Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 4,25% » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 4,25%

23 октября 2020 БКС Экспресс
Главное
ЦБ РФ сохранил ключевую ставку по итогам октябрьского заседания на уровне 4,25%, как и ожидали аналитики. По данным Reuters, среди 29 опрошенных экспертов — 25 ожидали сохранения на прежнем уровне.

Инфляция складывается в соответствии с прогнозом Банка России и по итогам 2020 г. ожидается в интервале 3,9–4,2%. Происходит ухудшение эпидемиологической обстановки в мире и в России. Ситуация на внешних финансовых и товарных рынках остается неустойчивой, возможно сохранение повышенной волатильности и в ближайшее время, в том числе с учетом геополитических факторов. Инфляционные ожидания населения и предприятий выросли, что во многом связано с курсовой динамикой. На среднесрочном горизонте дезинфляционные риски по-прежнему преобладают, однако действие краткосрочных проинфляционных факторов несколько усилилось. По прогнозу Банка России, в условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5–4,0% в 2021 г. и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.

Комментарий эксперта БКС Экспресс, Михаила Зельцера:

«Сохранение ставки на прежнем уровне было ожидаемо большинством участников рынка. Регулятор закономерно решил не форсировать события на фоне сложного геополитического контекста вокруг России и ожидаемой волатильности на мировых финансовых рынках в преддверии выборов президента США.

Несмотря на рост инфляции выше 3,7% в годовом выражении, у ЦБ сохраняется маневр для продолжения монетарного цикла в будущем. В среднесрочной перспективе снижение санкционного давления и адаптация рынка в послевыборный период в США, при сохранении спреда текущей инфляции с таргетом ЦБ в 4%, может побудить Центробанк снять ставку с паузы и понизить стоимость фондирования еще на 25 б.п.

Решение регулятора сейчас имеет ограниченное влияние на финансовый рынок, поскольку такой исход событий уже закладывался участниками биржевого процесса в их ценовые модели. Долговой рынок отреагировал нейтрально — индекс гособлигаций RGBI курсирует под существенным сопротивлением в 154 п. Фактор монетарной паузы сдержит покупательный настрой долгосрочных выпусков.

Российский рубль ожидаемо получил поддержку от регулятора. Закладывая такой сценарий, отечественная валюта укреплялась на протяжении последних дней, а валютная пара USD/RUB упала в пятницу к минимумам за последние четыре недели.

Для рынка акций, испытывающего в последнее время повышенное давление против мировых аналогов, решение финансовых властей не окажет существенного значения, поскольку доминирующим фактором ценообразования отечественных долевых активов сейчас служит геополитическая риск-премия».

Подробности
Динамика инфляции. Инфляция складывается в соответствии с прогнозом Банка России и по итогам 2020 г. ожидается в интервале 3,9–4,2%. На динамику потребительских цен влияют разнонаправленные факторы: прежде всего это, с одной стороны, произошедшее ослабление рубля, с другой — более медленное восстановление внутреннего спроса по сравнению с летними месяцами. В этих условиях в сентябре годовая инфляция увеличилась до 3,7% (после 3,6% в августе), и, по оценке на 19 октября, она составила 3,8%. Показатели текущего темпа роста потребительских цен, отражающие наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, по оценкам Банка России, находятся вблизи 4% в годовом выражении.

Инфляционные ожидания населения и предприятий выросли, что в основном связано с курсовой волатильностью. В то же время ожидания профессиональных аналитиков относительно инфляции на год вперед несколько ниже 4%, что отражает преобладание дезинфляционных факторов. На более длинном горизонте их ожидания заякорены вблизи 4%.

Сохраняющееся отклонение экономики вниз от потенциала создает дезинфляционное давление. Оно может усилиться в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации. Вместе с тем ранее принятые решения о существенном снижении ключевой ставки и проводимая мягкая денежно-кредитная политика ограничивают риски значительного отклонения инфляции вниз от цели в 2021 г. По прогнозу Банка России, в условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5–4,0% в 2021 г. и останется вблизи 4% в дальнейшем.

Денежно-кредитные условия в целом смягчились с момента предыдущего заседания Совета директоров Банка России. Кредитные и депозитные ставки преимущественно снижались, продолжилось расширение кредитования. Доходности ОФЗ на более длинных сроках уменьшились в условиях некоторой стабилизации ситуации на финансовых и товарных рынках, сохраняясь вблизи уровней середины текущего года. Наряду со снижением ключевой ставки значительное влияние на процентные ставки и динамику кредитования оказывают льготные программы Правительства и Банка России, а также регуляторные послабления. При принятии решений по ключевой ставке Банк России будет оценивать, насколько прекращение действия указанных антикризисных мер будет влиять на денежно-кредитные условия.

Ввиду существенного снижения процентных ставок происходит адаптация финансовых институтов, предприятий и граждан к изменению условий на финансовом рынке. Продолжается подстройка сберегательных моделей, в том числе перераспределение средств между различными инструментами финансового рынка. Необходимо время, чтобы этот процесс проходил плавно, без создания рисков для граждан, предприятий и финансовых организаций.

Экономическая активность. Оперативные индикаторы экономической активности указывают на замедление восстановительного роста российской экономики, что во многом связано с динамикой внутреннего спроса. Ухудшение эпидемиологической обстановки негативно отражается на настроениях населения и бизнеса, что может повлиять и на спрос, и на предложение. Это может иметь как дезинфляционные, так и проинфляционные эффекты. Однако дезинфляционное давление, вызванное более слабым спросом, будет преобладать. С учетом этого фактора и данных за II–III кварталы Банк России пересмотрел вниз прогноз потребительского и инвестиционного спроса по итогам 2020 г. Вместе с тем в целом в 2020 г. российская экономика, по оценке Банка России, сократится на 4,0–5,0%, что несколько меньше, чем предполагалось в июльском прогнозе. Это преимущественно связано с менее значительным, чем ожидалось, сокращением экспорта.

В 2021 г. прогнозируется восстановительный рост российской экономики на 3,0–4,0%. В 2022–2023 гг. ВВП, по прогнозу, вырастет на 2,5–3,5 и 2,0–3,0% соответственно. На траекторию экономического роста значимое влияние будут оказывать предстоящая бюджетная консолидация, развитие ситуации с пандемией коронавируса в России и в мире, а также характер восстановления частного спроса в условиях возможного изменения поведения населения и бизнеса. Реализованное снижение ключевой ставки продолжит оказывать поддержку экономике как в текущем, так и в следующем году.

Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 4,25%


Инфляционные риски. В среднесрочной перспективе дезинфляционные риски по-прежнему преобладают над проинфляционными, хотя на краткосрочном горизонте проинфляционные риски несколько возросли.

Дезинфляционные риски для базового сценария в основном связаны с дальнейшим развитием ситуации с пандемией коронавируса в России и в мире, масштабами возможных мер борьбы с ней и их влиянием на экономическую активность, а также скоростью восстановления мировой и российской экономики. Сдерживающее влияние на динамику инфляции могут также оказать устойчивые изменения в предпочтениях и поведении населения, в том числе возможное устойчивое повышение склонности к сбережению.

Краткосрочные проинфляционные риски в первую очередь связаны с усилением волатильности на глобальных рынках, в том числе под влиянием различных геополитических событий, что может отражаться на курсовых и инфляционных ожиданиях. Повышательное давление на цены также могут оказывать временно сохраняющиеся затруднения в производственных и логистических цепочках, а также дополнительные издержки предприятий, связанные с защитой работников и потребителей от угрозы распространения коронавируса.

Сохраняется неопределенность относительно долгосрочных структурных последствий пандемии коронавируса для российской и мировой экономики, в частности масштаба снижения потенциала российской экономики. Значимое влияние на потенциал глобального роста также могут оказывать геополитические факторы, в том числе обострение торговых противоречий. Масштаб отклонения российской экономики от потенциала в свою очередь является определяющим фактором для среднесрочной динамики инфляции.

На среднесрочную динамику инфляции значимо влияет бюджетная политика. В базовом сценарии Банк России исходит из траектории бюджетной политики, отраженной в проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 г..

При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.

По итогам заседания Совета директоров по ключевой ставке 23 октября 2020 г. Банк России опубликовал среднесрочный прогноз.



Торговый баланс будет восстанавливаться, он составит $88 млрд в 2020 г., а к 2023 г. достигнет $126 млрд. В то же время баланс услуг продолжит увеличивать разрыв между экспортом и импортом, с отрицательными значениями от $14 млрд в 2020 г. до $51 млрд в 2023 г.

Валютные резервы снижаются в 2020 г. на 16 млрд, но начнут расти со следующего года.

Цены на нефть Urals в рамках базового сценария составят $41 по итогам 2020 г., а в 2021-22 гг. поднимутся в среднем до $45 за баррель.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter