Дефицит ресурсов и Covid могут вынудить власти РФ опять искать источники доходов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Дефицит ресурсов и Covid могут вынудить власти РФ опять искать источники доходов

5 ноября 2020 Thomson Reuters
Россия начинает сталкиваться с дефицитом ресурсов, истощившихся в условиях пандемии, обвала нефтяных цен и попыток латания дыр точечными мерами, которых может оказаться недостаточно, говорят аналитики.

Это может стать головной болью для президента Владимира Путина, который хочет как можно быстрее вернуть экономику на докризисные рельсы и обеспечить стабильность в преддверии парламентских выборов.

Вынужденные бороться с нехваткой доходов и последствиями коронавируса, власти РФ уже временно смягчили существующее бюджетное правило, в результате чего пресловутая зависимость России от экспорта сырьевых товаров, которую она пыталась уменьшить в течение многих лет, снова выросла.

Чтобы удержать федеральную казну на плаву, власти также нарушили обещание не повышать налоги, увеличив со следующего года фискальную нагрузку на часть бизнеса и населения - скинуться придется средним и крупным предпринимателям и обеспеченным людям.

Однако и этого может не хватить - государству в ближайшие годы придется искать дополнительные источники финансирования в условиях падения доходов, стагнирующей экономики и коронавируса, считают эксперты.

Александра Суслина из Экономической экспертной группы (ЭЭГ) называет главным риском для бюджета слишком радужные предпосылки, на основе которых он сверстан, в то время, как вторая волна коронавируса уже стала реальностью. Об излишнем оптимизме предупреждал правительство и глава Счетной палаты, бывший министр финансов Алексей Кудрин, по мнению которого бюджет может быть пересмотрен уже в начале следующего года.

"Если реальная макроэкономика будет отличаться от того, что заложено, бюджет может затрещать по швам и тогда придется придумывать что-то еще", - сказала Суслина.

Но источники денег весьма ограничены после того, как власти резко нарастили заимствования: уровень госдолга удвоится к 2023 году, а ресурс повышения налогов исчерпан, если власти хотят, чтобы экономика хоть как-то выкарабкалась из кризиса, отмечает она.

"(Приостановка правила) не устраняет проблему долгосрочной бюджетной устойчивости, которая вследствие пенсионной реформы хотя и несколько смягчилась, но по-прежнему сохраняет актуальность вопрос о способах замещения устойчиво сокращающихся вследствие изменений условий торговли и спроса на сырьевые ресурсы нефтегазовых доходов в общих доходах бюджета", - говорится в совместном заключении на проект бюджета Института экономических исследований РАНХиГС и Института Гайдара.

Смещенный фокус

Ради помощи ослабленной коронавирусом экономике и населению Минфин в этом году вопреки бюджетному правилу существенно - примерно на 3 триллиона рублей - нарастил расходы казны.

По оценке главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, балансирующая бюджет цена нефти в 2020 году вырастет до $80-85 за баррель с около $50 за баррель в 2018-2019 годах.

"Учитывая, что ресурсов становится меньше и брать их из экономики все сложнее, фокус смещается в сторону сырьевой экономики. Да, отступили от бюджетного правила, сделали кручу-верчу-доходы-хочу со Сбербанком, но иначе было бы сложнее", - сказал Дмитрий Полевой, директор по инвестициям Локо-инвест.

Федеральный бюджет в текущем году, по оценке Минфина, будет исполнен с дефицитом 4,4% ВВП. Без учета вернувшихся в казну средств ФНБ после покупки контрольного пакета акций Сбербанка дыра составила бы 5,4% ВВП.

Бюджет останется дефицитным на протяжении всей следующей трехлетки, ожидает ведомство. Чтобы заделать дыру власти планируют активно брать взаймы - внутренние заимствования в 2020-2023 годах превысят 15 триллионов рублей.

"Рост государственных внутренних заимствований приводит к увеличению расходов бюджета на обслуживание госдолга и сокращению других важных направлений расходов, влияя на замедление темпов экономического роста", - говорится в заключении Финансового университета при правительстве на проект бюджета.

Авторы доклада отмечают, что траты на обслуживание долга превышают расходы на здравоохранение, образование и межбюджетные трансферты - направления, непосредственно влияющие на развитие человеческого капитала и территорий.

По оценкам Минфина, доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме трат федерального бюджета увеличится до 7,2% в 2023 году с 3,8% в текущем году, а к объему ВВП - до 1,2% с 0,8%.

Общий размер госдолга России, по расчетам министерства, вырастет более, чем в два раза - до 28,4 триллиона рублей, или 21,4% ВВП в 2023 году с 13,6 триллиона рублей, 12,3% ВВП в 2019 году.

Главный экономист БКС Владимир Тихомиров считает основным риском для бюджета высокую зависимость от долгового финансирования.

"Ограниченная способность внутреннего рынка поглощать новые выпуски ОФЗ и низкая доходность облигаций могут не позволить властям размещать крупные объемы нового долга, особенно если на участии иностранных инвесторов в этих размещениях продолжит сказываться геополитика", - написал Тихомиров.

Таким образом, возвращение к бюджетному правилу в 2022 году может оказаться непростой задачей, даже если цены на нефть будут на комфортном для России уровне, заключает он.

Следующий год Минфин называет "переходным": в 2022 году, по задумке ведомства, бюджет снова должен стать жестким, а бюджетное правило - заработать без исключений.

Ведомство прогнозирует, что ненефтегазовый дефицит вырастет в текущем году до 9,2% ВВП с 5,4% ВВП в 2019 году, в 2021 году сократится до 7,6% ВВП, а в 2023 году - до 6,7% ВВП.

"Структурной катастрофы не произошло, но нужно понимать, что мы возвращаемся (в 2022 году) в докризисные параметры при более высокой налоговой нагрузке", - сказала Орлова.

Чудеса изобретательности

"Минфин просто проявил чудеса изобретательности. На все нашлись деньги", - объявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на посвященных проекту нового бюджета парламентских слушаниях.

Часть этих чудес произошла еще весной и летом: введение подоходного налога с физлиц на проценты с банковских вкладов, пересмотр соглашений с офшорами ради роста сбора налогов с дивидендов, повышение НДФЛ для обеспеченных россиян.

Об остальных власти объявили практически накануне внесения проекта бюджета в Думу: увеличение НДПИ для металлургов и производителей удобрений, отмена льгот для нефтяников, опережающий рост акцизов на табак.

Общая мобилизация, по оценкам Минфина, составит 2 триллиона рублей за три года.

"Это более чем на 0,5% ВВП (в год) увеличение налоговой нагрузки на экономику в период кризиса, когда еще все эти процессы не восстановились. Это серьезное увеличение", - говорил Кудрин, по мнению которого властям следовало бы в условиях экстремальной ситуации вместо повышения налогов больше тратить из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Власти отказались от существенных трат средств фонда, поскольку сокращение резервов сделает Россию уязвимой к будущим рискам, а стрессовая ситуация с пандемией помогла замаскировать инициативы, которые в противном случае вызвали бы широкое общественное неодобрение, считает Тихомиров.

ФНБ останется практически нетронутым - в 2020-2021 году Минфин планирует потратить из резервов только 437 миллиардов рублей.

"Бюджетная политика России в значительной степени опирается на сочетание популизма, повышения налогов для среднего класса и обещаний постоянной финансовой поддержки для бедных слоев населения, что считается эффективным инструментом поддержки правящей партии в России в год выборов", - написал Тихомиров, который ждет усиления давления на правительство в части увеличения расходов к середине 2021 года перед следующими выборами в Госдуму.

В бюджете заложен достаточно сильный рост налогов на несырьевой сектор - ненефтегазовые доходы, которые в текущем году включают 1,1 триллиона рублей от сделки со Сбербанком, в следующем году не меняются, указывает Орлова.

"Я это считываю как усиление налогового администрирования, которое в предыдущие годы и так набирало обороты. Говорить о перспективах быстрого восстановления экономики в условиях, когда государство собирается изыскивать налоги, достаточно сложно, бизнесу будет тяжело", - сказала она.

Повышение налогов в условиях стагнирующей экономики - это плохо, но с точки зрения имеющегося дисбаланса между различными секторами, имеет право на жизнь - налоговое бремя должно быть распределено более равномерно, сказал Полевой.

Большая часть ожидаемого роста ненефтегазовых доходов обусловлена расширением налоговых баз по основным налогам на экономику (НДС, налог на прибыль), которое может произойти лишь при выходе на устойчивые темпы роста ВВП выше 3% в год в 2022 и 2023 годах, говорится в заключении Высшей школы экономики.

В следующем году российская экономика вырастет в лучшем случае на 2,2%, а в худшем - на 1,3%, прогнозирует Счетная палата.

Сдерживающий фактор?

Минэкономразвития в трехлетнем макропрогнозе отмечает, что нормализация бюджетных расходов после их наращивания в 2020 году будет сдерживающим фактором восстановления экономики. Минфин планирует, что разрыв между доходами и расходами сократится в 2021 году до 2,4% и до 1,0-1,1% ВВП в 2022-2023 годах.

Про выход в 2021 году из запущенных в кризис программ поддержки отраслей и сокращение расходов бюджета как ключевой риск для экономики также говорил первый вице-премьер Андрей Белоусов.

В результате жесткой бюджетной консолидации расходы в реальном выражении в 2023 году могут вернуться к уровню 2012-2014 годов, пишут в заключении к проекту бюджета эксперты Высшей школы экономики.

"Это бюджет выживания. Это не бюджет развития, в том смысле, что везде по чуть-чуть, чтобы хоть как-то продержаться", - сказала Суслина.

Минфин еще летом объявил, что в новом бюджете расходы, не связанные с публичными и социальными обязательствами, будут сокращены на 10%. Впервые будет урезана госпрограмма вооружений - на 5%.

По оценке Минфина, всего под секвестр попадут расходы на 927 миллиардов рублей в 2021 году, 970 миллиардов рублей в 2022 году и около 900 миллиардов рублей в 2023 году.

Сокращение не обошло стороной и президентские нацпроекты - траты на них предполагается сократить в 2021 году на 210,8 миллиарда рублей, или 8,6% по сравнению с планом в прежнем бюджете, в 2022 году - на 372,3 миллиарда рублей, или 12,5%.

"Не может быть такого, чтобы мы постоянно осуществляли стимулирование через бюджет. Это неправильно и невозможно с точки зрения макроэкономики", - говорил министр финансов Антон Силуанов.

По мнению Полевого, сокращение расходов и возвращение к бюджетному правилу будет негативно сказываться на экономике, однако с другой стороны эффективность госрасходов всегда вызывает вопросы.

"Сколько не вбухивай через бюджет, эффективность вряд ли драматически увеличится".

Софья Донец из Ренессанс Капитала считает, что консолидация в этот раз будет довольно мягкой и сокращение бюджетного стимула не окажет сильного сдерживающего влияния на экономику.

"Мне кажется, в этот раз баланс между желанием Минфина не потратить лишнего и запросом, чтобы бюджет поддерживал рост, найден. Мы не ждем большого охлаждающего эффекта, такого же заторможенного роста, который мы видели после кризиса 2014-2015 года", - сказала Донец.

Облегчить ситуацию с бюджетом может заложенный в параметры достаточно крепкий прогноз курса рубля, в то время как национальная валюта продолжает ослабевать, что положительно скажется на доходах и снизит потребность в заимствованиях, говорят эксперты.

Силуанов надеется, что вторая волна пандемии будет не такой продолжительной, как первая, но обещает в случае возникновения потребности в дополнительных ресурсах вновь обратиться к привычным источникам - увеличению заимствований, перераспределению трат внутри бюджета и поиску новых доходов.

http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter