2 декабря 2020 ИХ "Финам"
Bybit запустила премаркет токена Notcoin
Реклама
Российское правительство недавно объявило, что намерено предпринять еще одну попытку реформирования целого ряда институтов развития. Новые инициативы предусматривают значительную реорганизацию сектора, в частности сокращение числа институтов развития и перераспределение их полномочий посредством объединения одних организаций и упразднения других. Реформа может способствовать оптимизации бюджетных расходов и укрепить роль банка развития ВЭБ.РФ (ВВВ-/Стабильный/А-2), который станет ключевым инструментом реализации государственной политики. В то же время эффективность запланированных мер с точки зрения повышения темпов экономического роста пока представляется экспертам S&P неопределенной.
О конкретных деталях и времени проведения реформы будет объявлено позднее. Однако на данном этапе эксперты S&P полагают, что результатом реорганизации может стать повышение роли банка развития ВЭБ.РФ, в структуру которого в качестве его дочерних организаций войдут несколько других институтов развития, включая РОСНАНО, АО "Корпорация "МСП", фонд "Сколково". Если эти планы будут реализованы, баланс ВЭБ.РФ увеличится на 20-25% - примерно до 4% ВВП. Это может подкрепить точку зрения S&P о неразрывной связи банка с российским правительством и критически важной роли банка для государства, что позволит S&P приравнять рейтинг ВЭБ.РФ к суверенному рейтингу.
В настоящее время в России насчитывается около 40 институтов развития, созданных в разные годы, под управлением которых находятся активы стоимостью не менее 20% ВВП. Эти организации имеют различные бизнес-модели, правовой статус и степень управленческой независимости (см. диаграмму). Общая цель сектора институтов развития заключается в устранении предполагаемых "провалов" рынка в таких сферах, как повышение диверсификации экономики, развитие инфраструктуры и жилищного строительства. Некоторые организации были созданы с целью усиления инновационного потенциала страны и стимулирования регионального развития, однако эти цели не всегда были четко сформулированы. Государство, включая сектор институтов развития, играет доминирующую роль в экономике, и, по некоторым оценкам, на долю операций с его участием приходится 40-45% формального сектора экономики.
Диаметр окружности и цифры в скобках (млрд руб. ) отображают размер активов. Активы групп компаний указаны на консолидированной основе. Организации, выполняющие несколько функций, классифицируются в соответствии с их основным направлением деятельности. Агентство по технологическому развитию, Фонд развития Дальнего Востока и Арктики и Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике не отражены на диаграмме в связи с небольшим размером их активов. ЭКСАР - АО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций". РЭЦ - АО "Российский экспортный центр". РВК - АО "Российская венчурная компания". АСВ - Агентство по страхованию вкладов. РФРИТ - Российский фонд развития информационных технологий. РФПИ - Российский фонд прямых инвестиций. ОЭЗ - АО "Особые экономические зоны". КРДВ - АО "Корпорация развития Дальнего Востока". КРСК - Акционерное общество "Корпорация развития Северного Кавказа".
Источник: S&P Global Ratings. Copyright © 2020 by Standard & Poor's Financial Services LLC. All rights reserved.
На взгляд экспертов S&P, одним из мотивов реформирования сектора могла стать попытка государства оптимизировать расходы федерального бюджета. По примерным расчетам S&P, чистая бюджетная поддержка институтов развития, в частности объем вливаний в капитал и субсидий за вычетом дивидендов, выплачиваемых этими организациями в бюджет, составляет в среднем 0,8-1% ВВП ежегодно. Учитывая планы правительства по консолидации государственных финансов начиная с 2021 г. (после того, как бюджетные показатели оказались под давлением в связи с пандемией COVID-19), S&P полагают, что реорганизация может стать одним из источников повышения эффективности и оптимизации расходов в случае эффективной реализации этих мер.
Однако, на взгляд экспертов S&P, более важным является тот факт, что объявленные меры могут служить подтверждением того, что в прошлом схожие реформы не приносили удовлетворительных результатов. В частности, в середине 2010-х государство передало некоторые функции (например, развитие малого и среднего бизнеса), находившиеся в ведении ВЭБ.РФ, другим государственным агентствам. Другой пример - решение объединить АИЖК (ДОМ.РФ) с государственным банком "Российский Капитал" в 2017 г. Нынешняя реформа, насколько ее понимают эксперты S&P, предполагает корректировку обоих решений.
Кроме того, предложенная реформа свидетельствует и об ограниченном влиянии институтов развития на темпы роста экономики России. За прошедшее десятилетие число институтов развития удвоилось, но рост ВВП на душу населения остался невысоким, составляя в среднем 0,8%. Частично это объясняется тем, что использование институтов развития в качестве инструментов реализации государственной политики, как правило, приводило к усилению роли государства в экономике. В рамках неблагоприятной институциональной среды и невысокого качества госуправления крупный государственный сектор приводил к ослаблению рыночной конкуренции и снижал эффективность распределения ресурсов, тем самым оказывая давление на рост производительности. В этом контексте государственные институты развития являются скорее препятствием на пути повышения долгосрочных темпов экономического роста, чем их катализатором.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter