаря ему страна вышла достаточно оперативно из дефолта, и действовал он исключительно рыночными методами. В свою очередь, Сергей Игнатьев старался резких решений вообще не принимать, он бесконфликтный человек, и поэтому после него пришла Эльвира Набиуллина, так как пришло время расчищать банковскую систему от проблемных банков.

- Какое место должен, по-вашему, занимать ЦБ в структуре власти страны?

- В ситуации, в которой находится наша страна, ЦБ - это не центральный институт для осуществления экономической политики. У наc финансисты заняли слишком большое место. Министерство экономики должно заниматься экономической политикой, а ЦБ должен быть ее важным исполнителем. ЦБ - это исполнительная власть, а у нас нет экономической законодательной власти. Когда ЦБ начинает себя позиционировать как экономическая власть - это беда. Если экономическая политика утверждена и принята, то ЦБ должен быть самостоятельным исполнителем.

- Статус ЦБ как независимой структуры постоянно хотят изменить, подчинить банк правительству. Независимость ЦБ - это плюс или минус?

- Плюс независимости в том, что любое сумасшедшее правительство не сможет использовать ЦБ как ему захочется. Авантюристы не смогут использовать ЦБ как подсобный инструмент для собственных дел. Есть же такое выражение "карманный банк". У предприятия есть карманный банк как бухгалтерия, и чтобы не стать карманным банком при правительстве, ЦБ должен иметь систему самостоятельности. Но когда правительство и ЦБ являются абсолютными конкурентами и не работают на общую цель, это тоже беда.

- Есть ли Центробанку чему "поучится" у ФРС США?

- Геращенко рассказывал, что как-то увидел у своего коллеги, главы ФРС США Алана Гринспена, таблицу приоритетов ФРС. Он её даже в Москву привёз в назидание коллегам. На этих скрижалях были записаны три задачи: первая - price-index (индекс цен), т. е инфляция, вторая - real income (реальные доходы населения), и, наконец, employment (занятость).

Виктор Владимирович удивился, спрашивает: "Алан, а при чём здесь занятость? Ты министерство труда, что ли?" На что получил ответ: "Виктор, но всё же связано. Предположим, у нас предстоят выборы. Инфляции мы можем дать увеличиться, потом мы её прижмём, важно, чтобы income немного подрос, а безработица уменьшилась. Лучше, чтобы больше счастливого народа пошло голосовать!".

Именно эти три фактора создают стабильность и определяют экономическое здоровье нации. За это всё, а не только за уровень инфляции или курс рубля, должен отвечать и наш Центральный банк. Плохо, когда видят и знают лишь первую строчку, забывая про две другие.

- Как найти золотую середину между независимостью и работой на свое правительство?

- Если бы я знал, как найти золотую середину, я был председателем правительства либо, по крайней мере, председателем ЦБ.

- За 30 лет Банк России стал узнаваемым брендом cтраны. Насколько за эти годы граждане осознали его место в финансовой системе?

- Не народ должен оценивать важность или неважность ЦБ. Это должны делать предприниматели и промышленники, на деятельность которых влияет ЦБ. Чем меньше о главном банке страны вспоминают, тем лучше. Узнаваемость ЦБ - это как узнаваемость актера Алексея Панина: когда он начал чудить, о нем все узнали. Деньги любят тишину, и если в стране все спокойно, то люди практически не слышат о своем ЦБ.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter