11 августа 2020 ИХ "Финам" | ОАО "Газпром"
Bybit запустила премаркет токена Notcoin
Реклама
Чем ближе окончание строительства "Северного потока-2" тем сильнее накаляется ситуация вокруг него. На прошлой неделе США пригрозили санкциями за участие в проекте очередным немецким компаниям. Бизнес Германии потребовал защиты "свободной мировой экономики от произвольных ограничений". Очевидно, нас ждет "горячая осень" борьбы за проект. Почему сейчас нарастает давление, какие ставки на кону и чем может закончиться противостояние – объясним языком экономики.
Интерес России и Германии. Постройка газопровода "Северный поток" с самого начала имела чисто коммерческую цель – окончательно освободить "Газпром", как основного поставщика российского природного газа на европейский рынок, от игр со странами-транзитерами, а именно с Украиной и Польшей. При этом строительство как первой, так и второй "нитки" газопровода встречало достаточно ожесточенное сопротивление со стороны этих самых стран-транзитеров, которые очевидно вставали перед вопросом потери значительных сумм за транзит газа, а также льготных условий получения российского природного газа.
Германия в свою очередь с постройкой первой "нитки" ощутила преимущества подобного пути доставки "голубого топлива". И хорошо понимает: открытие второй "нитки" (очевидно, вопреки давлению она все-таки будет к концу текущего года достроена) окончательно закрепит за собой статус Европейского газового хаба. Это позволит именно Германии диктовать свои условия на внутриевропейском газовом рынке, так как если сравнивать цены, по которым газ продает "Газпром" (примерно 200-300 долларов за 1 тыс. куб.м) и цены на газ на внутриевропейском рынке, которые достигают показателей 900 долларов за 1 тыс. куб.м., то преимущество для германской экономики становится очевидным. При этом сроки окупаемости проекта достаточно короткие: даже с учетом потерь на суды и санкции они могут составить 10-20 лет.
Если оценивать экономическую сторону вопроса, то в случае успешной достройки второй "нитки" "Северного потока" Россия получит возможность поставки 110 млрд куб.м газа в год. При этом средняя экономия на транзитных платежах Украине и Польше составит примерно 5-7 млрд долл. в год.
Интерес США и К°. Очевидно, что смириться с потерями дешевого российского газа и второстепенной ролью на европейской арене Польша не может. Тем более так удачно сложилось для нее, что нынешняя администрация США активно лоббирует поставки американского сжиженного газа на все тот же европейский рынок, а, следовательно, поставщики этого вида топлива крайне заинтересованы в ослаблении позиций российского трубопроводного газа на европейском рынке. Важно отметить, что американский сжиженный газ значительно дороже российского трубопроводного. В среднем 1 тыс. куб.м. сжиженного газа при поставках танкерами из США обойдется покупателям в 1,5-2 тыс. долл. Однако, как заявляют союзники США в Восточной Европе, они готовы пойти на закупку сжиженного газа из-за океана, чтобы "снизить влияние России и противостоять "российской угрозе".
Важно отметить: нынешний президент США Дональд Трамп, обладающий достаточно большим опытом в бизнесе и вероятно понимающий все экономические изъяны (и дальнейшие рыночные риски) предложения сжиженного газа для Европы, но любящий действовать по принципу "дави пока не сломается, а если сломается – не жалко", прибегает к инструментам недобросовестной конкуренции, а именно: политическому давлению, откровенному шантажу, санкциям и т.д. И ближе к выборам, которые пройдут в ноябре, вряд ли откажется от этого уже привычного инструмента.
Что могут получить и потерять. Выигрыш от введения санкций и иных рестрикций в отношении компаний, реализующих проект "Северный поток-2", – скорее временный политический для США. С одной стороны, затормозив или максимально затянув процесс достройки, администрация Трампа докажет, что она к России относится гораздо жёстче потенциальной демократической администрации. С другой – добьется хотя бы видимости внешнеполитических успехов, которые так нужны Дональду Трампу накануне выборов, особенно на фоне провалов администрации в борьбе с коронавирусом и беспорядками на расовой почве. Что касается долговременной экономической выгоды – она сомнительна, с учетом, что Европа уже ощутила преимущества альтернативных американскому сжиженному газу вариантов.
Выигрыш Польши от затяжки процесса постройки газопровода – экономико-политический. С одной стороны, Польша докажет США свою нужность и эффективность в противостоянии вымышленной "российской угрозе". На этом фоне недавно переизбранному президенту Польши Анджею Дуде даже удалось нанести "пощечину" Ангеле Меркель в виде перемещения части американского контингента войск в Европе, а также европейского командования США из Германии в Польшу. С другой – получит хоть и временную, но возможность давить на "Газпром" различного рода судами и санкциями, принуждая заключить договор о поставках газа и договор на транзит газа через территорию Польши на выгодных для себя и заведомо невыгодных для России условиях.
Проигрыш Германии от постоянного затягивания достройки газопровода – тоже экономико-политический. С политической точки зрения реализация проекта может стать высшей точкой политической карьеры уходящей с поста канцлера Ангелы Меркель, привлечет на сторону ее партии значительную часть финансовых кругов Германии и сможет обеспечить успех христианских демократов на следующих выборах. Затяжка или даже отказ России от достройки газопровода значительно осложнит политические позиции партии и может привести к ее поражению на выборах. Экономические потери являются оборотной стороной потерь политических. Крах проекта поставит в затруднительное положение крупнейшие энергетические концерны не только Германии, но и ЕС, что равняется потерям в условные 9-10 млрд долл. в год, при условии уже приводившейся цены на 1 тыс куб.м. газа на внутриевропейском рынке.
Еще один важный момент, который не стоит забывать: у Польши и США, помимо очень сильных противников в правительстве Германии, есть и не менее серьезные сторонники, например "Партия зелёных" и другие имеющие значительное политические влияние экологические движения. И этот фактор тоже задействован, что также осложняет политическую и экономическую повестку и для Германии, как главного бенефициара проекта, и для России.
Проигрыш России от затягивания строительства в большей степени экономический, хотя и не столь значительный как для Германии. При действующей первой нитке "Северного потока", наличия пусть и не очень устойчивых и выгодных соглашений о транзите газа с Польшей и Украиной, а также газопровода "Турецкий поток", Россия все равно останется крупнейшим поставщиком газа в Европу. Конечно, вложения в постройку так и не запущенного газопровода примерно в 5 млрд евро вернуть получится не сразу. Но при условии растущего потребления газа в Азиатско-тихоокеанском регионе и наличия долгосрочных контрактов на поставку газа в Китай вполне реально.
При этом следует отметить, что достройка газопровода для России – дело принципа. Очевидно, ни одна из сторон уступать в отстаивании своих позиций в ближайшее время не намерена. Но позиции России выглядят предпочтительнее.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter