Прогноз цены: как применять технический и фундаментальный анализ рынка » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Прогноз цены: как применять технический и фундаментальный анализ рынка

14 октября 2020 БКС Экспресс
Заработать на фондовом рынке можно двумя способами: за счет дивидендов и на колебаниях стоимости акций. В первом случае все просто — компания периодически выплачивает часть прибыли держателям своих бумаг. Второй случай сложнее: нужно купить, когда дешево, и продать, когда дорого. Самое трудное в этой схеме — решить, когда именно совершить сделку. От того, насколько точно инвестор предскажет динамику цен, зависит прибыль.

Как формируется цена акции

При первичном размещении компания стоит столько, сколько стоят ее активы. Однако в дальнейшем включается рынок, и акционерное общество получает новую характеристику — рыночная капитализация. Это сумма стоимости всех акций, и она уже не равна капиталу. Цифра зависит только от интереса инвесторов — в компанию верят, акции пользуются спросом, значит, цена бумаг и капитализация растет. Нет интереса — акции дешевеют.

Покупать и продавать акции можно в любую секунду, пока работает биржа, а цена акции меняется с каждой новой сделкой. Как бы мы ни масштабировали график — внутри одной минуты или одного десятилетия — он всегда будет неровной линией.

Мастерство трейдера заключается в том, чтобы уловить движение цены и прогнозировать, что будет с активом в следующую минуту. Предсказать цену поможет технический и фундаментальный анализ.

Технический анализ: диктат графиков

В основе методики технического анализа лежат графики изменения цены. Чаще всего они формируются из «японских свечей».

График составляется так: «тело» свечи лежит между ценами открытия и закрытия периода. «Хвосты» означают максимальную и минимальную цену в течение периода. Зеленый цвет показывает растущую цену, красный — падающую. На черно-белых графиках используют закрашенные и белые свечи. График дискретный, то есть свеча отражает выбранный пользователем период, будь то минута, час, день или месяц.

Прогноз цены: как применять технический и фундаментальный анализ рынка


Изменения цен укладываются в три тренда:

- Восходящий или «бычий» — цена растет. Трейдеру важно предсказать его начало и купить акции на самом первом этапе роста.

- Нисходящий или «медвежий» — цена падает. Когда достигнут пик, и котировки движутся вниз, нужно или продать имеющиеся акции или сыграть на понижение.

- Боковой — цена незначительно колеблется вокруг какой-то цифры. Заметную прибыль получить нельзя, остается только ждать, пока цена куда-то сдвинется.

Главная ошибка начинающего инвестора — продавать на дне и покупать на пике цены. Кажется, что раз курс давно и уверенно растет, то это сигнал к покупке. На самом деле все может быть наоборот. Предсказать вероятный момент, когда тренд развернется, помогают фигуры технического анализа.

Вымпел

Линии фигуры ограничивают коридор, в котором движется стоимость актива. Как только цена заметно пробивает их, высока вероятность, что она двинется в сторону пробития. Потенциал дальнейшего движения равен длине «древка вымпела».



Ромб

С высокой долей вероятности фигура знаменует разворот тренда, растущая цена будет падать, а падающая — расти.



«Голова и плечи»

Три пика формируют рисунок, напоминающий голову и плечи — признак разворота тренда. В классическом виде означает переход от роста к коррекции, в перевернутом — наоборот.



Фигур в техническом анализе намного больше. Стоит понимать,
что они показывают только наибольшую вероятность движения тренда, а не окончательный «диагноз».

Фундаментальный анализ: фокус на новости

Фундаментальный анализ — это прогнозирование цены на основе анализа экономики в целом, состояния отрасли и рыночных показателей компании. Лучше работает в долгосрочной перспективе — недели, месяцы и годы, в отличие от технического, который можно применять даже на интервалах в несколько минут. Поэтому инвестору стоит прибегать к фундаментальному анализу при планировании портфеля на длительный срок — месяцы и годы.

Анализ включает три ступени.

Первая ступень: Макроэкономические показатели

Динамика валового внутреннего продукта (ВВП) страны, где находится компания. ВВП — стоимость всех товаров и услуг, проданных в этой экономике. Если он устойчиво растет, это позитивный сигнал — страна развивается, а национальная валюта крепнет. Это важный показатель: снижение курса валюты может «съесть» часть прибыли от активов в этой валюте.

Если предельно упростить понимание ситуации, то чем быстрее растет ВВП и стабильнее ситуация в экономике, тем больше денег вливается в фондовый рынок, и больше шансов на нем заработать. Если в стране не все хорошо, рынки падают, и шанс проиграть растет.

Базовые ставки центральных банков. Они отражают стоимость денег в экономике, доступность кредитов и потребительский спрос. При низких процентах растет стоимость акций, поскольку предприятия могут привлекать дешевые кредиты и инвестировать в производство. Кроме того, растет внутренний спрос — продукция предприятий активнее покупается.

Уровень безработицы. Высокая безработица порождает неуверенность в завтрашнем дне и негативно сказывается на потребительском спросе. А значит, предприятиям становится сложнее продать свои товары. В то же время чрезмерно низкая безработица делает рынок труда неконкурентным, компании не могут привлечь хороших специалистов, что сказывается на их эффективности.

Новости. Войны, революции, стихийные бедствия очевидно негативно сказываются на рынке страны, в которой происходят. Однако взаимосвязи предприятий, отраслей и экономических факторов не всегда очевидны. Например, война на Ближнем Востоке толкает вверх российскую экономику. Когда в нефтедобывающих странах случается кризис, падает предложение, растут цены на нефть, а Россия и прочие нефтедобывающие страны получают дополнительные доходы от реализации баррелей.

На основании макроэкономических показателей стоит оценивать рынок и отрасль в целом. Если экономика страны или отрасль чувствуют себя плохо, инвестиции могут оказаться крайне рискованными.

Вторая ступень: Индустриальный анализ

Даже в экономически успешной стране может случиться, скажем, засуха, которая уничтожит урожай, от чего сельскохозяйственная отрасль окажется в кризисе. А, к примеру, международные санкции могут негативно сказаться на банках и на тех отраслях, которые связаны с внешней торговлей.

Состояние отраслей можно классифицировать так:

Кризисная. Характеризуется резким падением объема производства.

Депрессивная. Состояние застоя, неясные перспективы компаний.

Стабильная. Отрасль с устойчивым и перспективным ростом, выше среднего по стране.

Перспективная. Большой потенциал развития, инвестиции под четкие, целенаправленные комплексные программы.

Растущая. Высокая рентабельность, мощности предприятий загружены полностью, проблем со сбытом нет.

Третья ступень: Показатели компании

Самый нижний уровень фундаментального анализа — изучение показателей компании. Найти их можно на сайтах акционерных обществ в периодических отчетах о деятельности. Их публикует каждое ПАО, это требование законодательства.

Оговоримся, что капитал (стоимость всех активов) и капитализация компаний (совокупная стоимость всех акций) — разные величины. Оптимальным для большинства компаний стоит считать примерное равенство этих показателей. Если они резко отличаются, весьма вероятно, что компания недооценена или переоценена.

ИТ-отрасль — исключение. На балансе компании может быть пара ноутбуков и принтер, но за счет прорывной идеи и востребованного продукта капитализация кратно превзойдет стоимость активов. В остальных случаях недооцененная компания может быть привлекательна для вложений, а переоцененная может сильно разочаровать. Но окончательный вывод можно делать только после тщательной оценки.

Инвестиции в крупную международную компанию могут быть менее выгодными, чем в небольшой стартап. Прибыль зависит не от размера, а от эффективности бизнеса.

Чтобы оценить инвестиционную привлекательность бизнеса, инвесторы используют специальные финансовые показатели — мультипликаторы.

Коэффициент цена / прибыль (мультипликатор P/E)

Рассчитывается так: капитализацию (то есть биржевую стоимость компании) нужно разделить на чистую прибыль за календарный год. Результат — доходность предприятия. Если коэффициент равен, например, 5, это значит, что компания окупится за пять лет при сохранении текущего уровня прибыли.

Небольшие значения коэффициента сигнализируют о недооцененности компании, большие — о слишком завышенной оценке. Оценка «нормальности» этого показателя довольно субъективна и основана на здравом смысле. Очевидно, что 100 лет никто из инвесторов ждать не будет, и компания переоценена, а цифра 3-5 для крупного бизнеса говорит о недооценке. Для российского рынка средний показатель колеблется в районе 6-7 лет, но это лишь говорит о его недооцененности.

Мультипликатор ROE

Рентабельность капитала. Иллюстрирует эффективность использования активов и заемных средств. Чтобы его вычислить, нужно разделить чистую прибыль в конце отчетного периода на капитал в его начале. Получившаяся цифра укажет, сколько копеек прибыли приносит каждый рубль капитала.

Сравнивать компании по ROE лучше всего в пределах одной отрасли. Скажем, востребованное мобильное приложение будет генерировать прибыль, располагая минимальным капиталом, а нефтедобывающее предприятие, на балансе которого вышки, трубопроводы, дороги и вертолеты, покажет заметно меньшее значение. Сопоставлять их некорректно.

Не менее важно рассматривать этот показатель в динамике: если он стабилен на протяжении многих лет, компания подходит для долгосрочных инвестиций и, весьма вероятно, покажет стабильный доход. Если он колеблется, то и актив стоит считать спекулятивным, а если снижается — повод подумать о целесообразности такого вложения.

Непростой выбор

Нельзя сказать однозначно, что лучше — фундаментальный анализ или технический. Они работают каждый по своим законам и имеют собственные границы применимости. Опираясь на технический анализ, нельзя строить прогноз на несколько лет вперед. В то же время фундаментальный ограниченно учитывает психологию рынка и не позволит предсказать стихийный ажиотаж или паническую распродажу.

Выбор методов зависит от стратегии. Если вы планируете работать на коротких временных интервалах, упор можно сделать на графики. Фундаментальный анализ требует времени, расчетов и все равно может дать сбой из-за неожиданных новостей. Тем не менее, даже при торговле короткими позициями он позволит быть в курсе ситуации в отрасли и предупредит о «мусорных» низколиквидных активах ненадежных эмитентов.

Для долгосрочных инвестиций лучше подойдет анализ отраслей и компаний, который укажет на стабильные и перспективные бумаги. А вот оптимальную точку входа помогут найти графики: выбираем актив и ждем, пока паттерны не предскажут разворот тренда вверх.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter