Экономика России вынужденно встает на цифровые рельсы » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Экономика России вынужденно встает на цифровые рельсы

30 ноября 2020 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
Пандемия коронавируса стала серьёзным испытанием на прочность для российской экономики. Больше всего пострадали компании, ориентированные на офлайн, например, заведения общепита, а также работающие в сфере туризма. Однако период локдаунов и массовый перевод работников, а также школьников и студентов на "удалёнку" поспособствовал развитию IT-сектора. Экономика вынужденно встала на цифровые рельсы и начала переходить в онлайн. Рассказываем, как обстоят дела с цифровизацией в России.

Вовлечение россиян в цифровую среду

По данным НИУ ВШЭ, доступ в интернет имеют 76,9% российских домохозяйств. Для сравнения в Корее уже почти повсеместное интернет-покрытие - 99%. Доля ежедневно выходящих в сеть россиян тоже растёт с годами: в 2010 году каждый день в сети бывали всего 26% населения, а сейчас уже почти три четверти населения - 72,6%. Причём интернет-аудитория активно расширяется за счёт притока лиц старших возрастов. По статистике НИУ ВШЭ, доля ежедневных пользователей в возрастном диапазоне 35-44 лет в 2019 году составила 85, 7%, на 20% больше, чем среди этой же возрастной группы в 2018 году. Доля ежедневных пользователей в возрасте 45-54 лет (в 2019 году) выросла ещё больше, на 27,3% и составила 74,7%, при этом доля лиц 55-64 лет - 49,9% (+23,8% за год), в возрасте 65-74 лет - 22,9% (+13,1%).

Кроме того, растёт и доля смартфонов, с которых россияне выходят в сеть – за пять лет она почти удвоилась: в 2015 со смартфонов в интернет выходили 37,6%, а в 2019 - уже 59,2%.

Цифровая грамотность россиян

По данным аналитического центра НАФИ, только 27% россиян, каждый четвертый, обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Именно из-за недостаточной компетентности в сфере цифровых технологий многие организации и их сотрудники столкнулись с проблемами при переходе на удалённый формат работы. При этом многие работники понимают важность знаний и навыков в цифровой сфере. Например, 65% работников считают, что персонал их организации могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий.

По оценкам НАФИ, в 2020 году уровень цифровой грамотности россиян составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100. При этом самые высокие показатели цифровой грамотности демонстрируют жители Северо-Западного федерального округа, а самые низкие - Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Сильнее всего цифровая грамотность зависит от возраста человека: самые грамотные люди до 44 лет (59-61 пунктов), а самый низкий уровень цифровой компетенции у людей старше 55 лет.

Внедрение цифровых технологий в бизнес

По оценкам НИУ ВШЭ, российский бизнес постепенно наращивает свой цифровой потенциал, но при этом заметно отстаёт от многих западных стран.

Например, в 2019 году индекс цифровизации бизнеса в России составлял 32 пункта, тогда как в Финляндии и Дании он находился на отметке 52 и 50 пунктов соответственно.

О недостаточно высоком уровне внедрения цифровых технологий в работу бизнеса говорит и тот факт, что только треть российских компаний используют автоматизирующие системы для работы с ключевыми данными.

Каждая третья российская организация использует, как минимум, одну из трех информационных систем - ERP, CRM или SCM. При этом ERP-системы, используемые для внутреннего электронного бизнеса, являются самыми распространенными. С ними работают 23,3% организаций. Однако этот показатель по-прежнему в 1,8-2 раза меньше аналогичного в Корее, Франции или Финляндии.

Онлайн-торговля

По данным "Сбербанка", почти 40% россиян за время пандемии полностью отказались от наличных денег и перешли на безналичный расчёт.

Согласно исследованию компании AdvantShop, специализирующейся на разработке интернет-магазинов, общий оборот российских интернет-магазинов, входящих в топ-100, в апреле 2020 года, после введения локдаунов, вырос сразу на 23,91% по сравнению с предыдущим месяцем и на 36% по сравнению с апрелем 2019 года. При этом средний чек, наоборот, снизился на 11% по сравнению с прошлогодним.

По оценкам российского исследовательского агентства Data Insight, благодаря пандемии среднегодовой темп роста онлайн-торговли вырос с 28 до 33%, а пандемия привела в интернет-магазины более 10 млн. новых покупателей.

В целом можно отметить, что хотя уровень цифровизации российских компаний и компетенции их сотрудников в сфере цифровых технологий ещё недостаточно высок и отстаёт от западных стран, однако всеобщий переход к "цифре" уже вступил в активную стадию, что видно благодаря быстро растущей онлайн-торговле и расширяющейся год от года интернет- аудитории.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter