16 октября 2020 Открытие | Открытый журнал
Bybit запустила премаркет токена Notcoin
Реклама
Облигации являются инструментом привлечения финансирования для предприятий, муниципальных образований и даже государств. Осуществляя выпуск облигаций, организация привлекает деньги по ставке ниже кредитных ставок большинства банков. При выпуске облигаций, в отличие от выпуска акций, предприятие не впускает третьих лиц в органы управления, что является дополнительным преимуществом.
Согласно ФЗ «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ, облигацией называют эмиссионную ценную бумагу, фиксирующую право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в облигации срок её номинальной стоимости либо иного имущественного эквивалента. В законе сказано, что облигация — это именно эмиссионная ценная бумага, и процесс выпуска (эмиссии) облигаций является регламентированным юридическим действием, регистрируемым надзорным органом — Центральным банком, чтобы обеспечить добросовестность как эмитента, так и привлекаемых в процессе эмиссии лиц.
В данной статье мы расскажем, что собой представляет процесс эмиссии и какие этапы он в себя включает, а также о понятиях проспекта эмиссии и решения о выпуске (основные документы эмиссии).
Характеристика эмиссии облигаций
Если говорить о корпоративных облигациях, то инициатором размещения выступает компания (будущий эмитент). Облигации выпускаются не только акционерными обществами (не всегда публичными), но и обществами с ограниченной ответственностью. Решение о выпуске принимается советом директоров или собранием общества (для ООО). Однако не все компании имеют право выпускать облигации. Для осуществления выпуска необходимо иметь полностью оплаченный уставный капитал, а размер выпуска не должен превышать его размер по стоимости. Также компания должна существовать хотя бы три года, а также предоставить в ЦБ и обнародовать свою отчётность за последние два года.
Что касается самого выпуска, то он делится на несколько этапов:
решение о выпуске и определение основных параметров выпуска, формирование решения о выпуске облигации (документа);
регистрация решения о выпуске и проспекта эмиссии в ЦБ;
подготовка к размещению (необходимо заранее задаться вопросом о том, кто будет покупать облигации общества);
размещение;
утверждение эмитентом отчёта о выпуске облигаций;
регистрация отчёта в ЦБ;
формирование условий для обращения облигаций на биржевых торгах.
Основными документами являются решение о выпуске и проспект эмиссии облигаций.
Средний выпуск корпоративных облигаций имеет объём от 50 млн до 10 млрд руб. (одна бумага стоит, как правило, 1 000 руб. и торгуется лотом в одну бумагу). Срок погашения облигаций в среднем составляет от двух до пяти лет.
Таким образом, облигации привлекают ликвидность в достаточно большом объёме под определяемый организацией процент, который обычно ниже ставки банковского кредита. Однако эмиссия облигаций обходится эмитенту недёшево, и в большинстве случаев выпускать облигации менее чем на 300–500 млн руб. попросту нецелесообразно.
Решение о выпуске
После принятия решения о выпуске облигаций его необходимо осветить в прессе с тиражом не менее 10 000 экземпляров. Как правило, это «Налоговый вестник», но можно обратиться и в другие издания.
Решение о выпуске должно содержать:
вид облигаций (купонные или дисконтные);
их номинальную стоимость и планируемый объём выпуска (облигаций можно выпустить меньше, но не больше);
сроки размещения;
срок облигаций;
способ размещения (облигации размещаются не только на биржевых торгах, но и по закрытой подписке);
цену размещения или специфику её определения (цена может быть как фиксированная, так и определяться в результате аукциона);
специфику выплаты процентов (периодика и определение размера выплат).
При наличии обеспечения или гарантии третьих лиц данные документы прилагаются к решению о выпуске. В решении о выпуске также фигурирует цель облигационного займа, который может быть общим или целевым, идущим на реализацию какого-либо проекта, — в этом случае прилагается бизнес-план). Как правило, компании в данной графе пишут: «Средства, полученные в результате размещения облигаций, эмитент планирует направить на общекорпоративные цели, финансирование инвестиционных программ и рефинансирование кредитов».
Рис. 1. Решение о выпуске облигаций
Проспект эмиссии
Следует утвердить выпуск проспекта эмиссии ценных бумаг на собрании акционеров или членов общества, а также зарегистрировать его в ЦБ.
Проспект эмиссии содержит следующие обязательные разделы:
наименование организации;
дата её регистрации;
данные об учредителях и смежных организациях;
состав руководителей;
виды деятельности по ОКВЭД;
анализ отрасли и конкурентов;
позиция компании на рынке;
финансовая отчётность общества за последние два года;
данные о предыдущих выпусках ценных бумаг;
данные об андеррайтере;
гарантии (если имеются).
Проспект эмиссии и решение о выпуске всегда тщательно изучаются ЦБ на предмет достоверности представленной информации для обеспечения должной безопасности инвесторов, а также самими инвесторами — для принятия решения о целесообразности приобретения конкретных ценных бумаг.
Рис. 2. Проспект эмиссии ОФЗ
Далее компания-эмитент нанимает организаторов размещения, встречается с инвесторами и создает пул покупателей её ценных бумаг, так как ключевой вопрос — это поиск инвесторов, а регистрация и осуществление выпуска — больше техническая задача. Общество договаривается с биржей и депозитарием об обслуживании своего выпуска и осуществляет его, отчитываясь о результатах перед ЦБ. Далее компания может принять меры по поддержанию ликвидности своих ценных бумаг (если сочтёт нужным), что поспособствует формированию положительного отношения инвесторов к дальнейшим выпускам и дальнейшему привлечению средств уже под меньший процент. Чтобы сократить расходы, компания должна проявлять заботу об инвесторах и своевременно обслуживать свои облигационные выпуски.
Эмиссия облигации — весьма эффективный способ привлечения финансирования с низкой ценой обслуживания для реализации текущих проектов. Однако выпуск облигаций является весьма дорогим по стоимости его осуществления. Это обуславливает определённый порог целесообразности выпуска и ограничивает компании в возможностях.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter