Сбербанк сильно рискует с «Опелем» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Сбербанк сильно рискует с «Опелем»

Собственно, событие уже случилось. И вопрос тут может быть только один: насколько это будет для нас полезным
2 июня 2009
Собственно, событие уже случилось. И вопрос тут может быть только один: насколько это будет для нас полезным. Но для этого необходимо четко и внятно понять: в каких условиях будет происходить «освоение» ресурсов Сбербанка, смогут ли бабушки и дедушки нашей страны, доверившие ему свои деньги, быть уверены, что они вернутся с прибылью?

Как мы уже неоднократно писали, главным экономическим механизмом, обеспечивающим прибыль, в последние десятилетия (точнее, с 1981 года) стала эмиссия доллара США. При этом «вбрасывались» эти доллары в экономику через кредитование американских потребителей, а через них (США в мировой экономике занимают, по паритету покупательной способности, почти 40% спроса) – и потребителей всего мира. За истекшие почти 30 лет, доля стимулированного, искусственного спроса американских потребителей составила около 3 триллионов долларов в год – по сравнению с их же реально располагаемыми доходами.

Соответственно, основной механизм нынешнего экономического кризиса - это падение совокупного спроса, не только в США, но и в мире. Дело в том, что долго (не пару-тройку лет, а несколько десятилетий) накачивать спрос домохозяйств за счет кредитов можно только в одном случае – если можно рефинансировать старые кредиты за счет новых так, что остается еще и часть на прирост потребления. А это, в свою очередь, требует, чтобы стоимость кредита все время снижалась.

Отметим, что это условие выполнялось неукоснительно: величина учетной ставки Федеральной резервной системы США, которая достаточно точно отражает стоимость потребительского кредита в этой стране, с 18% в 1981 году постепенно (разумеется, не монотонно, были и периоды роста, но, в целом, постоянно) снижалась, пока осенью прошлого года не достигла 0. А значит, больше кредитный механизм поддержки спроса работать не будет, а накопленные долги нужно отдавать. Начался кризис и продолжаться он будет до тех пор, пока избыточный спрос не исчезнет, то есть совокупный спрос вернется к своим естественным значениям, соответствующим реально располагаемым доходам населения. Которые, кстати, будут ниже, чем сейчас, поскольку кризис, все-таки, достаточно серьезный.

Но ведь за десятилетия стимулирования спроса под него практически во всех отраслях промышленности (а нашем случае, автомобильной) были созданы довольно крупные мощности. 3 триллиона в год – это около 40% спроса американского и почти 20% мирового! Это очень много! А если учесть, что автомобили это, все-таки, не предмет повседневного спроса, то в автомобильной промышленности спад может быть еще сильнее. А значит, многие автомобилестроительные фирмы прекратят свое существование. Они просто станут не нужны.

Это значит, что маркетинговая модель в отрасли радикально изменится. На протяжении пары десятилетий продажи все время росли, не только за счет увеличения количества автовладельцев, но и по причине более частой смены моделей. В такой ситуации нужно было только «бежать за модой» - а дальше нормальный объем продаж был фактически гарантирован. В новых условиях все будет принципиально иначе.

Будет постоянно сокращаться общий спрос на автомобили. Категорическое требование покупателей будет к их надежности – менять машину будут не каждые 2-3 года, а значительно реже. Уменьшится количество машин в семье, самое главное – резко уменьшится их стоимость. Спрос на дорогие модели не просто сократится, а сократится очень существенно.

Но возникает вопрос – насколько такая ситуация предусматривается планами Сбербанка? Да, у «Опеля» много дешевых моделей, но где они будут продаваться? Ходят слухи, что были планы существенно увеличить продажи в России, но есть подозрения, что в условиях падения спроса и, главное, конкуренции с «родным» АвтоВАЗом они могут осуществиться.

В Европе ситуации и того хуже: И Фиат, и Фольксваген, имеют куда лучшие стартовые возможности, в том числе и финансовые. Да и национальные производители, французские, испанские, английские, вряд ли согласятся отдавать рынок «чужакам». Ну да, австрийцы еще могут, за счет «Магны», поддержать нового производителя, но этого явно мало. В общем, как будет развиваться новый проект – большой вопрос, поскольку, скорее всего, в его планах написано, что экономический рост в мире и Европе начнется если не завтра, то послезавтра. Но мы-то понимаем, что это не так.

Отметим, что управлять собственно бизнесом Сбербанк не собирается, это прерогатива «Магны». Это значит, что рассчитывать на адекватное описание экономической реальности не приходится: передовая экономическая наука, четко и внятно описывающая только начавшийся кризис, есть сегодня только в России, а западные консультанты, услугами которых будет пользоваться «Магна», сегодня, скорее, склонны по политическим причинам преуменьшать масштабы кризиса и его сроки. Так что здесь все не очень оптимистично.

В заключение можно только сказать, что, исходя из реалистического описания сегодняшней (не вчерашней!) ситуации, Сбербанк влез в крайне рискованную операцию, которая может дорого ему стоить.

М. Хазин

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter