Построение портфеля акций

Акции (урок 1)
Итак, вы создаёте портфель из акций (или уже создали) и хотите подойти к процессу системно. Будем считать, что это только акции США и в портфеле нет облигаций. Что делать? Вначале – структура, а это:
1. Разбивка по секторам;
2. Разбивка по капитализации.

Вначале о секторах. Какие бывают сектора – см. картинку ниже.

Построение портфеля акций


Почему важно понимать, к какому сектору принадлежит компания? Разные сектора ведут себя по-своему на разных стадиях бизнес-цикла. Порой некоторые сектора становятся «любимчиками» инвесторов и на протяжении нескольких лет растут быстрее других.

Есть несколько стандартов классификаций секторов. Это:
1. GICS (Global Industry Classification Standard);
2. ICB (Industry Classification Benchmark);
3. BICS (Bloomberg Industry Classification Systems).

Они практически одинаковы. Однако названия немного различаются, и здесь можно немного запутаться. Поэтому я и привёл на картинке их все. Кроме того, в первом и во втором стандарте есть сектор Real Estate, которого нет во втором стандарте.

Пару слов о каждом:
GICS - Global Industry Classification Standard
• был основан в 1999 компаниями MSCI (NYSE:MSCI) и Standard & Poor's (S&P)
• состоит из 11 секторов
• используется S&P и MSCI
• классифицирует компании на основе рыночно-ориентированного подхода (в зависимости от того, какие рынки обслуживает компания, на каких рынках компания генерирует денежный поток)

ICB - Industry Classification Benchmark
• запущен Dow Jones и FTSE в 2005 году
• используется сегодня на NASDAQ, NYSE, FTSE
• состоит из 10 индустрий
• важно: в этом стандарте сначала идёт industry, а потом идёт sector. В GICS же sector > industry
• классифицирует компании на основе производство-ориентированного подхода (выделяет сегменты в зависимости от того, где компания производит и собирает изделия)

BICS (Bloomberg Industry Classification Systems) – полный аналог GICS
По поводу классификации компаний CFA пишет следующее:
«некоторые крупные компании сложно причислить к определенному сектору из-за многообразия и сложности их бизнеса»

Посмотреть, к какому сектору принадлежит компания, можно, к примеру здесь:
• ссылка 1
• ссылка 2

Tesla (NASDAQ:TSLA), к примеру – это сектор Consumer Discretionary / Цикличные компании, отрасль – Automotive / Автомобильная промышленность.

Consumer Discretionary – это такие потребительские товары, который потребитель может покупать, а может и не покупать (т.е. не предметы первой необходимости).

Более подробно о секторах – в следующий раз.

Результатом этого этапа у вас должна стать таблица в Excel, где вы видите exposure на каждый сектор (к примеру, 25% – в сектора Технологии, 10% – в секторе Энергетика и т.д.).

Есть ли у вас подобная таблица? Смею предположить, что у >50% такой таблицы нет.

Построение портфеля акций (часть II)

В прошлом уроке мы рассмотрели общепринятые стандарты классификации акций по секторам.

Примеры того, к каким секторам относятся различные акции США и России, вы можете посмотреть в таблице:


Разделение акций по секторам

Если акции можно поделить по секторам, то сами сектора можно поделить на циклические (cyclical) и нециклические (non-cyclical). Американские инвесторы считают это разделение весьма важным.

• компании из циклических секторов:
- растут вместе с ростом экономики;
- прибыль этих компаний очень зависит от бизнес-цикла;
- как правило, это дорогие товары, покупка которых может быть отложена.

• компании из нециклических секторов:
- стабильны вне зависимости от цикла, однако растут не так сильно, когда растёт экономика.

К циклическим секторам относятся следующие:

• Consumer discretionary (потребительский сектор)
«Discretionary» означает «по усмотрению». Это сектор потребительских товаров. В него входят:
- автомобильная отрасль;
- украшения;
- одежда;
- отели;
- рестораны и т.п.

• Materials, или Basic materials (полезные ископаемые)
Это добывающая отрасль, к примеру, добыча железной руды или полезных ископаемых.

• Energy (энергетика)
Сюда входит нефтяной сектор.

• Finance (финансовый сектор)

• Industrials (промышленность):
- тяжелое машиностроение;
- аэрокосмическая отрасль;
- оборонка;
- транспорт.

• Technology (технология):
- computers;
- software (программное обеспечение);
- semiconductors (полупроводники);
- communications equipment (всякие роутеры);
- internet services.

К нециклическим секторам относятся:

• Consumer staples (потребительский сектор, необходимые для жизни продукты):
- еда;
- напитки;
- предметы личной гигиены.

• Healthcare (здравоохранение):
- фармацевтика;
- биотехнологии;
- мед. услуги;
- мед. оборудование.

• Utilities (коммунальные услуги):
- газ;
- электричество;
- вода.

• Communications (связь, в том числе соцсети):
- интернет-связь;
- мобильная связь;
- развлекательный контект, стриминг;
- медиа;
- шоу.

Общее правило таково: экономика бурно растёт – повышаем exposure (долю в портфеле) на циклические акции, экономика падает – уходим в нециклические. Конечно, это некоторое упрощение. Рынок не всегда так прямолинеен.

Как построить портфель из акций (часть III)

Итак, продолжаем изучать акции. Но сначала простенький тест. Проверим, как вы запомнили прошлые уроки.

К какому сектору принадлежит компания Tesla (NASDAQ:TSLA)?

· Technology
· Industrials
· Consumer discretionary
· Consumer staples

Я специально выбрал вопрос с подвохом. Правильный ответ: consumer discretionary.

Cектор Technology – это электроника, компьютеры, программное обеспечение, всё, что связано с IT. К нему относятся Apple (NASDAQ:AAPL), Microsoft (NASDAQ:MSFT), Intel (NASDAQ:INTC), Oracle (NYSE:ORCL).

Сектор Industrials - это тяжелая промышленность (самолеты, станки, оборонка. Сюда относится Boeing (NYSE:BA)).

Я понимаю, что компания Тесла выглядит как бы "технологичной" и продвинутой, но всё-таки относится компания к сектору Consumer Discretionary (потребительские товары), а в нём – к автомобильной отрасли.

Понятно, что всё это условно. Товары Apple – тоже потребительские, но тем не менее, так принято делить.

Consumer Staples – это товары первой необходимости (еда, напитки, предметы личной гигиены).

Едем дальше.

Итак, вы разбили ваш портфель акций по секторам (и не абы как, а по общепринятым стандартам). Теперь вы знаете, какие акции в портфеле цикличные, а какие нецикличные.

Следующий шаг – разбить компании на группы по рыночной капитализации. Это:

• large cap (> 10 млрд $)
• mid cap (от 2 до 10 млрд $)
• small cap (от 0.3 млрд до 2 млрд $)

Зачем еще нужно это разделение?

- Вложения в large cap считаются более качественными, а вложения в small cap – более рискованными;
- 90% акций на рынке США – это large-cap;
- large cap более прозрачны и стабильнее платят дивиденды;
- акции small-cap более волатильны;
- акции small-cap могут быть неликвидными (вам будет тяжело их купить и продать);
- однако small cap растут быстрее, чем large-cap, и это более перспективные вложения (все large-cap когда-то были small cap).

Теперь, в результате уроков 1, 2 и сегодняшнего у вас получится следующая супер-таблица (см. картинку внизу), в которой видно, сколько у вас куда вложено (цифры в таблице условные).



Браво, теперь вам можно присвоить первый «дан» по навыкам диверсификации.
Источник: http://www.investing.com/
Данный материал не имеет статуса персональной инвестиционной рекомендации При копировании ссылка обязательна Условия использования материалов