Не слава КПСС. Российская политическая система, которой нет » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Не слава КПСС. Российская политическая система, которой нет

9 ноября 2020 ИХ "Финам" Братерский Александр
Интерес к борьбе кандидатов от двух главных партий США на президентских выборах-2020 отодвинул в сторону другую знаменательную дату: запрет президентом России Борисом Ельциным некогда главной и единственной партии страны - КПСС. Указ Ельцина от 6 ноября 1991 года, запрещавший деятельность КПСС и Компартии РСФСР на территории России, фактически подводил черту под ранними указами о приостановке ее деятельности. C тех пор российская партийная система расцвела пышным цветом, однако эффективнее она от этого не стала.

Согласно указу, имущество КПСС подлежало национализации, а организационные структуры партии подлежали роспуску. Мотивация Ельцина была простой: структуры КПСС фактически поддержали путч против президента СССР Михаила Горбачева в августе 1991 года.

Правда, ко времени запрета КПСС была фактически мертвым львом. Свой статус "руководящей и направляющей силы" советского общества она к тому времени уже потеряла. Известная статья о роли КПСС была в марте 1990 года изъята из Конституции CCCР. Правда, летевший назад из Фороса вместе с Горбачевым тогдашний вице-президент Александр Руцкой был против: "Не надо было отменять 6 статью, без нее страна развалится". Эти слова, как вспоминал Руцкой в беседе с автором этой статьи, он как упрек адресовал Горбачеву.

Отчасти это была правда. Стареющая и забронзовевшая партия КПСС действительно была "государством в государстве", которая фактически подмяла под себя советскую систему власти. Именно в ЦК была сосредоточена реальная власть, а Верховный Совет, советский парламент, представлял из себя лишь декорацию.

Однако, несмотря на многие проблемы, бюрократический аппарат КПСС работал неплохо. Продюсер Леонид Дзюник, который во времена ССCР имел опыт работы в партийных структурах советской Украины, вспоминает в беседе с Finam.ru, что тогдашние деятели были обязаны принимать граждан и выслушивать их проблемы: "Реакция была моментальная, если что - "партбилет на стол". А сейчас всем все пофигу".

В свой главный и последний клинч КПСС вошла в годы перестройки, фактически разделившись на два течения: партийных реформаторов, которые поддерживали нового генсека Михаила Горбачева, и консерваторов. Впоследствии в КПСС возникли различные идеологические течения, главным из которых стала "демократическая пллатформа в КПСС". "КПСС была беременна многопартийностью", - писал в "Известиях" главный идеолог перестройки Александр Яковлев.

На развале "единой и неделимой" КПСС возникли самые различные партии, многие из которых впоследствии канули в лету. Пришедший к власти Борис Ельцин никакую партию не возглавил, хотя фактически его "партией" стал "Выбор России" премьера Егора Гайдара. Однако в декабре 1993 года она получила сокрушительное поражение от ЛДПР Владимира Жириновского. Националистическую партию назвали "Либерально-демократической" не мудрствуя лукаво. Название позаимствовали у Либерально-демократической партии Японии.

Партия власти в тени КПСС

"Какую партию не создавай, получается КПСС", - сказал в свое время известный своими афоризмами премьер Виктор Черномырдин. В мае 1995 года харизматичный премьер сам занялся партийным строительством, создав собственную партийную структуру "Наш дом Россия". Партия, которую хотели сделать центристской, но с элементами разумного консерватизма, на самом деле просто собрала под свои знамена хозяйственную и региональную элиту. Ее судьба оказалась печальной: в декабре 1999 года, получив чуть более 1%, в парламент она не попала.

Поняв свои ошибки, кремлевские идеологи начали с создания регионального движения, целью которого было объединение региональных политиков близких к Кремлю. Движение "Единство", членами которого стали региональные губернаторы и тогдашний глава МЧС, а ныне глава Минобороны Сергей Шойгу, создавалось для поддержки кандидата в президенты Владимира Путина.

В декабре 2001 года партия слилась со своим прямым конкурентом, левой партией "Отечество - вся Россия", куда входили ныне покойные экс-мэр Москвы Юрий Лужков и бывший глава МИД и экс-премьер Евгений Примаков. Последний рассматривался как альтернатива Путину. Новая партия получила название "Единая Россия".

"Единая Россия" стала "точкой сборки страны", скажет впоследствии о партии Путин, который при этом никогда не вступал в нее и даже открыто дистанцировался от нее на выборах. Сама "Единая Россия", которую кремлевские политтехнологи называли "партией власти", де-юре никогда не была реально правящей партией. Она не формировала правительства, а некоторые министры вступали в партию "задним числом". Как объяснил Finam.ru один из бывших высокопоставленных "единороссов", это было сделано с целью привлекать в правительство профессионалов, а не партийные кадры.

Новые партии со Старой площади

В кампании 1993 года участвовало 18 партий и 5 избирательных объединений. После прихода к власти Владимира Путина законодательство стало ужесточаться, что привело к сокращению числа партий. В последние месяцы пребывания на посту президента Дмитрия Медведева был принят закон, позволяющий регистрировать партии численностью до 500 человек. Сейчас в стране около 40 партий, однако активны лишь около десятка из них.

Главная проблема партийной системы России в том, что партии здесь в отличие от большинства стран Европы не выросли из "корней травы", а фактически рождались идеологами администрации президента. Именно поэтому, когда Кремль терял интерес к очередному партийному проекту, тот сразу же терял поддержку лояльных спонсоров.

То же самое касалось и партий "оппозиции". Желая избавиться от надоевшей, но вполне идеологической КПРФ, Кремль пытался искусственно создавать конкурента "Единой России" на левом фланге. "Проблема в том, что нет альтернативной крупной партии, нет у общества "второй ноги", на которую можно переступить, когда первая затекла", - объяснял необходимость левой партии Владислав Сурков в 2006 году. Так была создана "Справедливая Россия", которую возглавил соратник Путина, глава Совета Федерации Сергей Миронов.

Однако появление в "Справедливой России" ярких депутатов и поддержка "эсерами" критики правительства Путина привели к тому, что партию стали откровенно "мочить". Как фарс повторилась история с партией "Родина". Эта националистическая партия под руководством нынешнего главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина была создана в кабинетах Кремля. Задачей партии ставилось "откусывать" голоса у КПРФ, но в декабре 2003 года она триумфально вошла в Госдуму на критике "Единой России". Через некоторое время Кремль поставил на партии крест, а ее лидера Рогозина от греха подальше отправил послом в НАТО.

Партии на Западе тоже теряют влияние

В преддверии выборов декабря 2021 года Кремль вновь занялся партийным строительством. Фактически с одобрения властей вновь создаются партийные структуры на любой вкус и цвет, начиная от левопатриотической партии "За Правду" писателя Захара Прилепина до правоцентристской партии "Новые люди", возглавляемой бизнесменом Алексеем Нечаевым. Цель новых партийных структур одна: "усиление" формально правящей "Единой России" и вытеснение с поля все еще популярные структуры КПРФ и ЛДПР.

При этом, "Единая Россия" хотя и сохраняет монопольное положение, уже не та, что прежде. Партию активно теснят в регионах. По итогам региональных выборов "ЕР" потеряла большинство в парламентах трех субъектов: Томске, Новосибирске и Тамбове. Кроме этого, большинства у партии нет и в региональных парламентах Хакаcии, Иркутской области и Ульяновской области. Однако "партии власти" удается проводить нужные законы, объединяясь с лояльными одномандатниками.

Россия, с ее во многом искусственной партийной системой, в сегодняшней ситуации выглядит "родиной слонов". Однако традиционная партийная система терпит кризис и на Западе. Партии размывают свою идеологию, чтобы привлечь к себе самых разных избирателей. Социалисты становятся не отличимыми от либералов, умеренные националисты - от консерваторов. В этой связи большинство западных экспертов говорит о закате традиционных центристских партий, которые многие годы находились у власти в странах ЕС. Одним из ярких примеров стала Франция, где, сколотив под выборы свое собственное движение "Вперед республика", Эманнуэль Макрон отодвинул с политической сцены как социалистов, так и правых голлистов.

Членство в традиционных европейских партиях уменьшается, уже давно констатируется в докладе американского Willson Center. Аналогичная ситуация происходит и с голосованием за эти политические силы. Как отмечается в докладе, "сокращение членства в профсоюзах и национальных церквях в Европе предполагает, что снижение влияния политических партий в Европе связано с более широкими социально-экономическими тенденциями". В пику традиционным партиям тут и там возникают различные эклектичные политические силы, такие как "Альтернатива для Германии" и "Партия Соединенного королевства" в Великобритании.

Определенный кризис испытывает и двухпартийная система США. Подтверждение тому - ухватившаяся за кандидатуру Дональда Трампа Республиканская партия, которая теряла популярность как традиционная партия консерватизма. В свою очередь, усиление левых тенденций внутри Демократической партии, благодаря экс-кандидату в президенты Берни Сандерсу, также продемонстрировало, что избиратель уже не удовлетоворен традиционным либерализмом и ждет от партии более резкого движения влево.

Кроме этого, согласно опросу Gallup, проведенному еще в 2018 году, 57% американцев заявляло, что в стране есть нужда в третьей крупной политической партии.

В России, скорее всего, такой нужды нет. Во времена КПСС была такая шутка, что вторая партия не нужна, так как "народ ее не прокормит". Вполне актуальная максима и для сегодняшнего дня.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter