IPO интернет-ритейлера Ozon обещает быть интересным » Элитный трейдер
Элитный трейдер


IPO интернет-ритейлера Ozon обещает быть интересным

17 ноября 2020 investing.com | Ozon Пахомов Григорий
Ещё в начале октября стало известно, что крупнейший российский интернет-магазин Ozon планирует выйти на IPO: торги могут открыться на бирже Nasdaq уже 25 ноября. Самое время оценить потенциализвестного отечественного бренда и риски его бизнес-модели.

Более двух десятилетий на рынке

Сейчас мало кто помнит, что магазин Ozon появился ещё в прошлом столетии. Он основан в Санкт-Петербурге в 1998 году Александром Егоровым и Дмитрием Рудаковым. Первоначально предполагалось, что компания будет заниматься продажами книг и видео в режиме онлайн. Создатели искали для своего детища запоминающееся название: они остановились на химическом термине, под которым подразумевается «газ жизни» или «лёгкий газ».

В феврале 2014 года было объявлено, что 20% акций компании приобретает АФК Система (MCX:AFKS) и МТС (MCX:MTSS). В конце 2014 года стала известна сумма сделки – 150 миллионов долларов. Это был рекорд для российского интернет-ритейла. В марте 2018 года МТС инвестировала в Ozon 1,15 миллиарда рублей, нарастив свою долю в нём с 11,2% до 13,7%. Позже доля МТС была увеличена до 16,66%, сумма сделки не раскрывается.

Привлечённые средства Ozon вкладывает в развитие инфраструктуры и новые проекты. В частности, в 2018 году интернет-магазин получил лицензию на фармацевтическую деятельность и начал доставлять лекарства на дом.

В 2020 году, по версии Forbes, компания заняла шестое место в списке самых дорогих игроков российского сегмента сети интернет. Сейчас в штат Ozon входят около 12 тысяч сотрудников. При этом более 20 лет магазин оставался убыточным, а операционные расходы покрывались за счёт средств инвесторов.

Оценки предстоящего размещения

В преддверии выхода на биржу мнения об устойчивости бизнес-модели компании Ozon разделились. Оптимисты напоминают, что сейчас трудно отыскать жителей крупных российских городов, которые не пользуются услугами анализируемого онлайн-ритейлера. Компания за последние годы охватила огромную долю товарного сегмента. В её ассортименте есть всё – от доступных повседневных товаров до предложений класса люкс.

Одно из основных преимуществ компании заключается в том, что она уже давно работает в сегменте online, в то время как многие другие игроки только перестраивают свои платформы под удовлетворение потребностей клиентов в дистанционных покупках. С приходом пандемии коронавирусной инфекции интерес к услугам интернет-ритейлеров серьёзно вырос. Сегодня данные о росте интернет-продаж в дистанционном режиме несколько разнятся. Одни аналитики уверяют, что расширение доли онлайн-покупок достигло 300%. По более скромным оценкам, соответствующие показатели прибавили лишь 60%. Тем не менее, стремительный и вместе с тем устойчивый рост спроса на покупки дистанционном режиме очевиден. Следовательно, участники рынка интернет-ритейла имеют высокий потенциал к дальнейшему развитию и увеличению прибыли.

В проспекте эмиссии Ozon сказано, что число активных покупателей достигло 11,4 миллиона, а продажи в 2020 году выросли в три раза по сравнению с 2019 годом.

Ключевым аргументом пессимистов является убыточность компании. Капитализация Ozon составляет более 5 миллиардов долларов, при этом её долги превышают 10 миллиардов долларов. В течение более двух десятилетий операционные расходы покрывались за счёт средств инвесторов. Впрочем, очевидно, что доходы магазина обеспечивают развитие бизнеса. В США такая модель является достаточно типичной, а компаниям, которые придерживались её, в текущем году удавалось привлечь внимание инвесторов в ходе IPO. В пример можно привести Corsair (NASDAQ:CRSR), Snowflake (NYSE:SNOW) и другие.

Ещё одним фактором, который может негативно отразиться на предстоящих торгах, является специфика геополитической ситуации. Размещение компании будет проходить в США, и спрос со стороны инвесторов, которые не являются российскими резидентами, может быть слабым на фоне неопределённости с выборами и возможным приходом к власти демократов, которые, как известно, не планируют восстанавливать дружеские отношения с нашей страной. Возможность в будущем продолжения санкционной риторики, несомненно, отразится на размещении акций, однако вопрос о том, будет влияние отрицательным или, напротив, приведёт к росту, остаётся открытым.

Исход первичного размещения российской интернет-магазина Ozon сегодня предугадать непросто. Лишь одно можно сказать точно: отечественные компании не так часто выходят на американские площадки, поэтому предстоящее IPO обещает быть максимально интересным.

http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter