Как заработать на компании-пустышке: рассказываем, что такое SPAC » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Как заработать на компании-пустышке: рассказываем, что такое SPAC

14 июля 2020 РБК | РБК Quote Каланов Глеб
Частные компании могут стать публичными в обход IPO, а инвесторы — заработать на этом. Помочь в этом призваны SPAC — специальные технические компании для выхода на биржу. Вот что нужно знать о них

В июне стало известно, что инвестор-миллиардер Билл Экман подал в регулирующие органы США заявку об IPO SPAC (a special purpose acquisition company) — компании, созданной специально для слияния с другой частной компанией, которая желает выйти на биржу, минуя процедуру IPO. У SPAC нет ни активов, ни истории деятельности, ни бизнес-плана — это фактически пустышки.

Как сообщил Reuters, в ходе IPO Экман собирается привлечь $4 млрд — абсолютный рекорд для SPAC. Прежний в начале 2020 года установила Churchill Capital, принадлежащая экс-руководителю CitiGroup Майклу Кляйну — тогда удалось собрать $1,1 млрд.

SPAC Экмана получит название Pershing Square Tontine Holdings и тикер PSTH. Ее бумаги будут торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже. С какой именно компанией она собирается слиться — пока неизвестно.

SPAC — инструмент далеко не новый, но при этом малоизвестный и все более широко распространяющийся. А его поверхностное описание способно отторгнуть большинство консервативных инвесторов, боящихся мошенников. Рассказываем все, что нужно знать инвестору о таких компаниях.

SPAC — что это вообще такое?

Сама по себе идея SPAC с первого взгляда выглядит сомнительной — однако такие компании существуют уже несколько десятилетий. Сейчас это официально признанная сфера, для которой прописаны строгие правила и ограничения. С каждым годом ее популярность растет: к примеру, если в 2014 году SPAC привлекли $1,8 млрд инвестиций, то в 2019 их объем вырос до $13,6 млрд. А в 2020-м SPAC уже собрали $12,4 млрд.

SPAC проводит первичное размещение, привлекая средства инвесторов вслепую — по сути, с этого начинается история компании. Их IPO называются blank-check («пустые чеки») — покупая такие акции, инвесторы де-факто приобретают воздух. Однако в перспективе это может окупиться, если руководители SPAC договорятся о слиянии с хорошей частной компанией.

По правилам Комиссии по ценным бумагам (SEC), акции SPAC размещаются по фиксированной цене в $10. Менеджмент (их называют спонсорами SPAC) собирает деньги инвесторов и заемные средства, чтобы инвестировать в приобретение частной компании без больших долгов. Срок — два года с момента IPO (реже — 18 месяцев). По истечении дедлайна SPAC ликвидируется, а деньги возвращаются инвесторам. Сливаться со связанными со спонсорами компаниями запрещено.

SPAC обязана потратить не менее 80% собранных средств на один актив. Любая сделка должна быть сперва одобрена акционерами. Частные компании, сливающиеся со SPAC, могут конвертировать свои бумаги в акции SPAC в пропорции 1:1. После этого тикер SPAC меняется на тикер новой публичной компании.

Вложения в SPAC доступны только квалифицированным инвесторам. Все собранные средства на IPO помещаются на эскроу-счет — это служит гарантией, что они пойдут на приобретение бизнеса, а не на личные цели руководителей SPAC.

Обычно спонсорами SPAC выступают известные финансисты — руководителям-ноунеймам трудно договориться о сделке и как следствие, привлечь средства инвесторов.

Зачем SPAC нужен спонсорам и частным компаниям?

Менеджмент SPAC — потенциально главные бенефициары SPAC в случае успешного слияния. По условиям сделки со SPAC сливающаяся с ней компания обязана провести допэмиссию акций (обычно 20%), которые полностью достаются спонсорам.

Главный риск для учредителей — потеря собственных средств в случае неудачного слияния или же провала сделки. В случае ликвидации SPAC его спонсоры несут все операционные издержки. Затраты на создание технической компании могут исчисляться десятками миллионов долларов.

Кроме того, SPAC считается сферой, где нет права на ошибку: если спонсорам не удалось за два года найти бизнес для слияния, то они зарабатывают плохую репутацию. Скорее всего, для второй попытки они просто не найдут инвесторов.

Для частного бизнеса SPAC — это возможность прийти на биржу «через черный ход», минуя процедуру листинга и экономя средства и время. Компании не нужно платить инвестбанкирам и регуляторам за листинг, маркетинг и прочее, поскольку за все это уже заплатили спонсоры SPAC.

Зачем SPAC нужен инвесторам?

В случае успешного слияния инвестор в SPAC получает шанс вложиться в перспективный бизнес, которого еще нет на бирже. При этом он получает ликвидные активы, который может продать сразу после истечения ограничительного периода и не платит комиссии, как было бы в случае вложений через фонд прямых инвестиций. Эскроу-счет гарантирует возврат средств в случае провала.

Также инвесторы в пакете с акциями обычно получают варранты — бумаги, позволяющие купить еще акций по заранее определенной цене. Никто не запрещает избавиться от акций, но сохранить ни к чему не обязывающие варранты — это хеджирует риски и создает вариативность стратегий.

Но есть и подводные камни. Инвестор не знает, во что вкладывается — даже если спонсоры SPAC сообщают о договоренности о сделке с той или иной компанией, это ничего не значит. Оформить сделку можно только после IPO — гарантий ее осуществления у инвесторов нет.

Значительная часть SPAC попросту не находит бизнес для слияния и распускается. Для инвестора это далеко не худший вариант, ведь тогда он ничего не теряет — вложенные средства попросту вернутся. Гораздо хуже другой вариант: слияние, в результате которого бумаги преобразованных SPAC теряют в цене. В большинстве случаев происходит именно так: по данным WSJ, акции более половины SPAC, ставших публичными в 2015-2016 годах, сейчас торгуются ниже стоимости IPO.

Одна из причин этого — возможное желание спонсоров любой ценой реализовать имеющийся капитал и заработать, в результате чего они могут переплачивать за относительно недорогие компании. Чаще всего это случается со сделками, заключенными в самом конце двухлетнего периода. А рынок после слияния оценивает приобретенный бизнес адекватно, и бумаги новой компании стремительно дешевеют.

Какие компании стали публичными благодаря SPAC?

За последний год слились с SPAC и вышли на биржу сразу несколько частных компаний. Среди них есть по-настоящему громкие имена — например, космический туроператор Ричарда Брэнсона Virgin Galactic, вышедшая на рынок в конце октября 2019 года. В этом компании помог венчурный инвестор Чамат Палихапития и его SPAC Social Capital Hedosophia Holdings, купивший 49% бумаг Virgin Galactic за $800 млн.

В феврале 2020-го котировки Virgin Galactic выросли на 255% с момента старта торгов, однако затем упали — тем не менее, ее бумаги все еще оцениваются значительно выше $10 (одна акция Virgin Galactic 13 июля стоила $19,51).

Другая такая компания — на хайпе прямо сейчас: это производитель электрогрузовиков Nikola, который появился на бирже 4 июня после сделки со SPAC VectoIQ. Всего через четыре дня ее бумаги прибавили в цене более 100%, а Nikola обогнала по капитализации Ford Motor и Fiat Chrysler Automobiles. При этом компания пока даже не запустила производство машин.

Вскоре путем Nikola может пойти еще один производитель электрокаров Fisker. 13 июля компания объявила о слиянии со Spartan Energy Acquisition Corp — еще одной SPAC, финансируемой частной акционерной компанией Apollo Global Management Inc.

Ожидается, что сделка принесет Fisker $ 1 млрд и позволит начать производство первого электрокара компании Fisker Ocean к концу 2022 года. А акции Spartan на премаркете 13 июля уже выросли более чем на 20%.

Стоит ли связываться со SPAC?

Инвестировать в SPAC можно — это не настолько рискованный инструмент, каким кажется на первый взгляд. Гораздо больше рисков несут его спонсоры. Однако инвестор должен однозначно верить в способность спонсоров (лучше, чтобы они были «с именем») найти бизнес для слияния. Еще лучше — если у компании уже есть определенная цель.

Если же сделка сорвалась, или же менеджмент предлагает сомнительную компанию для слияния, или же просто двухлетний период подходит к концу — разумнее забрать вложенное в SPAC, чтобы не понести потери. Чем ближе к концу дедлайна — тем выше вероятность плохой сделки. И разумеется, инвестиции в SPAC должны быть лишь частью диверсифицированной стратегии.стр

http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter