Июль 2020-го: оттолкнулись от дна? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Июль 2020-го: оттолкнулись от дна?

4 августа 2020 Институт "Центр развития" ВШЭ
Фактические данные за июнь, представленные Росстатом, говорят о падении промышленного производства на 9,4% год к году при большом отрицательном вкладе нефтегазового комплекса, объясняющем половину этого снижения. Вместе с тем, число увеличивающих выпуск секторов промышленности в июне заметно выросло, при снятии сезонности в июне фиксируется даже небольшой прирост промышленного производства относительно мая. ВВП России упал во втором квартале темпами значительно более низкими, чем в США и еврозоне. Однако в определенной мере это произошло в силу низкой доли малого бизнеса в экономике страны.

Моделирование ситуации на основе опросных данных за июль даёт следующую картину: май и июнь были месяцами с наиболее высокими темпами промышленного спада, динамика промышленного производства в ближайшие месяцы может улучшиться; фондовый индекс RTS при этом стабилизируется (не достигнув предновогоднего локального пика), а рубль несколько ослабнет к доллару.

Общая ситуация в июле и краткосрочный прогноз с учетом опережающих индикаторов

Для оценки и прогноза ситуации в начале последнего месяца лета 2020 года эксперты НИУ ВШЭ использовали данные опросов Росстата за июль, которые преобразовали на основе перехода от балансовых индексов к диффузным, снятия с первичных необработанных рядов сезонности, а также агрегирования секторальных данных до уровня промышленности в целом. Анализ обработанных таким образом опросных показателей, включая ожидания, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, моделирование ситуации на основе опросных индикаторов говорит о том, что май-июнь 2020 г. для промышленности были "дном". В июле, скорее всего, произошло замедление темпов спада промышленности примерно до минус 7-8% год к году, что при используемых нами методах снятия сезонности означает рост к июню примерно на 2 п.п.

Во-вторых, можно отметить, что в июле в промышленности сохранялась тенденция к опережающему роста выпуска по сравнению с ростом внутреннего спроса (внутреннего портфеля заказов), что может объясняться как ростом экспорта, так и пополнением товарно-материальных запасов. Рост диффузного индекса выпуска составил 2,5 п.п. (48,5 против 46 в июне), а рост индекса внутреннего спроса лишь 1 п.п. (34 против 33) (см. рис. 1).

Рис. 1. Показатели экономической конъюнктуры в промышленности по данным опросов Росстата в январе 2006 г. – июле 2020 г. (промышленность в целом, сезонность устранена)

Июль 2020-го: оттолкнулись от дна?


Примечание. Диффузный индекс в общем случае – доля опрошенных (в %), указавших на рост показателя в текущем месяце, плюс 0,5* доли опрошенных, указавших на неизменность показателя в текущем месяце. Диффузный индекс отличается от балансового тем, что в последнем учитывается разница (баланс) доли опрошенных (в %), указавших на рост и уменьшение показателя, а доля опрошенных, указавших на неизменность показателя, не учитывается. Запасы готовой продукции (факт, балансовый индекс) – баланс (разность) долей респондентов (в %), отметивших "более чем достаточный" и "недостаточный" в отношении показателя в текущем месяце. Выпуск (факт, диффузный индекс) – преобразованный авторами в диффузный индекс росстатовский индикатор – баланс (разность) оценок значения показателя, определяемого как доля респондентов, отметивших "увеличение" и "уменьшение" показателя в текущем месяце. Внутренний и экспортный портфели заказов (факт, диффузный индекс): преобразованный авторами в диффузный индекс росстатовский индикатор – баланс (разность) оценок значения показателя, определяемого как доля респондентов, оценивших портфель заказов как "более чем достаточный" и "недостаточный" (в %).

Источник: расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ на основе данных Росстата

При этом, в июле в отличие от июня должны были появиться сигналы роста экспортного портфеля заказов промышленности. Так и произошло: диффузный индекс соответствующего показателя увеличился с 36,9 в июне и мае до 37,3 в июле (рис. 1).

Таким образом, причиной улучшения динамики выпуска в июле могло стать не только пополнение запасов, как было в июне при стагнации экспортного спроса, но и внешний рынок, оживающий (надолго ли?) после начала снятия карантинных ограничений во многих странах мира.

Интерес представляет также осуществленное нами моделирование фондовых индексов с использованием опросных данных Росстата в качестве регрессоров. Методика в данном случае та же, что при прогнозировании нами динамики промпроизводства – ее можно классифицировать как ARMAX: используются, в частности, разного рода опросные индикаторы, прежде всего ожидания (для каждого фондового индекса подбирается свой набор) и лагированные остатки (MA), причём для сводных индексов используются агрегированные показатели, а для индексов по отраслям – соответствующие им компоненты (для нефтедобычи, например, опросные ряды из категории "добыча полезных ископаемых"). Ниже представлены фактические и прогнозные ряды (на ближайший квартал 2020 г.) по трём сводным биржевым индикаторам Московской биржи (индексы MICEXI, RTSI и RVI), а также по отраслевым индексам акций нефтедобывающих компаний и компаний, производящих потребительские товары. Анализ показывает, что данный прогноз, основанный на месячных данных с января 2006 г., в его сегодняшней предварительной версии при высокой корреляции фактических и предсказываемых значений определяет, скорее, направленность квартального тренда, а не подает тот или иной ценовой сигнал.

Рис. 2. Прогноз динамики (тренда) сводных фондовых индексов, январь-октябрь 2020 г.



Рис. 3. Прогноз динамики (тренда) индексов акций нефтедобывающих компаний и производителей потребительских товаров, январь-октябрь 2020 г.



В соответствии с предварительными расчетами, в ближайшем квартале можно ожидать в целом стабильного состояния долларового индекса Московской биржи RTS, который, если опираться на эти предварительные оценки, так и не достигнет локального предновогоднего пика декабря 2019 г. в 1549 пунктов. При этом можно ждать снижения рублевого индекса MICEX (рис. 2), что, помимо прочего, может говорить о тенденции к некоторому ослаблению курса рубля к доллару в ближайшее время, даже несмотря на проседание последнего относительно евро на фоне провала экономики США во втором квартале (с ухудшением агентством Fitch странового прогноза США до "негативного"). Кроме того, можно ожидать стагнации в целом (при заметной волатильности) отраслевого фондового индекса нефтяных компаний и роста фондового индекса компаний, производящих потребительские товары (рис. 3).

Естественно, данные прогнозы в силу зависимости от опросных индикаторов и ожиданий будут уточнены и пересмотрены авторами после выхода (в конце августа 2020 г.) следующей порции опросных данных Росстата.

http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter