Доставить живым и свежим. Курьерские сервисы после Covid-19 » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Доставить живым и свежим. Курьерские сервисы после Covid-19

31 августа 2020 ИХ "Финам" Братерский Александр
Известное советское слово "достать" в новом веке изменилось на слово "доставить". Популярные онлайн-сервисы по доставке самых разных продуктов, готовой еды, одежды и обуви стремительно растут в эпоху пост-пандемии. Cвои сервисы по доставке развивают и традиционные службы такси, а владельцы онлайн-магазинов стремительно растут в цене.

Доставка всего и вся становится новым трендом после пандемии. Сразу две крупные компании в понедельник, 31 августа, заявили о запуске сервисов по доставке товаров.

В Москве курьеры компании Delivery Club начали доставлять товары на дом из нескольких магазинов "Магнит", а до конца этого года сервис планируется распространить на Санкт-Петербург и 15 других крупнейших городов России. Те, кто воспользуются доставкой, могут заказать любой ассортимент товаров из магазина "Магнит", кроме табака и алкоголя. Стоимость доставки при этом небольшая - 149 рублей.

Сервис по доставке совместно с сетью магазинов "Самокат" запускает и популярная в России сеть AliExpress. Проект доставки продуктов питания под названием "Есть!" - это продукция, как под собственной маркой AliExpress, так и товары других производителей. После Москвы и Санкт-Петербурга создатели сервиса планируют охватить им несколько городов, включая Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону. "AliExpress долгое время ассоциировался с доставкой товаров из Китая, которые нужно было долго ждать. Мы хотим изменить это представление", - рассказал СМИ генеральный директор "AliExpress Россия" Дмитрий Сергеев, отметив, что самоизоляция "показала важность онлайн-заказа товаров первой необходимости".

Многие россияне оценили удобство онлайн-доставки в период пандемии и не собираются отказываться от него и в будущем. При этом стоит отметить, что этот сервис активно развивался и до пандемии. Согласно опросу ВЦИОМ, сделанному в 2019 году, сервисом доставки товаров с разной периодичностью пользовались 59% россиян. Чаще всего использовали сервис доставки жители крупных городов: Москвы и Санкт-Петербурга - 78% и городов-миллионников - 71%. Сервисом доставки россияне были довольны:74% заявляли, что получили качественные товары.

По данным аналитиков Data Insight, объем российской интернет-торговли в B2C в 2019 году составил 1,7 трлн рублей, средний чек - 3,8 тыс. рублей, количество заказов составило 425 миллионов. Согласно оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли и Euromonitor, в 2019 году общее проникновение онлайн-торговли в России составило 6,1% от всей розничной торговли. Однако это в два с половиной раза меньше, чем в США, и в 6 раз меньше, чем в Китае.

Аналитики Data Insight прогнозируют, что на фоне пандемии рынок онлайн торговли будет только расти, и до 2024 года дополнительный прирост составит 4,4 трлн рублей. Если до пандемии предполагалось, что рынок онлайн-торговли вырастет на 29% в 2020 году, то согласно новым оценкам, рост может составить 44% г/г. Как отмечают исследователи, к 2024 году объем российского рынка онлайн-торговли может достигнуть 7,2 трлн рублей.

Такси, пиццу вези

Закрытие ресторанов в период пика эпидемии Covid-19 способствовало резкому увеличению спроса на доставку еды по всему миру. На доставку работали не только традиционные компании быстрого питания, но и рестораны, которые смогли выстроить систему доставки.

Как отмечает в недавнем обзоре международная исследовательская компания ResearchAndMarkets.com's, есть ожидания, что мировой рынок по доставке еды, заказанной онлайн, вырастет с $107,44 млрд в 2019 году до $111,32 млрд в 2020 году. Если ситуация будет улучшаться, рынок достигнет $154,34 млрд в 2023 году при среднегодовом темпе роста 11,51%.

Покупатели привыкли к доставке еды и не собираются отказываться от этого сервиса и после нормализации ситуации с коронавирусом. Об этом свидетельствует пример одного из "продвинутых" российских городов Казани. Этот город, несмотря на открытие ресторанов и кафе, лидирует по доставке по данным исследования, проведенного компанией МТС. Согласно исследованию, в августе горожане стали пользоваться сервисом по доставке еды в четыре раза чаще, чем в 2019 году, одновременно с этим растет и популярность онлайн-магазинов.

Ситуация с Covid-19 выявила и еще один интересный тренд на рынке доставки. Заказанные товары начали доставлять не только традиционные курьеры на велосипедах и самокатах, но и машины такси, водители которых оказались в трудной ситуации в связи с падением пассажиропотока. Несмотря на то, что выручка компании Uber упала на 29% до $2,2 миллиарда из-за пандемии, выручка сервиса доставки еды Uber Eats, наоборот, выросла более чем в два раза и составила $1,2 миллиарда. Как отмечают в компании, она впервые превысила доходы компании от поездок на такси.

В компании Yandex тоже наращивали курьерскую доставку и, воспользовавшись ситуацией с пандемией, объединили все свои сервисы, включая доставку еды и такси, под единым брендом Yandex.Go. "Благодаря этому водители и курьеры, выполняющие заказы сервиса, будут меньше работать "вхолостую" и меньше ждать новых заказов", - рассказали разработчики.

Российский рынок онлайн-еды кажется весьма перспективным и для китайских игроков на рынке такси. Крупный китайский конгломерат DiDi, который недавно начал работу на рынке российского такси, не исключает возможности и работы по доставке еды. Об этом в интервью ТАСС рассказал один из менеджеров компании Даниил Петин.

TikTok поможет с доставкой

Резкий рост онлайн-торговли и сервиса доставки способствует росту благосостояния тех, кто построил на этом свой бизнес. Основательница сети интернет-магазинов Wildberries Татьяна Бакальчук вновь на втором месте в списке самых богатых женщин Forbes. За год она увеличила свое состояние на $100 млн до $1,1 млрд. Оборот интернет магазина Wildberries в первом полугодии вырос в два раза и достиг 170 млрд рублей. Ежедневно на сайт магазина заходит 7 млн посетителей в день, не только из России, но и стран ЕС - Польши и Словакии.

Состояние коллеги Бакальчук американского миллиардера Джефа Безоса, основателя компании Amazon, составило $200 млрд. Стоимость компании с начала года увеличилась на 90%. В период первой волны пандемии Amazon в США активно развивал такое направление, как доставка еды из крупных супермаркетов. В период массового локдауна сервис приносил огромные прибыли. Например, сервис доставки Amazon Fresh, который вырос на 305% в июле этого года. Однако долго подобная ситуация не продержится, предрекает ведущий обозреватель Forbes Вальтер Лоэб, так как на пятки Amazon наступает сеть супермаркетов Walmart, у которой больше опыта, чем у Amazon на рынке продуктовой доставки.

Есть и еще одно обстоятельство, и оно связано с тем, что Walmart и Microsoft объединили усилия с прицелом на покупку китайского видео-сервиса TikTok. Казалось бы, причем здесь мешающий президенту США сервис, где шкодливые школьники размещают свои "видосики"? Однако не все так просто. Лоэб отмечает, что сервис включает в себя приложение Douyin - площадку для электронной коммерции, которая нравится молодым покупателям, которых хочет привлечь к себе Walmart.

Однако вне зависимости от того, сбудутся ли планы американских компаний приобрести TikTok для помощи в онлайн- торговле и доставке, - это перспективный рынок. Кто знает, возможно, он станет настолько технологичным, что даже курьерам потребуется высшее образование. Тогда герою Олега Басилашвили из культового фильма "Курьер" не придется волноваться о том, "в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter