«Черный день впереди». Как российские власти готовятся к рискам 2021 года » Элитный трейдер
Элитный трейдер


«Черный день впереди». Как российские власти готовятся к рискам 2021 года

6 ноября 2020 РБК | РБК Quote Хестанов Сергей
Одобренный Госдумой проект бюджета предполагает, что худшее для экономики еще впереди. Рыночные новости последних дней в такой прогноз хорошо вписываются, считает советник гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов

У резкого ослабления рубля, которое произошло в конце октября 2020 года, было несколько причин. Это и падение цен на нефть, и предстоящие непростые переговоры в рамках сделки ОПЕК+, и напряженное ожидание итогов президентских выборов в США. Но есть и еще фактор, который так или иначе способствует ослаблению российской валюты — стратегический курс на сокращение бюджетного дефицита. Значительная часть доходов федерального российского бюджета составляют поступления от экспорта, и ослабление рубля помогает не только экспортерам, но и Минфину (хоть и не вызывает энтузиазма у потребителей). А сбалансированный бюджет лучше противостоит любым внешним шокам.

Не торопятся тратить

Действительно, посмотрим на проект бюджета на 2021-23 годы, принятый Государственной думой в первом чтении 28 октября. В нем заложено снижение дефицита с 4,4% ВВП в 2020 году до 2,4% ВВП в 2021-м. Строго говоря, в условиях низкой инфляции последних лет в России уровень дефицита в 4,4% опасений вызывать не должен. В некоторых развитых странах этот показатель сейчас в разы выше, тем не менее никакого опасного разгона инфляции не происходит. Нет худа без добра — напуганные пандемией потребители не торопятся тратить деньги, даже если они у них есть.

Поэтому такое резкое сокращение дефицита российского бюджета удивляет. Обычно в условиях экономического кризиса государство наращивает госрасходы и снижает налоговое бремя. Такое поведение является классическим, начиная с середины XIX века. Но сейчас в России предполагается ровно обратное: рост фискальной нагрузки. Речь идет и о введении новых налогов (например, очень непопулярного налога на проценты по банковским вкладам), и о повышении уже существующих (НДФЛ).

Такая же ситуация и с расходами: на фоне явного спада в экономике они снижаются с 16,7% ВВП в 2020 году до 16,2% ВВП в 2021 году. В то же время госзаимствования остаются умеренными (несмотря на очень низкий по современным меркам госдолг), а средства ФНБ — тратятся очень скупо.

Долгие годы резервы копились ради того, чтобы использовать их во время «черного дня». «Черный день» в виде пандемии, локдаунов и спада экономической активности во всем мире (почти «идеальный шторм») — наступил, а Россия не торопится использовать свои резервы. Это очень странно, и для такой стратегии нужно иметь очень весомые аргументы.

Чего боится правительство

Единственная веская причина не тратить накопленные резервы — твердое убеждение монетарных властей, что по настоящему «черные дни» еще не наступили. Высокие риски внешних шоков заставляют соблюдать повышенную осторожность.

При этом главным риском выглядит не падение спроса на нефть (потери от сокращения российской добычи нефти в рамках сделки ОПЕК++ вполне терпимы) и не риски, связанные непосредственно с пандемией (в российской экономике доля сектора услуг не очень велика, а именно он сильнее всего пострадал от карантинных ограничений). Да и эпидемиологические показатели России — далеко не худшие в мире.

Главная причина принятия крайне осторожного бюджета, скорее всего, связана с высокой оценкой риска усиления антироссийских санкций. Выборы в США сильно снижают предсказуемость санкционной политики.

До сих пор и американские, и европейские (а ЕС традиционно принимает свои санкционные меры с оглядкой на действия США) санкции не слишком сильно давили на российскую экономику. Кроме двух крупных предпринимателей — Виктора Вексельберга и Олега Дерипаски — ключевые фигуры российского бизнеса почти не чувствовали прямого воздействия санкций. А самое главное — не пострадали поступления от экспорта, от которых существенно зависит федеральный бюджет.

Но американские выборы (имеют значения не только президентские, но и выборы в Сенат) могут это изменить, и проект российского бюджета наглядно демонстрирует, что эта угроза воспринята очень серьезно. Если же санкционная политика не претерпит существенных изменений, нельзя исключать, что во второй половине 2021 года мы увидим некоторый пересмотр бюджетной политики в сторону смягчения. Пока же приоритетом является снижение рисков.

http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter