Экономика России вынужденно встает на цифровые рельсы

Пандемия коронавируса стала серьёзным испытанием на прочность для российской экономики. Больше всего пострадали компании, ориентированные на офлайн, например, заведения общепита, а также работающие в сфере туризма. Однако период локдаунов и массовый перевод работников, а также школьников и студентов на "удалёнку" поспособствовал развитию IT-сектора. Экономика вынужденно встала на цифровые рельсы и начала переходить в онлайн. Рассказываем, как обстоят дела с цифровизацией в России.

Вовлечение россиян в цифровую среду

По данным НИУ ВШЭ, доступ в интернет имеют 76,9% российских домохозяйств. Для сравнения в Корее уже почти повсеместное интернет-покрытие - 99%. Доля ежедневно выходящих в сеть россиян тоже растёт с годами: в 2010 году каждый день в сети бывали всего 26% населения, а сейчас уже почти три четверти населения - 72,6%. Причём интернет-аудитория активно расширяется за счёт притока лиц старших возрастов. По статистике НИУ ВШЭ, доля ежедневных пользователей в возрастном диапазоне 35-44 лет в 2019 году составила 85, 7%, на 20% больше, чем среди этой же возрастной группы в 2018 году. Доля ежедневных пользователей в возрасте 45-54 лет (в 2019 году) выросла ещё больше, на 27,3% и составила 74,7%, при этом доля лиц 55-64 лет - 49,9% (+23,8% за год), в возрасте 65-74 лет - 22,9% (+13,1%).

Кроме того, растёт и доля смартфонов, с которых россияне выходят в сеть – за пять лет она почти удвоилась: в 2015 со смартфонов в интернет выходили 37,6%, а в 2019 - уже 59,2%.

Цифровая грамотность россиян

По данным аналитического центра НАФИ, только 27% россиян, каждый четвертый, обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Именно из-за недостаточной компетентности в сфере цифровых технологий многие организации и их сотрудники столкнулись с проблемами при переходе на удалённый формат работы. При этом многие работники понимают важность знаний и навыков в цифровой сфере. Например, 65% работников считают, что персонал их организации могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий.

По оценкам НАФИ, в 2020 году уровень цифровой грамотности россиян составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100. При этом самые высокие показатели цифровой грамотности демонстрируют жители Северо-Западного федерального округа, а самые низкие - Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Сильнее всего цифровая грамотность зависит от возраста человека: самые грамотные люди до 44 лет (59-61 пунктов), а самый низкий уровень цифровой компетенции у людей старше 55 лет.

Внедрение цифровых технологий в бизнес

По оценкам НИУ ВШЭ, российский бизнес постепенно наращивает свой цифровой потенциал, но при этом заметно отстаёт от многих западных стран.

Например, в 2019 году индекс цифровизации бизнеса в России составлял 32 пункта, тогда как в Финляндии и Дании он находился на отметке 52 и 50 пунктов соответственно.

О недостаточно высоком уровне внедрения цифровых технологий в работу бизнеса говорит и тот факт, что только треть российских компаний используют автоматизирующие системы для работы с ключевыми данными.

Каждая третья российская организация использует, как минимум, одну из трех информационных систем - ERP, CRM или SCM. При этом ERP-системы, используемые для внутреннего электронного бизнеса, являются самыми распространенными. С ними работают 23,3% организаций. Однако этот показатель по-прежнему в 1,8-2 раза меньше аналогичного в Корее, Франции или Финляндии.

Онлайн-торговля

По данным "Сбербанка", почти 40% россиян за время пандемии полностью отказались от наличных денег и перешли на безналичный расчёт.

Согласно исследованию компании AdvantShop, специализирующейся на разработке интернет-магазинов, общий оборот российских интернет-магазинов, входящих в топ-100, в апреле 2020 года, после введения локдаунов, вырос сразу на 23,91% по сравнению с предыдущим месяцем и на 36% по сравнению с апрелем 2019 года. При этом средний чек, наоборот, снизился на 11% по сравнению с прошлогодним.

По оценкам российского исследовательского агентства Data Insight, благодаря пандемии среднегодовой темп роста онлайн-торговли вырос с 28 до 33%, а пандемия привела в интернет-магазины более 10 млн. новых покупателей.

В целом можно отметить, что хотя уровень цифровизации российских компаний и компетенции их сотрудников в сфере цифровых технологий ещё недостаточно высок и отстаёт от западных стран, однако всеобщий переход к "цифре" уже вступил в активную стадию, что видно благодаря быстро растущей онлайн-торговле и расширяющейся год от года интернет- аудитории.
Источник: http://www.finam.ru/

Российский рынок снижается на фоне глобального падения аппетитов к риску
Открытие | Обзор рынка
Инфляция или дефляция — все равно золото выиграет, считает WGC
KITCO.COM | Металлы | Gold (XAU/USD)
В США запустили криптовалютный благотворительный фонд по борьбе с раком
ForkLog | Новости
Velodyne получила контракт на поставку 3D-сканеров
Фридом Финанс | Компании
О долговых рынках
investing.com | Облигации
Рынок движется вместе с долларом
fxempire.com | Металлы | Silver (XAG/USD)
Рейтинг многих нефтяных компаний поставлен s&p на пересмотр с возможным понижением. Не все
Компании
Акции Gamestop: как форуму Reddit удалось разорить хедж-фонд
Акции
PayPal заработает на криптовалютах
Invest Heroes | Компании | Paypal
Маркет мейкер начал выносить хомяков
Криптовалюта | ТВ

Еще материалы
Данный материал не имеет статуса персональной инвестиционной рекомендации При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=534155 обязательна Условия использования материалов