30 ноября 2020 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
Пандемия коронавируса стала серьёзным испытанием на прочность для российской экономики. Больше всего пострадали компании, ориентированные на офлайн, например, заведения общепита, а также работающие в сфере туризма. Однако период локдаунов и массовый перевод работников, а также школьников и студентов на "удалёнку" поспособствовал развитию IT-сектора. Экономика вынужденно встала на цифровые рельсы и начала переходить в онлайн. Рассказываем, как обстоят дела с цифровизацией в России.
Вовлечение россиян в цифровую среду
По данным НИУ ВШЭ, доступ в интернет имеют 76,9% российских домохозяйств. Для сравнения в Корее уже почти повсеместное интернет-покрытие - 99%. Доля ежедневно выходящих в сеть россиян тоже растёт с годами: в 2010 году каждый день в сети бывали всего 26% населения, а сейчас уже почти три четверти населения - 72,6%. Причём интернет-аудитория активно расширяется за счёт притока лиц старших возрастов. По статистике НИУ ВШЭ, доля ежедневных пользователей в возрастном диапазоне 35-44 лет в 2019 году составила 85, 7%, на 20% больше, чем среди этой же возрастной группы в 2018 году. Доля ежедневных пользователей в возрасте 45-54 лет (в 2019 году) выросла ещё больше, на 27,3% и составила 74,7%, при этом доля лиц 55-64 лет - 49,9% (+23,8% за год), в возрасте 65-74 лет - 22,9% (+13,1%).
Кроме того, растёт и доля смартфонов, с которых россияне выходят в сеть – за пять лет она почти удвоилась: в 2015 со смартфонов в интернет выходили 37,6%, а в 2019 - уже 59,2%.
Цифровая грамотность россиян
По данным аналитического центра НАФИ, только 27% россиян, каждый четвертый, обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Именно из-за недостаточной компетентности в сфере цифровых технологий многие организации и их сотрудники столкнулись с проблемами при переходе на удалённый формат работы. При этом многие работники понимают важность знаний и навыков в цифровой сфере. Например, 65% работников считают, что персонал их организации могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий.
По оценкам НАФИ, в 2020 году уровень цифровой грамотности россиян составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100. При этом самые высокие показатели цифровой грамотности демонстрируют жители Северо-Западного федерального округа, а самые низкие - Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Сильнее всего цифровая грамотность зависит от возраста человека: самые грамотные люди до 44 лет (59-61 пунктов), а самый низкий уровень цифровой компетенции у людей старше 55 лет.
Внедрение цифровых технологий в бизнес
По оценкам НИУ ВШЭ, российский бизнес постепенно наращивает свой цифровой потенциал, но при этом заметно отстаёт от многих западных стран.
Например, в 2019 году индекс цифровизации бизнеса в России составлял 32 пункта, тогда как в Финляндии и Дании он находился на отметке 52 и 50 пунктов соответственно.
О недостаточно высоком уровне внедрения цифровых технологий в работу бизнеса говорит и тот факт, что только треть российских компаний используют автоматизирующие системы для работы с ключевыми данными.
Каждая третья российская организация использует, как минимум, одну из трех информационных систем - ERP, CRM или SCM. При этом ERP-системы, используемые для внутреннего электронного бизнеса, являются самыми распространенными. С ними работают 23,3% организаций. Однако этот показатель по-прежнему в 1,8-2 раза меньше аналогичного в Корее, Франции или Финляндии.
Онлайн-торговля
По данным "Сбербанка", почти 40% россиян за время пандемии полностью отказались от наличных денег и перешли на безналичный расчёт.
Согласно исследованию компании AdvantShop, специализирующейся на разработке интернет-магазинов, общий оборот российских интернет-магазинов, входящих в топ-100, в апреле 2020 года, после введения локдаунов, вырос сразу на 23,91% по сравнению с предыдущим месяцем и на 36% по сравнению с апрелем 2019 года. При этом средний чек, наоборот, снизился на 11% по сравнению с прошлогодним.
По оценкам российского исследовательского агентства Data Insight, благодаря пандемии среднегодовой темп роста онлайн-торговли вырос с 28 до 33%, а пандемия привела в интернет-магазины более 10 млн. новых покупателей.
В целом можно отметить, что хотя уровень цифровизации российских компаний и компетенции их сотрудников в сфере цифровых технологий ещё недостаточно высок и отстаёт от западных стран, однако всеобщий переход к "цифре" уже вступил в активную стадию, что видно благодаря быстро растущей онлайн-торговле и расширяющейся год от года интернет- аудитории.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter
Вовлечение россиян в цифровую среду
По данным НИУ ВШЭ, доступ в интернет имеют 76,9% российских домохозяйств. Для сравнения в Корее уже почти повсеместное интернет-покрытие - 99%. Доля ежедневно выходящих в сеть россиян тоже растёт с годами: в 2010 году каждый день в сети бывали всего 26% населения, а сейчас уже почти три четверти населения - 72,6%. Причём интернет-аудитория активно расширяется за счёт притока лиц старших возрастов. По статистике НИУ ВШЭ, доля ежедневных пользователей в возрастном диапазоне 35-44 лет в 2019 году составила 85, 7%, на 20% больше, чем среди этой же возрастной группы в 2018 году. Доля ежедневных пользователей в возрасте 45-54 лет (в 2019 году) выросла ещё больше, на 27,3% и составила 74,7%, при этом доля лиц 55-64 лет - 49,9% (+23,8% за год), в возрасте 65-74 лет - 22,9% (+13,1%).
Кроме того, растёт и доля смартфонов, с которых россияне выходят в сеть – за пять лет она почти удвоилась: в 2015 со смартфонов в интернет выходили 37,6%, а в 2019 - уже 59,2%.
Цифровая грамотность россиян
По данным аналитического центра НАФИ, только 27% россиян, каждый четвертый, обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Именно из-за недостаточной компетентности в сфере цифровых технологий многие организации и их сотрудники столкнулись с проблемами при переходе на удалённый формат работы. При этом многие работники понимают важность знаний и навыков в цифровой сфере. Например, 65% работников считают, что персонал их организации могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий.
По оценкам НАФИ, в 2020 году уровень цифровой грамотности россиян составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100. При этом самые высокие показатели цифровой грамотности демонстрируют жители Северо-Западного федерального округа, а самые низкие - Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Сильнее всего цифровая грамотность зависит от возраста человека: самые грамотные люди до 44 лет (59-61 пунктов), а самый низкий уровень цифровой компетенции у людей старше 55 лет.
Внедрение цифровых технологий в бизнес
По оценкам НИУ ВШЭ, российский бизнес постепенно наращивает свой цифровой потенциал, но при этом заметно отстаёт от многих западных стран.
Например, в 2019 году индекс цифровизации бизнеса в России составлял 32 пункта, тогда как в Финляндии и Дании он находился на отметке 52 и 50 пунктов соответственно.
О недостаточно высоком уровне внедрения цифровых технологий в работу бизнеса говорит и тот факт, что только треть российских компаний используют автоматизирующие системы для работы с ключевыми данными.
Каждая третья российская организация использует, как минимум, одну из трех информационных систем - ERP, CRM или SCM. При этом ERP-системы, используемые для внутреннего электронного бизнеса, являются самыми распространенными. С ними работают 23,3% организаций. Однако этот показатель по-прежнему в 1,8-2 раза меньше аналогичного в Корее, Франции или Финляндии.
Онлайн-торговля
По данным "Сбербанка", почти 40% россиян за время пандемии полностью отказались от наличных денег и перешли на безналичный расчёт.
Согласно исследованию компании AdvantShop, специализирующейся на разработке интернет-магазинов, общий оборот российских интернет-магазинов, входящих в топ-100, в апреле 2020 года, после введения локдаунов, вырос сразу на 23,91% по сравнению с предыдущим месяцем и на 36% по сравнению с апрелем 2019 года. При этом средний чек, наоборот, снизился на 11% по сравнению с прошлогодним.
По оценкам российского исследовательского агентства Data Insight, благодаря пандемии среднегодовой темп роста онлайн-торговли вырос с 28 до 33%, а пандемия привела в интернет-магазины более 10 млн. новых покупателей.
В целом можно отметить, что хотя уровень цифровизации российских компаний и компетенции их сотрудников в сфере цифровых технологий ещё недостаточно высок и отстаёт от западных стран, однако всеобщий переход к "цифре" уже вступил в активную стадию, что видно благодаря быстро растущей онлайн-торговле и расширяющейся год от года интернет- аудитории.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter